В данной статье обоснованы педагогические условия поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проведен анализ теоретической и методической литературы по проблемам поликультурного воспитания дошкольников, представлены результаты исследования уровня культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, а также раскрыты педагогические условия поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Обоснованы и систематизированы выводы по результатам проведенного исследования.
Ключевые слова: поликультурное воспитание, дети старшего дошкольного возраста, культура межнационального общения, педагогические условия.
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Необходимость воспитания чувства интернациональности у детей отмечена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020гг.»», которые определяют основные пути поликультурного воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Это представляется одной из самых сложных, но злободневных проблем педагогов сегодняшнего дня.
Проблема развития поликультурного воспитания детей дошкольного возраста опирается на концептуальные идеи А.Г.Асмолова, Т.В. Антоновой, Е.С. Бабуновой, Л.Л. Бочкарева, А.Н. Виноградовой, Л.Г. Дмитриевой, А.П. Погодиной, труды Л.И. Божович, Л.А. Соколовой, К.Д. Ушинского и других авторов о гуманистическом подходе к воспитанию культуры межнационального детей, а также этнопедагогические аспекты этого направления в работах М.А. Абрамовой, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Н.Д. Неустроева и др.
Исследование проводилось на МБДОУ «Детский сад «Солнышко»п. Тикси муниципального образования «Булунский улус (район)». В ходе исследования было проверено предположение о том, что поликультурное воспитанник детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно при использовании методов приобщения к разным культурам, ставящие ребенка в позицию субъекта деятельности со своими интересами и правами, а также при систематическом применении игр, направленных на формирование позитивных коммуникативных умений в общении с разными людьми и сближение детей на эмоциональном уровне.
Для изучения культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста были использованы 3 методики: внеситуативно-личностная беседа «Люди моего поселка» Т.В. Антоновой, диагностическая беседа «Сестренки» Э.К. Сусловой, беседа по методике Г.А. Урунтаевой.
Итоги констатирующего эксперимента позволяют сделать выводы о том, что уровень знаний и представлений детей о культуре народа в процессе беседы мы выявили, что большая половина детей экспериментальной группы имеет низкий их уровень, также не имеют понятий «народ», «республика», «народные традиции и обычаи», поэтому необходимо повышать у них уровень этих представлений.
Учитывая характер выявленных особенностей межнационального общения старших дошкольников, формы влияния на этнический аспект их самосознания должны быть связаны с оптимизацией сотрудничества детского сада с семьей и включением детей в ролевые игры, развивающие механизмы и способы поликультурного поведения ребенка.
Исходя из выявленных результатов была разработана и реализована работа по поликультурному воспитанию старших дошкольников.
Исходя из указанных теоретических положений, содержание деятельности по поликультурному воспитанию включало в себя такие формы работы с детьми.
1. Формирование представлений ребенка о жизни и культуре народа саха.
2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с представлениями о родном крае, своей семье (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
Экспериментальная работа проводилась в рамках этого проекта и основывалась на сформулированных и научно обоснованных традициях народной педагогики.
1. Воспитание на примере народного идеала совершенного человека.
Среди многочисленных сокровищ народной мудрости одно из главных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Считаем, что народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях поликультурного воспитания.
2. Воспитание посредством народной мудрости, отраженной в сказках, сказаниях, песнях, загадках, пословицах и поговорках.
3. Воспитание нравственно-этических качеств у ребенка на основе преемственности народов.
Использованы разные средства поликультурного воспитания старших дошкольников:
- всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях психологической атмосферы добра и взаимопонимания;
- гармонизация отношений в сферах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – детский сад», с целью постижения детьми умения жить в среде межнационального общения;
- концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством разных народов;
- взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки задач поликультурного воспитания;
- организация ролевых игр для осознания ребенком себя как частицы своей семьи и своего народа.
На занятиях формирующего эксперимента в целях поликультурного воспитания на формирующем этапе нами были использованы следующие формы совместной работы с родителями, как игровое занятие с элементами тренинга, игра-беседа, беседа-обзор, выставка рецептов, беседа-дегустация, музыкальный праздник, день культуры якутского народа, день национальных игр.
Поликультурное воспитание детей нами также связывалось с развитием бесконфликтного поведения, средством чего служили игрушки и предметы, моделирующие иной образ жизни. Эти игрушки отражали особенности внешности, обычаев и поведения людей, принадлежащих другим культурам:
- куклы, изображающие людей разных этнических групп;
- костюмы разных народов;
- игрушечная посуда и предметы быта, относящиеся к разным культурам и пр.
Развитию форм межэтнического общения на принципах гуманного отношения здесь способствовал уход за куклой или игрушечным животным, которые осуществлялись в ролевых играх и были направлены на осознание детьми этнических стереотипов поведения.
Таким образом, работа по поликультурному воспитанию старших дошкольников носила развивающий характер. Пути использования потенциала разных народов были основаны на сотрудничестве детского сада и семьи. Важно, что родители детей становятся полноправными участниками данного процесса. Темы и содержание совместных мероприятий были основаны на принципах народности, доступности и преемственности.
Эффективность экспериментальной работы по поликультурному воспитанию была проверена на контрольном этапе. Для этого использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
По итогам формирующей работы и результатов сравнения данных констатирующего и контрольного экспериментов нами сделаны следующие выводы.
1. В результате применения различных форм совместной деятельности детей и взрослых по плану поликультурного воспитания повысился уровень знаний и представлений детей о культуре народа. В результате применения различных форм совместной деятельности детей и взрослых повысился уровень представлений детей об истории, природе и людях родного края.
2. Повышению уровня представлений детей о культуре народа способствовали различные формы взаимодействия детей, родителей и педагогов на принципах гуманистической психологии.
3. В результате участия детей в мероприятиях по поликультурному воспитанию и применения различных ролевых игр, моделирующих семейные и жизненные ситуации, повысился уровень этнокультурного самосознания детей.
4. В результате сотрудничества семьи и ДОУ в рамках реализации программы по поликультурному воспитанию повысился уровень влияния родителей на уровень этнокультурного самосознания старших дошкольников.
5. Повышению уровня культуры межнациональных отношений детей способствовали различные формы приобщения к этнической культуре народов Республики Саха (Якутия). Качественный анализ результатов изучения уровня представлений о жизни и культуре людей родного края показал, что дети экспериментальной группы больше не затрудняются в усвоении знаний, связанных со словесным обозначением этнокультурных понятий.
Выводы. Анализ трудов отечественных педагогов и психологов показал, что проблема поликультурного воспитания наиболее глубоко разработана в рамках гуманистического направления. Ученые данного направления рассматривают культуру межнациональных отношений как активно существующий психологический феномен, влияющий на уровень данной части воспитания дошкольников. По мнению исследователей, активная позиция этнокультурного самосознания ребенка формируется в процессе позитивного общения с близкими взрослыми.
Эффективному поликультурному воспитанию детей в ДОО способствует формирование этнокультурного самосознания и усвоение форм эффективного общения в условиях взаимодействия детей, родителей и педагогов. Повышению эффективности этого процесса в нашем опыте служило применение ролевых игр, моделирующих семейные и жизненные ситуации, а также включение детей в различные мероприятия в рамках работы по поликультурному воспитанию старших дошкольников.
Сравнительный анализ диагностических данных показал, что у детей экспериментальной группы в результате проведенной экспериментальной работы по поликультурному воспитанию произошли качественные изменения не только в уровне знаний и представлений о культуре народа, культуры межнациональных отношений, но и в уровне этнокультурного самосознания ребенка. Об этом говорит и выделение в самосознании таких компонентов, как «я» и «мой дом». По мнению исследователей, активная позиция детского самосознания формируется самой личностью ребенка, ее внутренним развитием и опытом общения с окружающими.
Этническая культура является важнейшей стороной гармоничного развития личности современного ребенка, так как необходимый уровень самосознания связан с опытом проживания и общения в этнической среде. Поэтому поликультурное воспитание рассматривается как процесс обогащения самосознания ребенка знаниями и представлениями о культуре своего народа, традициях своих предков, своей семьи, а также знаниями о культуре и быте народов совместного проживания. Исходя из этого, в процессе межнационального общения ребенком усваиваются заданные обществом образцы общения и поведения, которые в результате позитивных отношений становятся регуляторами поведения самого ребенка. В этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради получения одобрения.
Исследование доказало, что приобщение к этнической культуре народов эффективно в процессе поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Установлено, что базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в данном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Эта работа рассматривает педагогические воззрения народа как основу поликультурного воспитания, как сгусток веками накопленного коллективного опыта всех народов масс по воспитанию детей, гениально воплощённых в разнообразных памятниках народного творчества.
На основании результатов исследования разработаны рекомендации.
1. Поликультурные качества являются важнейшей стороной гармоничного развития личности современного ребенка, при этом необходимо учитывать уровень его этнокультурного самосознания и опыт культуры межнациональных отношений.
2. Формирование поликультуризма ребенка можно связать с процессом усвоения заданных в социуме образцов общения, в результате чего эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
3. Основные условия поликультурного воспитания детей в ДОО связаны с соблюдением ими норм общения между людьми на основе представлений об этнических ценностях, общих для всех народов.
Список использованной литературы
Абрамова, М.А. Гуманистические представления в культуре народов Якутии / М.А. Абрамова, Н.Д. Неустроев. - М. : Академия, 2013. - 202 с.
Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в общении детей / А.Ф. Ануфриева. - М.: Ось-89, 2017. – 380 с.
Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста / Е.С. Бабунова // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 6. – С.21-25.
Васильев, И.Г. Обрядовая культура как источник этнопедагогических знаний народа саха / И.Г. Васильев // Тускул. – Якутск. – 2003, №2. – С. 2.
Новоторцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольников / Н.В. Новоторцева. – СПб.: Петрос, 2017. – 280 с.