Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Ершова В.И. 1, Николаева Л.В. 2
1Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
2Педагогический институт Северо-Восточного федерального университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мыслительная деятельность старших дошкольников является одним из наиболее актуальных направлений психологических исследований периода дошкольного детства. Актуальность данных исследований обозначена необходимостью всестороннего и гармоничного развития детей, важным условием которого является сформированность у них мыслительных операций.

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир, эти способности проявляются очень рано – в 3–4 года [1].

Ведущую роль в познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи отводят наглядно-образному мышлению. Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления. Для подготовки детей к школе необходимо развивать логическое мышление детей.

Цель статьи – рассмотреть роль развивающих игр в формировании логического мышленияу детей старшего дошкольного возраста.

Большой вклад в формирование представления о развитии мышления и речи внесли такие видные отечественные психологи, как (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн). Среди западных психологов, серьезно занимавшихся изучением процесса развития мышления, необходимо отметить (Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Дж. Редфорда, Р. Вудвортса, Р. Заззо).

Для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать развивающие игры.

Игровая технология — это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка по принципу постепенного усложнения учебного материала.

В ходе дидактических развивающих игр В. В. Воскобовича развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, речевого мышления [2];

Возможен широкий возрастной диапазон участников игр. В эту же игру могут играть дети 3-7 лет, а иногда и старшеклассники. Это возможно потому, что к простым физическим манипуляциям присоединяется система все более сложных развивающих вопросов и познавательных задач.

Используются многофункциональные дидактические игры. С помощью одной игры можно решить большое количество учебных задач, раскрывается творческий потенциал каждой игры. Дидактические игры В. В. Воскобовича дают возможность проявить творческие способности как детям, так и взрослым.

Ожидаемый результат:

- дети учат цифры, буквы;

- распознавать и запоминать цвет, форму;

- тренировать мелкую моторику рук;

- знать геометрические фигуры (ромб, квадрат, круг, треугольник

- распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах;

- знать пространственные понятия (спереди, сзади);

- обозначать словами положение объекта относительно самого себя (слева, справа),

сравнивать группы объектов по числу, используйте знаки "больше", "меньше" или " равно»;

- называть ряд чисел от 1 до 10.

- развивать речь, мышление, внимание, память, воображение.

Игровая технология включает в себя различные формы организации детских групп: занятия, совместную игровую деятельность малышей и взрослых, самостоятельную игру детей [5].

Педагогические условия реализации проекта включают организацию интеллектуального игрового центра, где представлены все игры и учебные пособия. В. Воскобовича: "Геоконт", "Квадраты Воскобовича", "Прозрачный квадрат", "Геовизор", "Конструкторы цифр и букв", "Шнур - конферансье", "Чудо-цветок", "Чудо-корзина" и настольно-печатные игры экологического содержания.

В самостоятельных играх тренируются навыки, совершенствуются ручное мастерство и интеллект, а главное, появляется неограниченная возможность изобретать и творить.

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Продолжи ряд», «Найди различия», развивающие игры «Игры Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Кубики» В. Никитина, «Колумбово яйцо» - самые эффективные в развитии логического мышления детей дошкольного возраста, так как они заставляют думать, включают воображение, учат операциям сравнения. обобщения, анализа. Любая игра имеет широкий диапазон действий: Например, в одну и ту же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в ней есть упражнения как в 1-2 действия для малышей, так и многоступенчатые задачи для старших детей. Например, «Угадай, что спрятано», «Пары картинок», «Волшебная коробочка». Многофункциональность одной игры – может решить большое количество образовательных задач, незаметно ребенок изучает, запоминает цвета, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение [3].

В процессе использования развивающих игр ребенок учится: сравнению и сопоставлению предметов, нахождению их сходств и различий; – описанию различных свойств окружающих его предметов; – узнаванию предметов по заданным признакам; – делению предметов на классы, группы выделением в данных предметах каких-либо признаков; – нахождению противоположных по значению понятий; – определению родовидовых отношений между понятиями и предметами. Разного рода игры, конструирование, чтение, рисование, лепка, общение – являются всем тем, чем занимается ребенок в дошкольный период, осуществляет развитие у него таких мыслительных операций, как обобщения, сравнения, абстрагирования, классификации, установления причинно-следственных связей, понимания взаимозависимостей, способности к рассуждению. Ребенок учится пониманию главной мысли предложения, картинки, текста, объединению нескольких картинок на основании общего признака, раскладыванию картинок на группы по определенному признаку и т.д.[4].

Таким образом, развитие логического мышления у детей через использование развивающих игр имеет важное значение для успеха последующего школьного образования, для правильного формирования личности ребенка.

Развивающие игры должны систематически использоваться в непосредственной учебной деятельности, создавать в группе такие условия, чтобы дети могли использовать дидактические игры в своей свободной деятельности.

Список литературы

1. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.

2.Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

3.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. - 88с,

4.Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника // Начальная школа плюс до и после - 2006. №9 -с.15-23

5.Стуликова М. Развиваем логическое мышление (Азбука дошкольного воспитания). – М.: Мой Мир. – 2014.- 256 с.

Просмотров работы: 29