Одной из актуальных тем дошкольного образования в настоящее время является проблема познавательного интереса, так как в этом возрасте развивается детская любознательность, пытливость ума и формируются на их основе устойчивые познавательные интересы. Очень важно развивать у детей с раннего возраста интерес к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, умений, способов работы, он делает человека более деятельным, энергичным и стойким. Интерес помогает расширить и углубить знания, улучшить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности [26, с. 118]. Рассматривая вопрос о развитии познавательного интереса, необходимо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности дошкольного возраста и какие интересы присущи. Познавательное развитие — это изменения количественного и качественного характера в психологических процессах сферы познания, происходящие под влиянием возрастного фактора, среды, в которой ребёнок живёт, и пополнения собственного опыта малыша. То есть познавательное развитие подразумевает обогащение круга познавательных интересов под влиянием осуществления познавательных действий [34, с. 77].
По ФГОС, к целям развития познавательной сферы детей 5–6 лет относится:
расширение набора качеств интеллектуального свойства, то есть развитие умственных способностей;
получение представлений о людях, о самом себе и о других объектах окружающего мира;
формирование предпосылок дальнейшей учебной деятельности (для детей 5–6 лет — это особенно важно, так как в школе им предстоит не просто получать готовый набор знаний, умений и навыков, а находить и развивать их при помощи собственных познавательных действий, опираясь, в том числе и на личные познавательные интересы);
развитие творческих способностей;
воспитание общей культуры личности (обогащение кругозора малышей);
Одним из эффективных средств развития познавательного интереса у детей с дошкольного возраста мы считаем детское экспериментирование. Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
1. Детское экспериментирование является главной формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко отражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования);
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;
5.Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики;
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исходной формой экспериментирования, по мнению Л. С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предполагаем, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
разработать комплекс мероприятий, знакомящих детей с предметами окружающего мира;
включить разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;
деятельность воспитателя будет включать планирование работы по развитию познавательного интереса к природе не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни.
Изучением познавательной сферы занимались П. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др., которые установили ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей. В работах Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др. было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, B. C. Мухина и др. указывают на о А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн и многие другие психологи характеризуют познавательный интерес как сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в органическом единстве представлены все важные для личности процессы собою значимость этого периода для всего последующего развития человека.
Проблему познавательного интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждение ребенка к активной мыслительной работе. Занимательность, связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту ребенка, - драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, побуждать интерес и внимание- в этом К. Д. Ушинский видел важную задачу обучения.
В настоящее время детское экспериментирование занимает второе место после игровой деятельности в период дошкольного развития ребенка.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (О. В. Афанасьева, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова), отмечают ее особенность: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним» [42, с. 29]. И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам.
В 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют, в свою очередь, производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься какой-либо делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4.Фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже экспериментирования
В своих исследованиях А. И. Иванова пришла к выводу, что осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Однако постепенно его удельный вес в пополнении банка памяти уменьшается за счет двух новых способов познания:
-получения знаний в вербальной форме от другого человека (знакомого, педагога, из книг);
-установления закономерностей путем самостоятельных логических выводов;
Познавательный интерес — это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности дошкольника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт увиденному, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Базой исследования явился МБДОУ “Кэскил” с. Томтор Верхоянского улуса. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Верхоянский район является одним из наиболее крупных северных районов Республики Саха (Якутия). Самая низкая температура воздуха (-67,8 гр.) за пределами Антарктиды была зафиксирована в феврале 1892 года на территории района в городе Верхоянск. Верхоянск известен всей планете как «полюс холода». Это один из самых холодных пунктов Северного полушария. Свободное проникновение холодного арктического воздуха с севера обуславливает суровый резко континентальный климат. Это самое холодное место в Якутии с большими колебаниями температур и малым количеством осадков. Территория района целиком лежит в области вечной мерзлоты, мощность которой составляет 300–500 м.
На территории района расположены памятники природы «Мать-Гора» (гора Улахан-Ыннах) и «Кисилях» (горы Киhилээх), ресурсный резерват «Туостах» (местность Туостах), географический центр Якутии (находится в 78 км от с. Суордах в сторону оз. Ньүөлэ на высоте 1048 м). Памятники природы «Кисилях», «Мать-Гора» и ресурсный резерват «Туостах» – это комплексы особо охраняемых территорий. Кисиляхские горы являются одними из наиболее уникальных и высоких вершин Верхоянского района – на них находятся уникальные по красоте останцы горных пород, которыми может гордиться вся республика.
С целью определения уровня представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста мною было проведено тестирование, беседа и наблюдение.
Тест предназначен для выявления у детей старшего дошкольного возраста знаний о природе и включает такие вопросы, например: “Как называются первые весенние цветы: одуванчик, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш?”. С целью изучения познавательного интереса провели методику “Древо желаний” В. С. Юркевича. Ребенку задаются вопросы и из ответов выбираются ответы познавательного характера. Результаты отражены в таблице 1.
На основе выделенных критерий, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень- ребенок имеет четкое представление о природе, проявляет инициативу и желание познать окружающего мира.
Средний уровень- ребенок имеет смутное представление о природе, большое внимание на поиске способов выполнения задач.
Низкий уровень- ребенок не имеет представлений о природе, не желает познать окружающего мира.
Таблица 1.
Определение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о природе
Уровни |
Результаты 1 методики |
Результаты 2 методики |
высокий |
30% |
30% |
средний |
50% |
40% |
низкий |
20% |
30% |
Вывод: результаты показали, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень знаний о природе.
Для формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста мы создали проект “Формирование познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста”.
Тип проекта: творческий, исследовательский;
Вид проекта: групповой;
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-апрель);
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели и родители;
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (6-7 лет);
Цель: развивать у детей познавательный интерес в процессе изучения объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирования в детях правильное взаимодействие с природой.
Задачи:
Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Предполагаемые результаты:
Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
Условия реализация проекта:
интерес детей и родителей;
методические разработки;
взаимодействие с природой;
Продукт проекта:
собрать природные материалы;
совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах Якутии;
жилища народов Севера;
макеты “Киьилээх хайата”;
Этапы проведения и реализации проекта:
Подготовительный этап:
диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников;
ознакомление с научно-методической литературой;
вовлечение детей и родителей в проект.
Основной этап, реализация проекта:
эксперимент для изучения познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;
чтение и обсуждение книг о природе и её охране;
наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы;
«Поляна чудес», «На лесной опушке» - экскурсии и целевые прогулки в лес, поле, на водоём, на которых рассказывается о правилах поведения в природе;
дидактические игры: “Назови растение”, “Земля, вода, воздух”, “Хорошо-плохо”, “Птицы, рыбы, звери”;
загадки, пословицы о природе;
экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «Природа создала репейник, чтобы он приставал», «Бездомному всегда плохо»;
пальчиковые игры и логические задачи по экологии.
3. Заключительный этап:
презентация мини-проекта о жизни в природных зонах;
выставка макетов “Киьилээх хайата”;
План работы по проекту:
Срок: |
Форма работы: |
Задачи: |
Сентябрь |
эксперимент; ознакомление с живой и неживой природой; наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы; сбор природных материалов; опыт “Как влияет солнце на растение”; |
Ознакомить детей о живой и неживой природы. Привитие бережного отношения к объектам природы. |
Октябрь |
«Поляна чудес», «На лесной опушке» - экскурсии и целевые прогулки в лес, поле, на водоём, на которых рассказывается о правилах поведения в природе; дидактические игры: “Назови растение”, “Земля, вода, воздух”, “Хорошо-плохо”, “Птицы, рыбы, звери”; опыт “Почему предметы тонут?”; |
Закрепление о правилах поведения в природе. |
Ноябрь |
чтение и обсуждение книг о природе и ее охране; |
Ознакомление детей с “Красной книгой”. |
Декабрь |
дидактические игры: “Назови растение”, “Земля, вода, воздух”, “Хорошо-плохо”, “Птицы, рыбы, звери”; Опыт “Может ли растение дышать”; |
Закрепления о разновидностях жителей природы. |
Январь |
экологические игры: «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «Природа создала репейник, чтобы он приставал», «Бездомному всегда плохо»; опыт “Делаем облако”; |
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. |
Февраль |
создание макета “Киьилээх хайата”; опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет»; |
Формирование к исследованию объектов природы. |
Март |
совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах Якутии; |
Закрепить знания. |
Апрель |
пальчиковые игры и логические задачи по экологии; загадки, пословицы о природе; опыт «Пересаживание комнатных растений»; |
Закрепить навыки и умения работы. |
Совместные (дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах Якутии.
Мини-проект “Родина моя- Якутия”.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Тип проекта: информационный.
Продолжительность: краткосрочный.
Актуальность: В детском саду у дошкольников закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем мире, воспитываются патриотические чувства. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своей Родине, родном крае, об их историческом прошлом. Знание истории народа, его культуры – это основа дальнейшего уважительного отношения и интереса к культуре и традициям разных народов.
Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством приобщения к материальной и духовной культуре народов, к его традициям и обычаям.
Задачи проекта:
воспитывать любовь к родному краю и национальную толерантность у старших дошкольников;
формировать представления у дошкольников о разнообразии растительного и животного мира Якутии;
привлечь родителей к активному участию в жизни ребёнка, детского сада;
Методологическая основа проекта: программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; национально -региональная программа «Тосхол» под ред. М.Н. Харитоновой.
Этапы проведения и реализации проекта:
Подготовительный этап:
подбор и изучение научной и методической литературы;
подбор художественной литературы к темам;
подбор и изготовление дидактических, подвижных игр, наглядного материала для детей.
Основной этап:
привлечь родителей к подготовке и проведению конкурса презентаций, лэпбуков «Якутия глазами детей»;
беседы и рассказы воспитателя «Символика Якутии», «Народы Якутии», «Якутская утварь», «Национальная якутская одежда», «Якутская кухня», «Достопримечательности города Якутска», «Достопримечательности Якутии»;
оформление альбомов «Достопримечательности Якутии», «Достопримечательности города Якутск»;
просмотр слайдовых презентаций «Якутская национальная одежда», «Якутская утварь»;
рисование «Цветок Сардана», «Украшение чорона»;
лепка «Чорон», «Сэргэ», «Сардана»;
дидактические игры: «Путешествие по родному краю», «Кто лишний» (животные Крайнего Севера);
настольные игры: «Тырыынка», «Тыксаан», «Хабылык», «Мутовка» и т. д;
подвижные игры: «Баай Байанай», «Белый шаман», «Соколиный бой», «Волк и жеребята», «Ястреб и утки»;
чтение художественной литературы: якутские народные сказки, чтение стихов о Якутии, С, Данилов «Чудесный дом», И.Мигалкин «В волшебной стране», А. Кривошапкин «Поездка к оленям»;
Заключительный этап:
Конкурс презентаций «Моя Якутия»;
Выставка лэпбуков «Якутия глазами детей»;
Для ознакомления детей с живой и неживой природой мы проводили беседу с детьми старшего дошкольного возраста: “Живая и неживая природа”.
Цель: закрепить знание о живой и неживой природе.
Задачи:
организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о природных объектах и их отличия от искусственных; об объектах живой и неживой и их отличия;
способствовать формированию у детей представлений о неразрывной связи человека с природой;
Развивающая среда: объекты природы, и “не природы” и рисунка с изображением объектов природы и “не природы”.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей пройти на лесную поляну и присесть на пеньки. На одной из пеньков лежит конверт, воспитатель просит ребенка подать конверт и интересуется, может ребята знают, что внутри конверта. Выслушивает предположения детей. Затем достает из конверта стихотворение С.П. Данилова “Саха сирин айылгата”.
Воспитатель: ребята, а вы знакомы со словом «природа»? Что оно означает? (Высказывания детей).
Воспитатель: почему вы относите … или … к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)
Воспитатель: А велосипед есть в природе? (Нет, потому что он сделан руками человека; а лошадь и осёл, на которых так же ездит человек, — это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)
Воспитатель: Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» – это все то, что сделано руками человека.
Воспитатель предлагает детям представить себя самолетом и совершить полет в «Страну живой и «неживой» природы». В стране их встречает Мэник Мэнигийээн, который перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие – нет, и просит детей ему помощь.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на: живую природы и неживую. На столе лежат картинки, помогите Мэник Мэнигийээннэ их разделить. На один мольберт поставьте картинки с изображением живой природы, на другой – с неживой природой.
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. Если не природа, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).
Мэник Мэнигийээн очень рад, что дети помогли ему и предлагает ребятам поиграть в игру «Живая и неживая природа». Мэник Мэнигийээн называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Воспитатель предлагает детям вернуться из «Страны живой и «неживой» природы на лесную полянку и присесть на пеньки.
Воспитатель: А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)
Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух)
Воспитатель: Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)
Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. (Показ слайдов) Поэтому создана специальная книга – «Красная книга» (Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов).
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами узнали? Как отличить живую от «неживой» природу? Зачем нужна «Красная книга»?
Вывод.
Также проводили с детьми наблюдение за сезонными изменениями. В ходе наблюдения задаем детям следующие вопросы.
Какое сейчас время года?
Как вы догадались, что осень?
Перечислите характерные признаки осени.
Почему осенью стало холоднее?
Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Трудовая деятельность:
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели:
—учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;
— воспитывать экологическую культуру.
Одним из любимых видов деятельности детей являются подвижные игры: “Пятнашки (Атах тэпсиитэ”, “Куропатки и охотники”, “Сокол и лиса (Мохсогол уонна саьыл), “Соколиный бой (Мохсогол охсуьуута) и т.д.
Для изучения динамики развития познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраст был проведен контрольный этап эксперимента.
Для выявления уровня сформированности познавательного развития дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:
Уровень развития познавательного интереса;
Уровень знания о природе;
Уровень успешности усвоения материала;
Развитие экологических представлений;
Жилища народов Севера.
Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и юрта. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера.
Чум- жилище северных оленеводов. Это жилище приспособлено к кочевым условиям и используется оленеводами. Чум — это переносная, разнообразная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года (так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних). Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста – прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию – для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы – утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища.
Яранга – национальное жилище народов Чукотки. Яранга - переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. Яранга изнутри делится на 2 помещения - иоронгу, которая отапливается, и кладовую, в которой нет отопления, соответственно. Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных. Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги — это также и вход в неё. Освещается данная часть помещения при помощи одного или нескольких специальных осветительных приборов.
Балаган – жилище якутов. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. В нем жили якуты в зимний период времени. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Пол внутри балагана представлял собой утоптанный песок, даже в сильные морозы его температура не опускалась ниже -5°С. Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа (для мужчин) и слева (для женщин) от очага.
Юрта – жилище кочевых народов. Юрта во все времена была жилищем кочевников. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.
Таким образом, жилые постройки народов Севера как по архитектурным формам, так и по конструкциям различны и тесно связаны с климатическими условиями и окружающей географической средой, доставляющей строительные материалы. В зависимости от географической среды применялись различные материалы: дерево, кость, дерн, камень. Каркасные жилища покрывались берестой, корой, землей, шкурами животных.
С целью определения уровня представлений о природе у старших дошкольников на контрольном этапе нами повторно проведены беседы и тестирование.
Таблица 2
Определение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о природе на контрольном этапе
Уровни |
Результаты 1 методики |
Результаты 2 методики |
||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
|
высокий |
30% |
80% |
30% |
70% |
средний |
50% |
20% |
40% |
30% |
низкий |
20% |
0% |
30% |
0% |
Таким образом, в работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания познавательного интереса у детей дошкольного возраста, разобрались с понятием познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес имеет многозначные роли: как средство живого, увлекающего ребенка обучения, как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Нами были изучены особенности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучению и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую и воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать развития интеллекта т важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это стремительный интерес к миру, проявляющийся в познавательном активности, в стремлении использовать любую возможность, чему-нибудь научиться.
Выясняется, что у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов природы.
Список использованной литературы:
Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. 1979. – № 5. - 36-39 с.
Лисина, М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопр. психологии. 1982. – №4. – 18-35 с.
Гудина, В. Ю. Педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. : в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II. 87-90 с. URL: https://apni.ru/article/108-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya - Текст: электронный.
Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы: Дошкольное воспитание/ Г. Билева, Л. Зимина. - 2008, - №10,- 22-25 с.
Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика /Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М., 2007. – 216 с.
Вахрушева, Л.Н. Методы выявления познавательных интересов у детей 6–8 лет / Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2012. - № 9. – 12-16 с.
Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / Дейкина А.Ю. - М.: МПГУ, 2007. – 475 с.
Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 79 с.
Лезова, С.В. Жилище северных селькупов. /Экспериментальная археология. - Тобольск, 1991, вып.1.