Развитие мелкой моторики рук в процессе использования нетрадиционной техники рисования для детей средней группы. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие мелкой моторики рук в процессе использования нетрадиционной техники рисования для детей средней группы.

Варфоломеева М.И. 1
1СВФУ ПИ З-БА-ДО-18
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание в основном на чтение и счет. Но именно в сфере мелкой моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обосновании детей на готовность к школе.

Общеизвестно, какое важное значение в процессе роста ребенка имеет развитие мелкой моторики его рук. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

Проблема развития мелкой моторики у детей является актуальной на данный момент, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов.

В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих общую моторную недостаточность, неуклонно растёт, а это, в свою очередь, ведёт к различным речевым нарушениям, а также к нарушениям сенсорного воспитания, так как мелкая моторика неотъемлемая часть сенсорной культуры.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Следовательно, дети, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, зачастую, попадают в категорию «неуспевающих». Чтобы избежать этого, необходимо готовить руку ребёнка задолго до поступления в школу. По данным исследований ученых в области дошкольной педагогики отмечено, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания и развития речи детей.

Таким образом, мы считаем, что развитию мелкой моторики уделяется недостаточное внимание.

Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая.

Целесообразно уже в дошкольном возрасте создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу.

Изучив научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с дошкольниками, я сделала вывод,о необходимости проведения исследовательской работы.

Исследовательская работа проводилась в 3 этапа:

1 этап: констатирующий этап исследования – направлен на выявление уровня сформированности графического навыка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2 этап: формирующий этап исследования - включает в себя экспериментальное обучение детей экспериментальной группы.

3 этап: контрольный этап исследования – направлен на проверку эффективности предлагаемой экспериментальной программы.

Данное исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Кэнчээри» муниципальный район «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 20 детей – 10 детей экспериментальная группа и 10 детей контрольная группа.

На 1 этапе исследования использовались следующие методики: методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей М.М. Безруких, выполнение графических проб (А.Р. Лурия), методика Н.Н. Гуткиной «Домик», методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», проба на реципрокную координацию.

2 этап. Работа с детьми экспериментальной группы.

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

«Тактильное рисование»:

Занятие 1 - «Рисование пальчиком» ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Использование дополнительных средств выразительности»:

Занятие 2 - «Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Занятие 3 - «Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Занятие 4 - «Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Занятие 5 - «Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

Занятие 6 - «Метод ниткографии»

Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

«Использование смешанных техник»:

Занятие 7 - «Восковые мелки»

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.

Занятие 8 - «Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Занятие 9 - «Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.

Каждое занятие было разделено на три этапа работы:

1 этап - обеспечение перцептуального развития (накопление богатого чувственного опыта). Основной задачей данного этапа является - направить и сфокусировать внимание ребёнка на сенсорные ощущения при обследовании предмета. Дети наблюдают за изменениями в природе, рассматривают, находят отличия, вдыхают запах и пр.

2 этап - активизирование сенсомоторного развития с включением обследующего перенесения полученного опыта в изобразительную деятельность.

3 этап - совместный анализ выполненных работ (куклы, детей, педагога) и побуждают ребёнка к улучшению изображения.

Занятия были простроены так, что дети проходили путь от закрепления известных техник рисования, развития тактильной чувствительности и умения работать коллективно к освоению новых техник рисования, развитию тонкой моторики руки и воспитанию самостоятельности в выборе техники рисования для получения выразительного образа. Сюжеты для рисования были доступны для детей, знакомы, перекликались с сезонными изменениями в природе.

В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».

Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые занятия.

Работу строили с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, соблюдая гигиенические правила на занятиях по развитию мелкой моторики, упражнения для профилактики зрения, гимнастику для рук, общие рекомендации по организации работы по развитию мелкой моторики. Составили подборку упражнений для подгрупповых занятий с детьми для самостоятельной работы и дома.

В работу включили формирование тонко координированных движений кистей и пальцев руки.

Оно осуществлялось по средствам развития кинестетического и динамического праксиса, регуляции мышечного тонуса и развития координации движений.

На первом уровне сложности у детей вырабатывалось умение выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её, детям предлагались упражнения на развитие кинестетического праксиса.

На данном этапе детям предлагался комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кошка», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «Осы», «Жук», «Слон».

Выполнять упражнения предлагалось с ведущей руки, потом дополнительная рука, если ребенок справлялся, предлагалось выполнить упражнение двумя руками одновременно. Каждая заданная поза удерживалась под счет до 5 секунд. Упражнения вырабатывались до автоматизма.

Второй уровень сложности включал в себя упражнения на формирование динамического праксиса.

Цель: Формировать способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.

На данном этапе детям предлагались динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик». 

Для формирования ритмической организации движений была дана пальчиковая гимнастика, сопровождающаяся стишками: «Моя семья», «Этот пальчик», «Мизинчик». 

Третий уровень сложности состоял из упражнений на регуляцию мышечного тонуса и упражнения на формирование координации движений.

Цель: Формировать функциональные возможностей кистей и пальцев рук, отработка силы пальцев кистей рук, формировать координацию движений.

Работу по развитию мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные техники рисования, проводятся последовательно:

разучивание с детьми игр и упражнений, и применение их в самостоятельной деятельности, в процессе образовательной деятельности;

индивидуальная работа с детьми на повышение уровня мелкой моторики рук с использованием дидактических игр с предметами;

художественно-изобразительная деятельность с использованием комплексов пальчиковых игр и массажей к определенной теме занятий (ознакомление детей с новыми нетрадиционными техниками).

Особенностью построения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник является использование комплексов пальчиковых гимнастик и массажей, подобранных к определённой теме занятия и непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.

Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей является выставка детского рисунка, нами были подготовлены выставки творчества детей.

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительной динамики. У детей была хорошо развита мелкая моторика руки, дети стали более усидчивыми, могут планировать свою продуктивную деятельность, освоили техники и элементы нетрадиционного рисования, научились самостоятельно создавать художественные образы с использованием нетрадиционных техник рисования. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики и игр, дети проявляли желание и интерес в выполнении упражнений на развитие мелкой моторики рук.

3 этап исследования проверка эффективности эксперимента: повторная диагностика уровня развития мелкой моторики рук в экспериментальной и контрольной группах; выявление эффективность использования нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста;

Для проверки эффективности разработанной нами системы занятий и подтверждения гипотезы исследования проводился контрольный эксперимент с детьми экспериментальной и контрольной групп по методике констатирующего эксперимента.

Результаты обследования развития мелкой моторики рук у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе представлены в таблице 2. Результаты свидетельствуют о том, что произошли изменения.

Высокий уровень составил 80% в экспериментальной группе и 30% в контрольной. 20% составил средний уровень в экспериментальной группе и 60% в контрольной. Низкий уровень был выявлен только в контрольной группе – 10%.

После экспериментального обучения количество допускаемых ошибок уменьшилось. Улучшение плавности, правильность, точность координации на письме. Улучшилось ориентирование в пространстве, на листе при письме, запоминание и внимательность поставленных задач.

Таблица 2 - Результаты обследования развития мелкой моторики рук у дошкольников ЭГ и КГ после обучения

Результаты обследования развития мелкой моторики рук у дошкольников ЭГ и КГ после обучения

Результаты обследования развития мелкой моторики рук у учащихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 3

Таблица 3 - Результаты обследования развития мелкой моторики рук у дошкольников ЭГ и КГ до и после обучения

Результаты обследования развития мелкой моторики рук у дошкольников ЭГ и КГ до и после обучения

Уровень развития мелкой моторики рук у детей после формирующего этапа эксперимента значимо превышает уровень до экспериментального обучения.

Анализ полученных данных свидетельствует о существенных различиях и результатах детей экспериментальной и контрольной групп по всем трем уровням. Результаты показали эффективность обучения детей, так как заметно улучшились результаты, повысился уровень развития моторики и графического навыка. Показатели экспериментальной группы превосходят показатели учащихся контрольной группы. Различия достоверны по всем трем параметрам Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента показал достоверные результаты развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. С помощью критерия угловое преобразование Фишера обнаружены статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами на низком и высоком уровнях.

В процессе экспериментальной работы значительно улучшились результаты в выполнении диагностических заданий, направленных на обследование сформированности графического навыка детей.

Анализ выполненных работ показал, что проводимая работа дала положительный результат.

Таким образом, сравнительные показатели на констатирующем и контрольном этапах эксперимента отражают положительную динамику в развитии мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности предложенной работы.

Список использованной литературы.

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006 г.

2. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – М.: Просвещение, 2004

3. Афонькина Ю. А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.

4. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

5. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». - М., ГНОМ и Д, 2003.

6. Белая М. Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.

7. Беспанская Е. «Моторика детей 4-5 лет» - Поппури, 2006.

8. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.

10. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». – М., Владос, 2001.

11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка - М.: Просвещение, 1998.

12. Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте». - М.,1991.

13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.

14. Гаврина С. Е. Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Издательство: АСТ Харвест. 2008.

15. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.

16. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

17. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.

18. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

19. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.

20. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., Просвещение, 1960, с 43.

21. Иванова О. Л . Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

22. Ильина М.И., Парамонова Л.Г., Головнёва Л.Я. «Тесты для детей» - Дельта, 1997.

23. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003.

24. Кайл Р. Тайны психики ребенка. 3-е междунар. изд. – СПб. Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2002. – 413

25. Казакова Р. Г. Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

26. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. – 143 с.

27. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

28. Комарова Т.С «Обучение детей технике рисования.- М., 1994.

29. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М.: Просвещение, 2002

30. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

Просмотров работы: 151