История развития профессии педагога - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

История развития профессии педагога

Кашлакова М.В. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Образованный человек найдёт хорошую работу, будет приятен людям, потому что с грамотным человеком приятно работать и общаться. Для того чтобы получить хорошее образование нужны квалифицированные педагоги. Ведь перед педагогом стоит цель- понять цели воспитанника, и направить все усилия на достижение этой цели. В профессии педагога очень важно уметь общаться. Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность воспитанника, процессом которого он руководит. Педагогика неотделима от развития общества.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные наставники, классные дамы и т.п.

 

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Формирование педагогики как науки было вызвано растущими к жизни потребностями. Потребностями в теоретическом осмыслении и обобщении опыта обучения, воспитания подрастающего поколения. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Таким образом, образование и воспитание превратились в потребность и стали важным фактом для развития.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, выделение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались и были сделаны первые педагогические обобщения.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно важные системы нравственного, трудового воспитания. Возникнув, как наука о воспитании детей, педагогика по мере расширения границ воспитания в жизни общества становится наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густонаселена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.

Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика"- одна из первых научно-педагогических книг.

Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.

Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.

 

ПЕДАГОГИ-СОВРЕМЕННИКИ

"Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, отношениями между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

Формирование опыта в различных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека.

Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое".

Важнейшими принципами педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, создание чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Все образовательные учреждения должны иметь единое образовательное пространство.

Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как единая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностей, определяющих ориентации выделены:

человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

Есть и другой интересный взгляд руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

"Выдвинутая цель - обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

"Здоровье";

"Учение";

"Общение";

"Досуг";

"Семья".

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы".

 

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняясь новым содержанием. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

1.общая педагогика-исследует основные закономерности воспитания, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания

2.возрастная педагогика, изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития.

3.специальная педагогика-дефектология, изучающая особенности аномальных детей воспитания и обучения их. Которая распадается на ряд отраслей: воспитание и обучение глухих и глухонемых детей-сурдопедагогика, слепых и слабовидящих людей-тифлопедагогика, умственно отсталых-олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе-логопедия.

4.частная методика-исследующая специфику к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, химии, физики и т.д.)

5.история педагогики, изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

Педагогика - это наука о педагогической деятельности. Основная цель педагогической науки состоит в обнаружении объективных закономерностей педагогической деятельности в сознательном и целенаправленном применении на практике.

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания.

Педагогика - это наука о том, как воспитывать человека, как помочь стать духовно богатым.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идёт о воспитании, необходимо иметь в виду, что он имеет два аспекта-теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно педагогического исследования, т.е. в этом смысле педагогика выступает как наука. Практическая воспитательная деятельность требует то педагога овладения соответствующими умениями и навыками воспитания.

Высшие учебные заведения, педагогические колледжи готовят будущих педагогов по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (пед.колледж) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование". Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком. Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.

Просмотров работы: 283