ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федотова Н.А. 1, Баишева М.И. 1
1ПИ СВФУ им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В современном обществе остро встает проблема гендерного воспитания детей.

В научных трудах указывается, что гендерное воспитание - это упорядоченный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола. Мы считаем, что ребенок является субъектом жизни «здесь и сейчас». По утверждению психологов, его ценностные качества, как ценностность, формируются до 6-7 лет.

В случае преобладания «мужского» стиля поведения ребенок, независимо от пола ценит свободу и независимость поведения. А когда доминирует «женственный» стиль, как считают исследователи, ребенок отличается зависимым поведением, нуждается в поддержке, не любит вступать в контакт с маскулинными детьми. Потому в дошкольном детстве педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему биологическим полом.

Цель исследования: теоретически и методически обосновать проблему формирования гендерной открытости у дошкольников посредством сказки.

Решение задач гендерного воспитания, поставленных в исследовании, основывается на применении якутских народных сказок.

Сказка по - якутски называется «кэпсээн» или «остуоруйа». По мнению академика Э.К. Пекарского, «кэпсээн» - это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» - искаженное русское слово «история»[Цит.из лит 6].Под этим термином подразумевается сказка, проникшая к якутам от русских.

Этнограф В.Л. Серошевский также считал, что «кэпсээн» - настоящая якутская сказка, а «остуоруйа» или «сторья», в сущности, нечто иное как русская обьякученная сказка» [4]. Им же выделено, что некоторые особенности стиля и языка «кэпсээн», в котором много архаических выражений и своеобразных оборотов, которые нужно и обязательно выучивать наизусть, тогда как «остуоруйа» можно просто пересказывать своими словами. В настоящее время в народной речи эти слова часто употребляются в одинаковом значении, как синонимические, но в якутском литературном языке словом «кэпсээн» обозначается рассказ, а «остуоруйа» - сказка.

Сказки – это источники духовной мудрости каждого народа. Ониучат детей быть мужественными и сильными, добрыми и великодушными, заботливыми и милосердными. В них отражены представления народа о назначении мужчины - женщины, о том, какими качествами они должны обладать, об этнопедагогических особенностях воспитания мальчиков и девочек. А.В. Запорожец, отмечая, что первые шаги, которые делает ребенок в понимании сказки, художественного произведения, подчеркивает, что это приводит к осознанию нравственного смысла человеческих поступков и оказывает существенное влияние на развитие и обогащение личности [2].

По мировоззрению народа сказки бывают «мужскими» и «женскими». В «мужских» сказках отражаются мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж. Основная тема «мужских сказок» - это борьба и победа, защита слабых, прекрасной половины человечества-женщин, красавиц – девушек-куо, что является чисто мужским достоинством и принципом.

В «женских» сказках главной героиней является персонаж женского пола, в них, как правило, присутствует тема любви к своим близким, к миру, к природе, ко всему окружающему миру. Главная героиня сказок преодолевает препятствия на своем пути разными женскими способами: проявляет доброту, смекалку и хитрость, понимание, терпение, заботу о ближнем.

В экспериментальном исследовании первостепенной задачей у нас стала организация «духовно-нравственного чтения» сказок. По утверждению М.И. Баишевой, «во времена К.Д. Ушинского в хрестоматии начального курса отечественной словесности был раздел духовно-нравственного чтения, основная цель которого – воспитание любви к родным истокам» [1].По утверждению К.Д. Ушинского, живая историческая народность есть «…то самое прекрасное создание божие на земле… и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [5].

Духовно-нравственное чтение гения народа, с одной стороны, актуализирует открытость ребенка миру, его ценностно-смысловое отношение к нему, а с другой, подстегивает родителей, педагогов к смыслообразующему развитию личности детей.

Потому при работе с детьми очень важно и бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения их ценностных качеств; дать ребенку возможность через себя пропустить духовную суть сказок. Этому способствуют организация продуктивных видов детской деятельности: театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, визуализация ценностей в виде рисунков по их мотивам, изобразительная деятельность и др.

Для образовательной деятельности нами систематизированы сказки по духовно-нравственным ценностям для формирования гендерной идентичности и открытости у детей. Цель воспитания гендерной открытости – это воспитание терпимости, толерантного отношения к другим.

Приведем пример на основе якутских народных сказок «То5ус а5ас-балыс» (Девять сестер) и «Тулаайах уол» (Парень сирота) [7]. В сказке «То5ус а5ас-балыс» (Девять сестер) рассказывается о девушках, которые жили в полном обилии и богатстве, на все готовом, когда были живы их родители. Они не помогали родителям по хозяйству. А когда умерли родители, обнаруживается, что сестры ничего не могут самостоятельно выполнять, не умеют ничего. Поэтому «глупые восемь сестер превратились в разные животные и птицы». Только одна, самая маленькая из сестер поняла, образумилась, что «нельзя жить как звери и птицы» и стала активно трудиться. Данная сказка учит девочек быть заботливыми, ответственными и хозяйственными, преодолевая все жизненные трудности.

В сказке «Тулаайах уол» (Парень сирота) рассказывается о добром, отзывчивом молодом парне - сироте, который помогает всем и поддерживает всех. И в конце он обретает свой дом, родных и проживает счастливую жизнь, даруя любовь и радость всем.

При рассказывании данных сказок мы ориентировали детей на раскрытие:

- девочкам - терпимость, заботливость, дружелюбие, сострадание, уступчивость и др.;

- мальчикам - мужественность, смелость, проявления ответственности, заботливости и защиты девочек.

От рождения ребенок ориентирован на идеал доброты и взаимоподдержки, солидарности, поэтому считаем, что в дошкольном возрасте необходимо воспитать малышей доминирующее на позитивных духовно-нравственных качествах. Поэтому мы старались, чтобы дети обнаруживали в сказках позитивные нравственные ценности и «примеривали», обнаруживали их у себя, близких людей и сверстниках. С этой целью нами разработаны и реализуются философические беседы, различные аналитические ситуации и обыгрывание их. Активно применяли при этом методы эвристического и проблемного обучения, тренинговые упражнения, статические и динамические медитации и др.

Результаты повторной диагностики показывают эффективность применения сказок для формирования гендерной открытости детей, развития ценностных качеств у детей дошкольного возраста.

Заключение. Таким образом, в сказках ребенку открываются ценности взаимоотношений между мальчиками и девочками, этнокультурные особенности открытости другим людям, ценности достоинства мальчиков и девочек, как будущих защитников и далбар хотун, т.е. хранительницы очага и хозяйки. На примерах поведения различных сказочных персонажей ребенок осознает ценности мужественности и женственности.

Обнаружение и соизмерение ребенком связности, причастности и ответственности к судьбе собственной семьи, рода, народа, человечества, своего «духовного-Я», своей уникальности в сложном и противоречивом мире должно составить суть технологии смыслообразующего образования.

Для осознанного понимания детьми ценностей сказок необходимо применение интерактивных методов в образовательной деятельности: проекцирование, визуализация, методы поиска и открытий, методы игровой проблемной процедуры и др. Эти методы способствуют не только диалогу между сверстниками, но и позволяют ребенку «говорить» и раскрыть свой внутренний мир, свои эмоции, переживания, что подводит детей к этнокультурной открытости.

Считаем, что смыслообразующая технология работы с детьми обеспечивает развивающее воздействие ценностей на их самосознание, способствует психоэмоциональной удовлетворенности, развитию устойчивых эмоционально-ценностных проявлений, творческо-познавательной активности и гуманного стиля поведения.

Литература

Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. – Якутск: Изд. Дом СВФУ, 2015. – 162 с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – Т.1: Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 326 с.

Полозова Т.Д. Не склад исторической продукции, а совершенно живое явление / Т.Д. Полозова // М.:Педагогика, 2002. - № 2. - С.118.

Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / 2-е изд. – М.: Российская полит. энциклопедия, 1993. – 736 с.

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании: Собр. соч.: В 11 т. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т.2. С.69-167.

Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору / М.: Наука, 1974. – С. 15-17.

Якутские сказки /Сост. М.Г. Макеева. - Якутск: Бичик, 2019. - С. 38 – 49; С. 88-103.

Просмотров работы: 386