Психологические особенности общения медицинской сестры с пациентами стационара педиатрического профиля - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Психологические особенности общения медицинской сестры с пациентами стационара педиатрического профиля

Жан Е.А. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития медицинской науки и практики значительно возросла роль медицинской сестры. В стационарах медицинские сестры составляют большинство медицинского персонала и обеспечивают до 80 % объема прямой помощи пациентам. Медицинская сестра на протяжении длительно времени находится в непосредственном контакте с пациентом и его родителем, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Задача медицинской сестры – максимально избегать негативных эмоциональных воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления [2].

Анализируя деятельность медицинских сестер, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи работников разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности медсестры. Рост дефектов и ошибок в оказании медицинской помощи детям, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, могут быть связаны с личностными качествами, степенью эмоционального выгорания, а также обусловлены уровнем социально – психологического профессионализма медицинских сестер [1].

В педиатрии цепь взаимодействия является трехкомпонентной: медицинская сестра-ребенок-родитель, что создает дополнительные социально-психологические проблемы. Заболевание ребенка, госпитализация, выбивают родителя из жизненной колеи. Его тревожат болезнь ребенка, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, дом. Во многом пребывание маленьких пациентов в стационаре зависти от знаний, умений, ответственности и доброты медицинского персонала. При поступлении в отделение и на протяжении первых дней пребывания в стационаре в ряде случаев наблюдаются отклонения от обычного поведения ребенка, вплоть до появления патологических симптомов. Это особенно характерно для детей старшего возраста, которые госпитализируются без родителей. Первый день пребывания в стационаре является самым трудным, поэтому встретить поступающих пациентов необходимо особенно приветливо и доброжелательно, нужно понимать, что родитель с ребенком, могут быть взволнованы, обеспокоенные, не всегда адекватно реагирующие. Раздражительность, капризность, нервозность ребенка требуют от медицинской сестры такта и психотерапевтического подхода. Поэтому медсестра должна, в первую очередь, оказать благотворное влияние на нервную систему пациента и его родителя. Медицинской сестре нельзя спорить, сердиться, повышать голос. Напротив, нужно относиться к родителю и ребенку уважительно, спокойно и доброжелательно. Подход к каждому пациенту и родителю должен быть индивидуальным, нужно учитывать возраст ребенка, уровень развития и культурный уровень родителя [4].

Алгоритм выполнения любой процедуры всегда начинается с установления доверительных отношений между персоналом и пациентами, разъяснение сути проводимой манипуляции проводится только в рамках компетенции медицинской сестры. В разговоре следует минимизировать использование медицинских терминов [3].

Важна деятельность медицинской сестры и в конфликтной ситуации. Главная цель деятельности медицинской сестры заключается не только в предотвращении конфликтов, но и в способности проанализировать конфликт и действовать в нем, для его скорейшего разрешения. Только полностью осознавая ситуацию, можно начать ее решать.

Чтобы повысить эффективность разрешения и предотвращения конфликтов, можно использовать следующие правила поведения:

Оценить собственные действия и действия оппонента, избегая ложного восприятия и его действий;

Беспристрастно посмотреть на ситуацию с точки зрения оппонента;

Не выражать свои комментарии о действиях и высказываниях оппонета, чтобы не вызвать его агрессивную реакцию.

Нерешенный или не полностью решенный конфликт, ухудшит профессиональное взаимодействие и психологический климат в медицинском учреждении. Подорвет доверие пациентов к персоналу, ухудшат их эмоциональный дух. Поэтому медицинские сетры любого профиля должны быть в состоянии правильно проанализировать конфликтные ситуации владеть приемами их успешного решения [6].

Существуют два способа передачи информации: вербальная (устная) и невербальная (поза, мимика, жесты и т.д.). Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщений. В основном для передачи сообщений используется устная речь с сопровождением мимики и жестов. Один из важнейших аспектов невербальной коммуникации- поведение медицинской сестры. Выражение лица медсестры значительно влияет на эффективность связи с пациентом. Особенно это подсознательно считывают дети, с помощью мимики, интонации и зрительного контакта ребенок устанавливает связь со взрослыми. Так же одним из важных аспектов общения является внешний вид медицинской сестры. В разных странах, в зависимости от уровня религии, культуры и экономического развития, у общества есть определенные ожидания, устоявшиеся представления о медицинской сестре. Опрятность, умеренность в макияже и украшениях, грамотная речь, отсутствие фамильярности и вежливость медсестры формируют положительную характеристику у родителей и детей [5].

ВЫВОДЫ

Личность медицинской сестры, метод ее работы, умение обращаться с больными, владение техникой эффективного общения с пациентами- все это должно служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.

Важнейшими качествами медицинской сестры считаются: уважительное отношение и стремление помогать, внимание и терпимость, доброжелательность, тактичность, вежливость, ответственность. Немаловажную роль играют- внешний вид, выражение лица, речь медицинской сестры.

В условиях стационара педиатрического профиля взаимоотношения

«медсестра -пациент-родитель» определяет чувство доверия, наличие конструктивных отношений.

Медицинская сестра должна учитывать и найти индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству к родителям пациента, подробно информировать и помогать пациенту в подготовке к медицинским процедурам, приему лекарств.

При поступлении в стационар медицинская сестра обязательно знакомит пациента и сопровождающего его родителя со структурой и режимом отделения, оказывает помощь в размещении в палате учитывая возраст, тяжесть состояния пациента.

Необходимо соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода за пациентами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб: Речь, 2003. – 87 с.

Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. // Категории принципы и методы психологии. Психические процессы. – М.: Знание, 1991. – С. 35–54.

Иванюшкин, А.Я. Этический кодекс медицинской сестры России. / А.Я. Иванюшкин, В.В. Самойленко. – СПб.: Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России», 2010. - С. 6 – 11.

Калинина, Е.А. Этика и деонтология в работе медицинской сестры. / Е.А. Калинина, О.Е. Коромыслова. [Электронный ресурс] / Студенческий научный форум. – 2016 - 2020. - Электр дан. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00683394_0.html (дата обращения 12.12.2021).

Колягин, В.В. Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа: пособие для врачей. / В.В. Колягин - Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012. - 60 с.

Матвеев, В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. / В.Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 2008. – 356 с.

Мельник, Е.Г. Стандарты медицинской помощи в деятельности медицинской сестры. / Е.Г. Мельник // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11. – С. 723-724.

Просмотров работы: 676