Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в процессе слушания произведений якутских композиторов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в процессе слушания произведений якутских композиторов

Павлова М.С. 1, Иванова М.К. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова, Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте начинается с крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогают ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, но, главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Одной из задач, представленных в ФГОС ДО, является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, что считается основой патриотизма.

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение не только для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей, но и при правильной организации является средством экологического воспитания, формирования у детей основ экологической культуры. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечал: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Цель исследования: раскрыть педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в процессе слушания произведений якутских композиторов.

В работе использованы такие методы исследования, как изучение и анализ литературы, наблюдение и тестирование.

Одним из эффективных средств развития экологического воспитания дошкольников может стать взаимосвязь природы и музыки. Музыка, которая рождает в сознании ребенка поэтические образы природы, способствует пониманию ее красоты и величия. На формирование экологического сознания у ребёнка воздействует музыка в повседневной жизни. Удачно выбранная песня, инструментальная пьеса помогает вызвать эстетическое, экологическое и эмоциональное отношение к окружающему миру. Анализируя образовательную ситуацию в дошкольном учреждении, мы предположили, что экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

вводить музыкальный репертуар для детского сада, который будет отражать экологическую тематику. Например, для малышей это отдельные песенные образы, обозначающие живую и неживую природу. В старшем дошкольном возрасте - беседы о природе родного края. Эта музыка способствует развитию музыкально-экологических положительных чувств;

совершенствовать различные приёмы, формы, средства и методики музыкальной деятельности на занятиях по экологическому воспитанию.

Для определения уровня сформированности экологических знаний детей подготовительной группы нами была использована диагностика экологических знаний дошкольников на основе методики О.А. Соломенниковой, переработанной на местном материале.

Критерии сформированности экологических знаний:

Знания о животных Якутии;

Знания о растительном мире родного края;

Знания о неживой природе родного края;

Знания о временах года;

Отношение к природе.

Диагностика определения знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о природе родного края была поведена нами в МБДОУ ЦРР №16 «Золотинка» г. Якутска в подготовительной к школе группе «Тиинчээн». Всего в исследовании приняли участие 24 ребенка группы в возрасте от 6 до 7 лет.

Анализ результатов исследования уровня сформированности экологических знаний у детей подготовительной группы на констатирующем этапе исследования.

Содержание

знаний

Экспериментальная

группа (12 детей)

Контрольная

группа (12 детей)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Животный мир

Якутии

25%

50%

25%

50%

25%

25%

Растительный

мир Якутии

8%

50%

42%

17%

67%

16%

Неживая природа

17%

50%

33%

33%

58%

9%

Времена года

75%

17%

8%

83%

9%

8%

Отношение к природе

34%

33%

33%

50%

33%

17%

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп показал достаточно сходные показатели. В знаниях детей преобладают средний и низкий уровни. Наиболее высокие результаты отмечены по теме «Времена года». Низкие показатели – по темам «Животный мир Якутии» и «Растительный мир Якутии».

В ходе реализации плана работы, направленного по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в процессе слушания якутских композиторов мы составили перспективный план и разделили на 4 блока по темам, где так же вошли произведения якутских композиторов.

1 блок: «Якутия – наш край родной». Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной. (Герман Комраков – 6 пьес для фортепиано «В тайге». Кирилл Герасимов «Березонька»).

2 блок «Природа родного края». Содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность Якутии. (Николай Берестов – Пьесы из цикла «Таежными тропами». «Лес» - Ю. Упхолова (ф-но)).

3 блок. «Культура и искусство родного края». Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, сказок, а также с творчеством якутских композиторов. По средствам этих произведений у детей дошкольного возраста формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства. (Кирилл Герасимов – «Дэгэрэн», «Тойук»).

4 блок. «Быт и традиции». Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. (Герман Комраков «Ысыах», «Охотники»).

Тематика занятий включала такие темы, как «Волшебный мир Байаная», «Кто живет в лесах нашего края?», «Якутские промыслы», «Растительный мир центральной Якутии и тундры», «Растения и животные, вошедшие в Красную книгу», «Знакомство с государственной символикой РС (Я)», «Жизнь лесных птиц в разное время года», «Якутские композиторы», «Быт и традиции народов Якутии».

В рамках экспериментальной работы проводили чтение художественной литературы С. Данилова «Моему студёному краю», сказки Л. Винс «Сказка о братьях Огонь - Огнище, Огонь - Огонек», «Сказка о Чисхане – снежном деде»; беседы на тему «Жизнь лесных зверей зимой», «Моя семья», «Якутия – мой край родной», «Времена года», «Музыкальный инструмент – Хомус», «Климат Якутии».

Детям понравились такие формы работы, как: викторина «Узнай по голосу (животные Якутии)», виртуальная экскурсия «Край мой родной», просмотр видеофильмов «Путешествие по родному краю», «Ленские столбы». В зависимости от темы, поводили дидактические игры «Узнай по описанию», «Какую рыбу поймали», «Продолжи и укрась орнамент», «Дорисуй», музыкально-ритмические движения: "Мой олень", "Крылья стерха".

Работа с родителями предполагала оформление папки–передвижки «Моя родина – Якутия», привлечение родителей к пополнению группы предметами якутского быта, проведение консультации «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте в нашем городе», «Куда пойти с ребенком в выходной день».

В результате проведенной работы дети получили и расширили свой кругозор, узнали не только о родном крае, но и подробно изучили быт и традицию Якутии, животный и растительный мир, ознакомились с творчеством композиторов Якутии. Одним из эффективных работ стала индивидуальные беседы, которые способствовали более углубленному изучению и закреплению пройденного материала.

Список литературы:

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

Ефимова Д.Г., Аржакова В.К. Книга для воспитателя. Ознакомление дошкольников с Якутией. – г. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1998. – 136 с

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

Просмотров работы: 73