Цифровые технологии интенсивно развиваются во всех сферах деятельности человека, кардинально меняются прежние устои и совершенствуются технологии, культура, процессы взаимодействия. Это влечет за собой изменения в сфере образования.
Благодаря анализу научной литературы можно утверждать, что цифровое развитие предусматривает технологические основы, на которых базируется последующий процесс цифровой трансформации [2].
Информационное общество порождает «цифровое поколение», которое носит название «поколение Z». В трудах известных ученых выделяются следующие его особенности:
рассеянное внимание;
«мозаичность» или «клиповость» мышления;
ограниченность лексики;
смешение реального и виртуального пространств;
отсутствие способности читать и понимать большие тексты по объему;
слабо развитое творческое воображение;
потребность в быстром вознаграждении за проделанную работу;
недостаточно развитая способность к упорному труду;
уверенность в своей уникальности;
повышенное внимание к своему внутреннему миру;
индивидуализм [5].
Массовое распространение цифровых технологий максимально сказалось на системе образования. При этом системой образования формируется новое пространство для взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями, потенциальными потребителями и поставщиками образовательных услуг, развиваются новые компетенции.
Анализ отечественного опыта позволяет утверждать, что в России стремительно обновляются и совершенствуются информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого, как происходит трансформация процессов в социальной сфере, отражаясь и внося значительные изменения в образовательную сферу. И хотя система образования только в последнее десятилетние начала отводить информационным образовательным технологиям значимое место в образовательном процессе, они успешно приживаются наряду с традиционными формами обучения [1].
Что предполагает цифровизация образования? По мнению ряда ученых, ее показателями являются:
«персонализация» образовательного процесса, предполагающая выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося;
постоянный мониторинг результатов обучения и достижений обучающихся, их личностного роста;
использование в образовательном процессе различных форм (индивидуальных, групповых);
вовлеченность обучающихся в активную учебную и внеучебную деятельность;
развитие позитивной учебной мотивации у учащихся;
расширение возможностей для реализации инклюзивного образования;
налаживание моментальной конструктивной обратной связи с учащимися;
осуществление объективного оценивания учебных результатов в ходе выполнения учебных и творческих заданий;
повышение «информационной открытости и прозрачности системы образования» и пр [4].
Основные особенности внедрения цифровой педагогики отражены в различных аспектах в трудах В. И. Блинова, И. С. Сергеева, Е. Ю. Есениной, П. Н. Биленко, М. В. Дулинова, А. М. Кондакова и др., а также в программном документе «Манифест о цифровой образовательной среде». Данный документ декларирует основные принципы создания цифровых образовательных сред, где ученик является не объектом обучения, а субъектом.
В «Манифесте о цифровой образовательной среде» достаточно четко обозначена разница между традиционным и трансформированным образованием, определены особенности цифровой образовательной среды с точки зрения содержания образования, мотивации, позиций ученика и учителя.
Основными педагогическими технологиями, необходимыми для построения цифрового образовательного процесса, являются: технология дистанционного обучения (в том числе, кейс-технология), технология сетевой коммуникации, технология смешанного обучения (blended learning), перевернутое обучение (flipped learning), мобильное обучение; проектное обучение [1].
Средства цифровой дидактики и цифровые технологии выполняют важную роль в цифровом образовательном процессе, но вместе с тем не должны подменять собой традиционные формы обучения.
Таким образом, в условиях цифровой экономики значимым является понимание того, что прежде всего должен перестроиться сам педагог. Для реализации дистанционного обучения нужны новые педагогические компетенции, новая педагогическая культура, которая поможет осуществить грамотный перенос методов, приемов и средств традиционного обучения в условия дистанционного обучения; позволит качественно организовывать процесс сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Список литературы:
Алябышева, Ю.А. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / Ю. А. Алябышева, А. А. Веряев, Б. Б. Ермаков // Преподаватель ХХI в. — 2019. — № 4(ч.1). — С. 9-19. — ISSN 2073-9613. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312058 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Ванина, Э.В. САМООЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / Э. В. Ванина, М. Д. Матюшкина // Научное мнение. — 2021. — № 7-8. — С. 36-41. — ISSN 2222-4378. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/316497 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Гордиенко, О.В. Аксиологические характеристики цифровой трансформации образования / О. В. Гордиенко, А. А. Соколова, А. А. Симонова // Педагогика и психология образования. — 2019. — № 3. — С. 9-21. — ISSN 2500-297X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311829 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Иванченко, Д.А. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / Д. А. Иванченко // Проблемы современного образования. — 2021. — № 1. — С. 129-143. — ISSN 2218-8711. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/314307 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Краснова, Г. А. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации : монография / Г. А. Краснова, Г. В. Можаева. — Томск : ТГУ, 2019. — 200 с. — ISBN 978-5-94621-813-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148698 (дата обращения: 01.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.