Особенности социального развития детей в старшем дошкольном возрасте - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности социального развития детей в старшем дошкольном возрасте

Суланячан Туллуктаана Сэбээн кыыьа 1
1Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу социального развития детей дошкольного возраста. Исследование обусловлена необходимостью изучения особенностей социального развития ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, оказания своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки для полноценного и гармоничного личностного развития.

Социальное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Дошкольное детство – важный период в жизни каждого человека. Сегодня детство привлекает к себе интерес многих наук и это связанно с переходным периодом в системе дошкольного образования, который затрагивает значимую для будущего общества категорию населения – детей.

Долгое время наблюдая за современными дошкольниками, можно сказать, что дети стали более инициативными, раскрепощенными, но в тоже время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита мелкая и крупная моторика, эмоциональная сфера, все, что связанно с установкой взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками, дети стали более эгоистичными, капризными, несдержанными, неуправляемыми. Многие из них не умеют говорить шепотом, говорят громко, неестественным голосом, что свидетельствует о неограниченном просмотре мультфильмов.

Все это очень плохо влияет на психическое здоровье детей, ведет к появлению психологических и неврологических проблем. И я могу твердо сказать, что наступает плохой прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям. В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима.

Все перечисленные процессы в дошкольном возрасте ведут к тому, что в будущем в школе дети, играя, не способны договориться о совместных действиях, об их последовательности, не умеют видеть другого ребенка, слышать, понимать, помогать ему. Дети тяжело воспринимают объективную критику, легко могут обидеться, заплакать. Огромный информационный поток, который дети получают из интернета, захлестывает детские умы. Дети старшего возраста могут обсудить в вопросах экономики, политики, спорта и так далее. Между тем основной вид детской деятельности, игра, отходит на второй или даже на третий план.

Конечно, я не говорю, что дети совсем перестали играть, но, учитывая вышеперечисленные факты, намечается тенденция к снижению детского интереса к совместной игровой деятельности.

Главным методом формирования социального развития детей является игра, именно в ней у детей происходит эмоциональное, социальное, коммуникативное становление. И, конечно же, очень важно и необходимо вспомнить, что социальное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.

Также нужно отметить значение подвижных игр (1). В них дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети старшего дошкольного возраста воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует такие качества личности, как воля, выдержка, самообладание, умение контролировать свои поступки и поведение в целом. Подвижная игра учит искренности, взаимопомощи, товариществу. Подчиняясь правилам игр, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Дети старшего дошкольного возраста приобретают бесценный опыт взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения.

Особое значение для социального развития детей навыком являются игры-драматизации и режиссерские игры (2,3). В них создаются благоприятные условия для непосредственного общения со взрослыми и сверстниками, игры нужны для овладения выразительной речью. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы: игрушки или их заместители. В такой игре ребёнок как бы готовится к общению со сверстниками (4).

Конечно, каждого ребенка нужно привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже самый общительный ребёнок периодически проявляет желание самостоятельно поиграть с любимой игрушкой.

Другими формами развития социально-коммуникативных навыков являются викторины и конкурсы (5,6). Они подразумевают наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также базового кругозора.

Все методы необходимо использовать только в игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Общение является важным элементом любой игры (5). В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка [2]. К большому сожалению ситуация такова, что многие родители, желая видеть своих детей умными, успешными и образованными, не хотят приложить усилий для элементарной беседы, тем более для игры с ребенком.

Неотъемлемой частью повседневной жизни во многих семьях стал телевизор, телефон или компьютер и именно на эти предметы направленно все общение и свободное время родителей и детей.

Большинство современных родителей являются высокообразованными людьми, они много читают и знают о развитии детей. Они готовы водить детей во все возможные кружки, секции и специализированные школы, оплачивать услуги нянь и репетиторов, но проблема заключается в том, что у них самих совершенно не остается времени для того, чтобы уделить внимание воспитанию и развитию своего ребенка. Ребенок не получает необходимого ему общения в семье, у него не формируются коммуникативные способности, то есть те умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность [3].

Оттого у современных детей наблюдаются большие проблемы с развитием речи и, как следствие – нарушение общения и взаимодействия с окружающими, агрессия или замкнутость. А ведь ребенок всему учится в общении со взрослыми: ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова. Нельзя отрицать, что сегодня существует проблема в социально-коммуникативном развитии детей, об этом предупреждают многие психологи и педагоги. Наблюдается рост «продолжительности периода детства в связи с нарушением механизмов и форм социализации детей...» [4].

На мой взгляд, педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо обратить особое внимание на социальное развитие детей уже с младшей группы и направить свои усилия, в том числе, на работу с родителями по данной проблеме. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу [5]. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения [6].

Как уже говорилось ранее, многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Современный ребенок впитывает в себя те изменения, которые происходят в мире и которые влияют на его мышление, образ жизни, способы поведения, выбор тех или иных ценностей.

Для взаимодействия друг с другом в социуме человеку необходимо социально-коммуникативное развитие, включающее в себя компоненты: речевые, неречевые, социальный и эмоциональный. Развитие социальных навыков – это процесс, позволяющий человеку взаимодействовать друг с другом, который связан с отработкой навыков и умений говорить грамотно, логично, слушать собеседника, а также поведением.

В современном обществе уверенно чувствовать себя могут только личности социально развитые, которые обладают интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому с дошкольного возраста у детей нужно развивать самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, надо учить быть соучастниками событий, уметь разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка повышению самооценки и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольной организации, так и в любом другом коллективе в будущем.

Список использованных источников

1. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1999. С.33.

2. Мальгина Е.В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/razvitie-sotsialnokommunikativnykh-navykov-u-detey-starshego. Дата обращения 28.02.2015.

3. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009. С.31-32

4. Пономарева С.А. Жизненный мир ребенка в ракурсе современного социальнофилософского знания. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2011_5-2_37.pdf. Дата обращения 01.03.2015.

5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009. С.48

6. Никифоров Г.С. 2010. Психология здоровья дошкольника / Под редакцией Г. С. Никифорова. – СПб. С.49

Просмотров работы: 146