Здоровьесберегающие технологии как‏ средство для обеспечения эмоционального ‏благополучия ребенка ‏3-4 лет. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Здоровьесберегающие технологии как‏ средство для обеспечения эмоционального ‏благополучия ребенка ‏3-4 лет.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательный технологий. В связи с этим здоровьесберегающие технологии стали эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей. Младший школьный и дошкольный возраст являются наиболее важными годами, которые очень тесно связаны с общим и физическим воспитанием и эмоциональным благополучием. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Педагоги дополнительного образования постоянно ищут новые подходы к оздоровлению детей, основанные на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей их организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий [10].

В рамках нашего исследования нам необходимо выделить понятие «эмоциональное благополучие» и, согласно исследованиям Л. А. Абрамяна, М. П. Лисина, Т. А. Репиной, мы определяем «эмоциональное благополучие» как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей, как биологических, так и социальных [1, 8].

Целью нашего исследования является определение и выявление педагогических условий, которые бы обеспечивали эмоциональное благополучие детей с помощью здоровьесбрегающих технологий.

Мы считаем, что для обеспечения эмоционального благополучия детей использование здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных видов укрепления психического здоровья, так как она учитывает важнейшие характеристики образовательной среды, включает в себя разные виды коррекционных технологий и учитывает в полной мере индивидуальные особенности детей.

Под здоровоьесберегающиим технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относится педагогические приемы, методы, технологии, которые на не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии [2].

В рамках здоровьесберегающей образовательной технологии О. В. Петров понимает эту систему, которая создает максимально возможные условия для эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья всех субъектов образования (студентов, учителей и т.д.).

В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы. Это: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здорового образа жизни и коррекционные технологии [5].

Каждая из перечисленных здоровьесберегающих технологий имеет свои составляющие, отличительные особенности:

так, технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя: скретичнг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, технологии эстетической направленности, такие виды гимнастики, как: для глаз, пальчиковая, бодрящая, корригирующая, ортопедическая;

к технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры-занятия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж;

коррекционные технологии состоят из занятий по арт-терапии, сказкотерапии, технологии коррекции поведения, психогимнастике, фонетической ритмике.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой взаимосвязь всех факторов образовательной среды. Это система мер направленных на поддержание здоровья ребенка на всех этапах обучения. Здоровье ребенка зависит не только от отсутствия болезней, но и от общего физического, психического и социального благополучия [3].

Также выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей.

Для достижения поставленной цели мы провели формирующий эксперимент в МБДОУ ЦРР-д/с «Туллукчаан» с. Чурапча. Перед началом опытно-экспериментальной работы нами были выделены 2 группы детей (экспериментальная и контрольная), по 10 детей в каждой группе детей среднего дошкольного возраста. Для оценки эмоционального благополучия по критерию новообразования в эмоциональной сфере нами использованы следующие методики: методика В. Кудрявцевой «Солнце в комнате», методика Э. А. Минкова «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке». Эти методики позволяют диагностировать и проанализировать:

дифференциацию эмоций и овладение языком эмоциональных состояний (умение читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь;

появление социальных эмоций и высших чувств;

развитие механизмов эмоциональной регуляции.

Методика В. Кудрявцева «Солнце в комнате».

Цель методики: выявление способности ребенка к эмоциональному реагированию - преобразованию «нереального в реальное» в контексте с заданной ситуацией, путем устранения несоответствия.

Материал: картина с изображением комнаты, в которой находятся человечек и солнышко; карандаш.

Инструкции по проведению. Педагог показывает ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи мне, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, автомобиль, солнце и так далее), педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить рисунок так, чтобы она была правильной». В ходе осмотра обследования оценивали попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной шкале.

1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить») – 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия («Стереть, закрасить солнце») - 2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ («Нарисовать в другом месте - солнышко на улицу») - 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить элемент от других, сохранить его в контексте заданной ситуации «Картинку сделать», «Нарисуй окно…», «Посадить солнышко на лампу») – 5 баллов (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.

Показатели способности детей среднего дошкольного возраста к эмоциональному реагированию на констатирующем этапе

Как видно из диаграммы 1, большинство детей показали низкий и средний уровни и лишь по одному ребенку в обеих группах показали высокой уровень эмоционального реагирования, им сложно читать и выражать эмоциональное состояние, через экспрессивные средства и речь.

Анализ результатов диагностики «Солнце в комнате», автор В. Кудрявцев, выявляющей способность ребенка к преобразованию реального в нереальное, показал следующие результаты.

К низкому уровню мы отнесли детей, для которых характерно неприятие выполнения задания, нежелание сотрудничать с нами, работа вызывает негативные реакции, если ребенок принимает задание, то это лишь формальное устранение несоответствия.

К среднему уровню мы отнесли 5 детей (50%) контрольной группы и 4 ребенка (40%) экспериментальной группы Для данной группы детей характерно осмысленное устранение несоответствий; то есть ребенок меняет заданную ситуацию, но при этом он меняет и контекст задания. В своей речи дети используют простые и сложные ответы.

К высокому уровню мы отнесли 1 ребенка (10%) контрольной группы и также 1 ребенка (10%) экспериментальной группы. Для этих детей характерен конструктивный ответ (выделение неподходящего элемента от других, сохранение его в контексте заданной ситуации), то есть использование готовых предметов в готовых образах, не выходя за рамки проблемной ситуации.

В целом, дети пытались формально изменить ситуацию в требуемом задании, не прибегая к попытке воображать, фантазировать. Либо дети полностью отказывались выполнять задание, аргументируя это тем, что не умеют его выполнять или не хотят с нами сотрудничать. Общий уровень детей контрольной и экспериментальной группы мы определили, как «ниже среднего».

Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картине» (Е.А. Минькова).

Цель методики: выявление способности понимать эмоциональные состояния людей детьми, то есть способности к эмпатии.

Материал: подобранные картинки-фотографии с изображением детей и взрослых, на лице которых выражено эмоциональное состояние (радость, страх, гнев, горе), так и его оттенки (сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых).

Исследование проводили индивидуально в 2 серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых, задавая следующие вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как вы об этом догадались? Опишите картину?

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки детей и задают вопросы: "Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и так далее)? Как ты догадался об этом? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

Обработка данных.

Подсчитывалось количество правильных ответов для каждой серии и для каждой картинки. Выявляли, могут ли дети понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают - взрослого или сверстника.

Обработка данных второй методики осуществлялась по трехбалльной системе:

1) ребенок раскован, дает правильные, сложные ответы на каждую серию. Подробно описывает каждую картинку (независимо от изображения на ней взрослого или ребенка), опираясь на ярко выраженные на лицах мимических проявления в момент ее переживания людьми - 3 балла;

2) ребенок охотно отвечает на поставленные вопросы, но допускает ошибки в ответах. Дает недостаточно точное, приближенное к правильному описание картинок с изображением:

а) взрослых, но путаются при описании эмоциональных состояний детей;

б) наоборот: недостаточно точное, но приближенное к верному описание эмоциональных состояний детей, путаясь при описании фотографий взрослых - 2 балла

3) ребенок зажат, дает неправильные ответы практически на все вопросы обеих серий, либо ответы неполны, скупы, символичны. Путается при описании фото, либо вообще не может их описать - 1 балл.

Анализ результатов диагностики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», выявляющий способности ребенка к понимать эмоциональные состояния людей, способности к эмпатии, показал следующие результаты (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2.

Результаты диагностики понимания детьми среднего дошкольного возраста эмоциональных состояний людей на констатирующем этапе

Результаты диагностики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» выявили, что к низкому уровню мы отнесли детей, для которых характерно непринятие задания; низкая способность к эмпатии (дают неверные ответы на вопросы обеих серий или символичны, не могут описать картинки). В своей речи эти дети используют простые ответы.

К низкому уровню мы отнесли 2 ребенка контрольной группы (20%) и 4 ребенка экспериментальной группы (40%).

К среднему уровню мы отнесли 6 детей (60%) контрольной группы и 3 ребенка (30%) экспериментальной группы.

Для этой группы детей характерны неуверенность в ответах, сумбурность, недостаточно точное описание фотографий - картинок.

К высокому уровню мы отнесли 2 ребенка (20%) контрольной группы и 3 ребенка (30%) экспериментальной группы. Мы отнесли к данному уровню детей, дающих верные, сложные ответы по каждой серии, опираясь на ярко выраженные на лицах изображенных на фото людей эмоции.

За эмоциональными проявлениями также следили дети в групповом общении, где выявили следующее:

- контакты детей со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены;

- в игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто не замечают оскорблений, просьб и даже слез своих сверстников;

- дети, находясь рядом, играют по отдельности или все играют со всеми, но совместные игры носят в основном процессуальный характер;

На основании анализа результатов констатирующего эксперимента определена необходимость специальной работы, направленной на развитие эмоциональной стороны личности детей среднего дошкольного возраста.

Цель формирующего этапа: разработать здоровьесберегающую технологию для обеспечения эмоционального благополучия детей среднего возраста.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1) определить принципы и теоретическую основу здоровьесберегающей технологии;

2) разработать план опытно-экспериментальной работы;

3) доказать эффективность применения здоровьесберегающих технологий как средство для обеспечения эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в жизни воспитанников МБДОУ ЦРР-д/с «Туллукчаан» с. Чурапча Чурапчинского улуса занимает огромное место, так как имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Педагоги считают, что нарушения в эмоциональной сфере личности дошкольника ведут к социальной дезадаптации, поэтому создание необходимых условий эмоционального благополучия ребёнка в саду позволит снизить риск появления различных нарушений в различных сферах взаимодействия в обществе.

В основу эксперимента положены основные принципы работы по развитию эмоций детей среднего дошкольного возраста.

1. Принцип личностной ориентации и преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнеового и разновозрастного развития и состояния здоровья.

2. Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической и помощи, и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

3. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к речевой активности.

4. Принцип дифференциации педагогический процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы речевого развития и физические возможности детей.

Теоретическим основанием формирующего эксперимента является работа А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Ильина Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова о том, что эмоциональное благополучие как стабильно-позитивное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, которое является основой отношения ребенка к миру и влияет на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоциональную волю, стиль переживания, стрессовые ситуации и отношения со сверстниками.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Эти задачи решают технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Процесс организации здоровьесберегающих технологий.

Выбор технологий: технологии отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью.

Далее представлен примерный практико-ориентированный план работы на примере средней группы, в котором технологии распределены по месяцам учебного года, согласно которым педагоги ведут образовательную работу с дошкольниками.

Практико-ориентированный план пообеспечению эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста

1. Подготовительный этап

Цель: проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.1. Сбор сведений на тему: «Здоровьесберегающие технологии»

2. Основной этап

Месяц

Содержание

Цель

Сентябрь

С помощью методики В. Кудрявцевой «Солнце в комнате», методика Э.А. Минкова «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»

Определения умения читать и выражать эмоциональное состояние других, через экспрессивные средства и речь. Также определить особенности эмоционального состояния ребенка и определить появление высших чувств у детей среднего дошкольного возраста, а также развитие механизмов эмоциональной регуляции.

Октябрь

Использование имаготерапии, игротехники, смехотерапии, контрастотерапии

С целью помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтыне ситуации в коллективной деятельности и способствовать развитию общения.

Ноябрь

Использование изотерапии, музыкатерапии и цветотерапии.

С целью развития способности свободно выражать мысли, чувства, мечты, способствовать развитию творческих способностей, воображения и познакомиться с техниками борьбы со своими чувствами, развить навыки самоконтроля

Декабрь

Использование сказкотерапии и танцевально-двигательную терапию.

С целью коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений. Помочь детям быстро и легко устанавливать дружеские отношения со сверстниками и реализация индивидуального и дифференцированного подхода с учетом способностей детей, состояния здоровья, уровня подготовленности.

Январь

Использование имаготерапии, изотерапии и смехотерпии.

С целью создания благоприятных условий для развития общения замкнутых детей, помочь снять блоки, расслабиться, избавиться от застенчивости и формировать способность эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Февраль

Использование игротерапии и музыкотерапиию.

С целью уменьшения чувства тревоги и неуверенности, снять напряжение в отношениях с другими людьми

Март

Использование изотерапии и танцевльно-двигательная терапия.

С целью создания благоприятных условий для развития общения замкнутых детей, развивать уверенность в себе через общественное признание ценности продукта, созданного ребёнком и положительно влиять на сознание, развитие интеллекта, эмоций.

Апрель

Использование игротерапии, смехотерапии и песочной-арт-терапи

С целью коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, развивать тактильные ощущения и научить искусству релаксации.

Май

Контрольно-проверочный

тренинг

«Когнитивные схемы эмоций».

Определить уровень развития представлений об эмоциях

3. Заключительная часть

Контрольно-проверочный тренинг «Когнитивные схемы эмоций»

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Песочная АРТ-терапия. В первую очередь, песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию.

Сказкотерапия - это способ корректировки детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя придуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться. Сказкотерапия — метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Ароматерапия. Запахи окружают нас повсюду и, так или иначе, воздействуют на наше состояние и настроение. Ароматы растений снимают усталость, улучшают память, укрепляют сон. Аромотерапия — это естественное оздоровление запахами.

Противопоказаниями для использования средств ароматерапии являются:

индивидуальная психологическая непереносимость эфирных масел;

индивидуальные аллергические

Музыкотерапия — это исцеление музыкой. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются; пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного.

Заключительным этапом опытно-экспериментальной деятельности по изучаемой проблеме стал контрольный эксперимент. Нами была поставлена следующая цель: определить эффективность здоровьесберегающих технологий для эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

На контрольном этапе нами были использованы те же методики, что и при проведении констатирующего эксперимента.

Показатели способности детей среднего дошкольного возраста к эмоциональному реагированию на контрольном этапе

Диаграмма 3

Как мы видим из данных, анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод, что уровень способности ребенка к преобразованию реального в нереальное несколько повысился: к среднему уровню мы можем отнести теперь 5 человек (50%) и 5 человек (50%) экспериментальной группы – к высокому

Анализ результатов диагностики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», выявляющий способности ребенка понимать эмоциональные состояния людей, способности к эмпатии, показал следующие контрольные результаты.

Диаграмма 4

Результаты диагностики понимания детьми среднего дошкольного возраста эмоциональных состояний людей на контрольном этапе

Результаты диагностики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» выявили, что к низкому уровню мы не отнесли никого из детей экспериментальной группы. Общий уровень понимания эмоциональных состояний людей детьми данной группы на контрольном этапе – 100%.

Таким образом, проведенная на основе анализа литературы исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что проблема эмоционального развития детей остается актуальной. Эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста в настоящее время отличается от такового в прошлые годы. Преобладающими характеристиками являются отсутствие эмпатии, высокий уровень тревожности, негативные чувства.

Нами было проведено диагностическое обследование детей среднего возраста МБДОУ ЦРР-д/с «Туллукчаан» с. Чурапча с использованием методик В. Кудрявцевой «Солнце в комнате» и методика Э. А. Минкова «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».

Здоровьесберегающую инновационную технологию можно представить, как систему мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. А самое главное – это создание ситуации успешности для каждого ребенка и формирование комфортного психологического климата.

Список использованной литературы

1. Абрамян, Л.А. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье / Л.А. Венгер// Семья и личность: Тезисы докл.всесозн.конфер. –М : МПГУ, 1981. – 546 с.

2. Выгодский, Л.С. Педагогическая технология под ред. В.В. Давыдова М, Педагогика, 2007. – 87 с.

3. Григорович, Л. Санитарное просвещение по профилактике детского травматизма // Гигиена и санитария. – 2008. – №7. – с. 29–34.

4. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника Практикум для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений /2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»// .1999. – 59 – 64 c.

5. Чубарова, С., Козловская, Г., Еремеева, В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. // Развитие личности. - № 2. -171-187 с.

6. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2. изд. - М.: Апрель пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.

7. Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе / Воспитание школьников// -2005. -№2. -19-22 с.

8. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. – 230 с.

9. Шевченко, Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно остылых школьников / Автореферат дисс. канд. пед. наук. Екатеренбург УрГПУ// -1999. -22 с.

10. Свиренко А.А. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России / А.И. Гоголев. – Новошахтинске: Издательский дом ФГАОУ ВПО, 2014. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002643

Просмотров работы: 200