Личностное развитие детей с онр в процессе элементарного музицирования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Личностное развитие детей с онр в процессе элементарного музицирования

Федорова А.Д. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова ПИ ЗБАДО-18
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное детство является оптимальным временем для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), так как этот период наиболее благоприятен с точки зрения развития и формирования речи.

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие видные ученые – исследователи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лаурия, С.Л. Рубинштейн, Р.Е. Левина, Д.Н. Узнадзе, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин и другие.В 50-60 гг. XX века в под руководством Р.Е. Левиной впервые был сформулирован термин «общее недоразвитие речи». [2].

Цель исследования: Выявить особенности личностного развития детей с ОНР в процессе элементарного музицирования в детском саду.

Период раннего эмбриогенеза считается наиболее уязвимым для развития тяжелого поражения мозга в силу влияния различных вредностей.        

В чем отличие ОНР от других заболеваний? Это полное сохранение интеллекта ребенка и обучаемости при нарушениях звукопроизношения, при наличии малого словарного запаса и недоразвития фонематического слуха. Различают 4 уровня ОНР у детей.

       Психологические особенности дошкольников с ОНР. Нарушения речи влияют на характер взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.Особенностями речевого мышления являются: невысокий уровень развития игровой деятельности бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность, попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху [1].

Личность ребенка с ОНР характеризуется заниженной самооценкой, коммуникативными нарушениями, проявлениями тревожности и агрессивности. Неполноценная речевая деятельность у детей с ОНР оказывает негативное влияние на все сферы личности.

Основы технологии элементарного музицирования у дошкольников. В своей системе немецкий композитор Карл Орф (1895-1982) ввел термин «элементарное музицирование» как процесс, элементами которого являются пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Главным инструментом ребенка является он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, интонационно выразительная речь. Методика К. Орфа призвана создать атмосферу радости, творчества [5].

    В извечной педагогической дилемме «чему учить и как учить?» на первый план К. Орф вывел «как». Задача создания «ситуации творчества» реализуется через игру. Идеи К. Орфа нашли отражение в технологии организации музыкально-творческой деятельности дошкольников Т.Э. Тютюнниковой [4].

Активное музицирование подразумевает широкое использование детских музыкальных инструментов, а также обязательное использование шумовых инструментов, сделанных самими детьми. В нашем детском саду мы разработали педагогический творческий проект программы «Музыкальные шумелки».

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: все дети старшей, подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатель, родители.

Методологическая основа проекта: Концепция К.Орфа «Шульверк. Музыка для детей».

Актуальность темы. Детская природа такова, что детям интересно из чего сделан инструмент, и что внутри его шуршит, гремит или звенит. Поэтому созданием этого проекта стала идея показать детям как можно изготовить свой шумовой инструмент, из каких материалов, какие звуки могут издавать те или иные шумовые инструменты. В процессе экспериментирования со звуками, ребёнок по - иному начинает воспринимать окружающий мир: учится разбираться в свойствах и качестве звука, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, применять полученные знания в импровизациях на детских самодельных инструментах. Процесс коллективного и творческого исполнения на самостоятельно сделанных игрушках-инструментах очень важен, так как дети учатся понимать, что их окружает звучащая действительность, прекрасный мир звуков.

Цель проекта: изготовление детьми шумовых инструментов своими руками и использование их в элементарном музицировании.

Задачи проекта

«Познавательное развитие». Знакомить с инструментами шумового оркестра, способами извлечения звука на них, материалом, из которого можно изготовить инструмент. Формировать устойчивое ощущение равномерной ритмической пульсации, ощущения музыки как процесса. Развивать ритмический слух на основе простейших ритмов с речевой поддержкой. «Социально-коммуникативное развитие». Видеть результаты общего труда, объединять индивидуальные поделки в оркестр. Содействовать развитию первоначальных умений включаться в совместную деятельность, выполнять требования к поведению в детском саду и семье. Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки взаимодействия. Учить безопасно осуществлять манипулирование с инструментами при изготовлении музыкальных инструментов. Беречь свои поделки, знать их место хранения и способ употребления.

«Речевое развитие». Расширять и активизировать словарный запас. Знакомить детей с понятиями: «шумелки», «звенелки», «трещалки», «гремелки», «стучалки». Формировать обобщающие понятия: оркестр, шумовой оркестр. Составлять рассказ о своём инструменте, о понравившемся инструменте, при рассматривании альбома о музыкально шумовых инструментах. Развивать диалогическую форму речи.

«Художественно-эстетическое развитие». Воспитывать любовь и интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на музыку в музыкальной деятельности. Развивать первоначальные навыки слухового контроля в игре на инструментах. Содействовать развитию метро - ритмического чувства как базовой музыкальной способности. Обыгрывать сказки – шумелки с инструментами. Развивать и обогащать исполнительский опыт в музыкальных играх с инструментами. Развивать творческую активность детей. Эстетично оформлять свою поделку, инструмент.

Оборудование: компьютер и презентации; музыкальный центр и аудиозаписи музыкальных произведений; игровое оборудование; дидактические игры; иллюстрированный материал; атрибуты к подвижным играм; оборудование для экспериментирования (диски, ведёрки, наклейки, бусинки, дренаж, тесёмки, палочки и др.).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный. Разработка индивидуального плана работы с детьми с ОНР по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах.

II этап – основной (практический). Реализация плана работы по темам:

1) «Изготовление и апробирование шумовых инструментов»;

2) «Слушание оркестровой музыки для детей с применением инструментов под данную музыку»;

3) «Использование сказок-шумелок с использованием шумовых инструментов». Разработка и накопление методических материалов.

III этап — заключительный. Обработка результатов по реализации проекта. Оформление родительского уголка. Консультация для родителей по темам.

Сущность проекта. Проект содействует развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты. Реализация данного проекта позволит:

- приобрести интерес к получению новых знаний о музыкальных шумовых инструментах, способах изготовления их своими руками через беседы, игры и эксперименты;

- повысить интерес к прекрасному миру музыки и ее познанию;

- развить социально-нравственные, коммуникативные, творческие качества ребенка;

- повысить интерес к использованию различных материалов в детском творчестве;

- развить двигательные умения и навыки, показать имеющиеся знания в процессе подвижных игр.

Для выявления индивидуальных особенностей личностного развития у детей с ОНР нами были выбраны и использованы следующие методики:

1. Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой;

2. «Догадайся, что это за предмет»;

3. Тест для изучения самооценки ребенка «Лесенка»;

4. Методика «Два домика» (Вандвик Экблад).

Планируя работу с детьми с ОНР, следует обратить особое внимание на работу с родителями. Родители для ребенка являются главными людьми, они несут ответственность за воспитание ребенка в семье, в становлении его как личности. Привлечение родителей в педагогическую деятельность ДОУ подразумевает использование их воспитательных возможностей, своевременную диагностику семьи, организацию различных современных форм связи с родителями и т.п.

Таким образом, совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями предполагает тесное профессиональное взаимодействие воспитателей, психологов и логопедов с включением в него работы с ребенком, с семьей и персоналом ДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим

недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко // М.:

Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.

3.Румянцева Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. – 2019. – с. 36 – 38.

4.Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи / Т. Э Тютюнникова. – Издательство Эдиториал УРСС, 2004. – 264 с.

5.Тютюнникова Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика [Электронный ресурс]: дис. … канд. Пед. Наук. М. – 1999. – 156 с. – (Воспитание искусством). -

URL:http://www.dissercat.com/content/kontseptsiyatvorcheskogo-obucheniya-karla-orfa-istoriya-teoriya-metodika#ixzz3VciV1l

Просмотров работы: 24