В дошкольном возрасте формируется познавательно мыслительный процесс, вырабатывается мотивация учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном возрасте формы обучения имеют непреходящее значение для интеллектуального развития в ребенка. В дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Оригами для детей 5 - 6 лет отличный способ развивать логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую деятельность. При изготовлении даже самых простых фигур из бумаги у ребенка развивается фантазия, воображение, сообразительность. Поэтому изучение и применение техники оригами, является актуальным. В связи с этим выстраивается необходимость полноценного и всестороннего развития детей в дошкольных образовательных учреждениях [3, c. 102].
Интеллект (от латинского слова «ntellectus» - разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается, как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления воображения. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект [5, c. 99].
Менчинская Н. А., Калмыкова З.И. дали представление об интеллекте, как предпосылке обучения, который разрабатывается в контексте психолого-педагогической проблемы обучаемости. В этих исследованиях природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний (способности к учению или обучаемости). Показателями обучаемости выступают уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. «Ядро» индивидуального интеллекта составляют возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных проблемных ситуациях. Таким образом, характеристики обучаемости определяют успешность обучения, выступая тем самым в качестве критерия интеллектуального развития. Соответственно, интеллект, как способность реализуется при помощи других способностей - таких, как способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д. [2, c. 122].
Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Дети 5-6 лет связаны с изменением психологической позиции: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Педагогический работник должен поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызвать у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения и деятельности. Опираясь на характерную для детей потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Педагогический работник постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Необходимо помнить то, что дошкольный возраст - период не только интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоение социального пространства, но и рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения себя, собственной самоорганизации, происходящей в расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослым и сверстниками. Действительно, продуктивная деятельность детей должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, на развитие интеллектуальных способностей. У детей 5-6 лет непосредственно предшествует переходу на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Развитие интеллектуальных способностей имеет важное значение для интеллектуальной готовности ребенка к школе [1, c. 208].
В Древнем Китае в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать. Важно, что способность манипулировать руками послужила одной из отправных точек развития интеллекта в эволюции человечества. Проекция кистей рук широко представлена в двигательной и сенсорной зонах коры головного мозга, намного больше, чем, например проекции спины и ног, а площадь проекций пропорциональна сложности управления соответствующими мышцами. Оригами — это интересное занятие детям и доставляет им огромное удовольствие. Искусство оригами - интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это - чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга! Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие. В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием. В.А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики» [4, c. 42].
Таким образом, развитие интеллектуальных способностей имеет важное значение
для интеллектуальной готовности ребенка к школе. Необходимо отметить то, что искусство оригами является средством решения многих педагогических задач, в частности развития интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус. Техника оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы, способы складывания, способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.
Список литературы:
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович.- Санкт-Петербург : Питер, 2009.- 400 с.
Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /П.Я. Гальперин. Ред.А.И. Подольский; Ин-т практич. Психологии.-Воронеж: Издательcтво НПО МОДЭК, 1998.- 272 с.
Дронова, Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. /Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.;- М : Просвещение, 1996.- 271 с
Мусиенко, С.И. Оригами в детском саду : пособие для воспитателей детского сада / Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.- М : Обруч, 2010.- 96 с
Скворцова, В. Интеллект и креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В. Скворцова.; Ростов-на-Дону : Феникс, 2009.- 224 с.