Реализация модели педагогического процесса с технической составляющей в ФГОС ДОУ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Реализация модели педагогического процесса с технической составляющей в ФГОС ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Первоначально, важной задачей технического образования является, организовывать в образовательном пространстве предметную игровую техносреду, которая обеспечивает воспитание каждого ребенка, позволяет ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

В нашем ДОУ функционирует две инженерные группы, в которых организовали центры «Технического творчества» и «Конструкторское бюро». Образовательный процесс начинается с приемной группы. Установлены лего обучающие планшеты, фоторедактор и телевизор. Информация для родителей передается в цифровом формате на свободном доступе. Приобретено оборудование для технического творчества, обе группы оснащены разнообразными видами конструкторов, интерактивными досками и планшетами. Оформлены картотеки. Подобран материал с пошаговой инструкцией по конструированию модели, оформлены карточки схемы. Собрана детская техническая, научная и развивающая библиотека. У каждого ребенка есть инженерная форма - это одежда дисциплинирует ребенка, входят в образ инженера.

Возможности формирования основ инженерно-технического мышления мы рассматриваем в трёх направлениях:

 конструктивная модельная деятельность

 познавательно-исследовательская деятельность

 развитие технического творчества

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему создания постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию. Под руководством воспитателя ребята овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений, инженерных терминов. Играя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

В нашем детском саду для развития и поддержания у детей интереса к конструктивной деятельности воспитатели используют разные виды конструирования: конструирование из бумаги, природного материала, кубиков и различных видов разного конструктора. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

Основы технического моделирования и конструирования дети осваивают с помощью различных видов конструкторов: LEGO, «Юный инженер», «Знаток», «Механик», «Полидрон» и т.д. Конструктор серии «Знаток» используются для изучения электрики и электроники в старшем возрасте. Дети могут собирать электронный конструктор и самостоятельно, и под руководством воспитателя. Основная цель не просто собрать модель, а объяснить последовательность действия постройки модели т.е. схемы сбора. Конструктор LEGO является универсальным и многофункциональным, поэтому он используется в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для конструкторско-модельной деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные и технические способности. Работа с конструкторами «Юный инженер», «Механик» позволяет детям получить многие важные знания и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки в техническом образовании. Полидрон – это многофункциональный конструктор. С ним можно решать математические и геометрические задачи любой сложности, фантазировать и придумывать разнообразные фигуры. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей, предусмотрены самые разные интересы ребят. Это и есть техническое моделирование, и игровое творчество.

В инженерно -технической деятельности дети изучают и анализируют информацию, технические данные, устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют постройки и создают интересные образы.

В работе по организации технической деятельности детей воспитатели используют комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно -образовательных задач. В совместной и непрерывной образовательной деятельности знакомились и проводили эксперименты технической направленности. Такие как, механизмы и шестеренки, создание духов, конструирование одежды, модель приема телепередач и т.д. После совместной деятельности дети, полученные знания вносили в самостоятельную деятельность и обыгрывали в разных игровых ситуациях. Например, познакомив детей с темой «Информатика, вычислительная техника и управление» ребята собирали калькулятор с различными предметами, объясняя результаты на своем уровне. Несомненно, инженерно-техническая деятельность способствует освоению детьми, научно-познавательных знаний, обеспечивает максимальную эффективность технического развития детей дошкольного возраста.

Игры доступны для совместной и самостоятельной деятельности детей. В совместной игровой деятельности взрослый выступает в роли партнера по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы. Дети во время игры незаметно для себя приобретают новые знания, учатся считать, ориентироваться в пространстве, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, память, внимание, воображение. В итоге совместная игровая деятельность плавно перетекает в самостоятельную игровую деятельность. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить. В совместных мероприятиях вместе с педагогами детского сада активную роль играют родители. Взаимодействие с родителями начали с анкетирования и бесед. Организовывали выставки на каждую новую тему. Родители выбирают определенные задания, например: строят макеты кораблей, самолетов, разных роботов.

Коллектив педагогов и воспитателей нашего детского сада в целях формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии ФГОС дошкольного образования разработали комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности по техническому образованию, на основании парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». За год дети изучают основу технической грамотности в старшей группе 33 темы, в подготовительной группе 40 тем. Помимо этого, создали наглядно-демонстрационные материалы и видео-изучающие ролики по темам: «Мелиораторы», «АвтоВАЗ», «Сумка-холодильник» и т.д. Объединить парциальную программу с программой «От рождения до школы» возможно, при изучении различных технических тем и использования игрового оборудования может способствовать выявлению одаренных детей, дети обучаются основам технических наук.

Изучили основу технической грамотности воспитанников.

Дети старшего возраста 5-6 лет группы «Татыйыкчаан» в конце учебного года стали создать технические объекты и макеты по представлению и по памяти на заданные темы такие как, «Хлебозавод», «Круизный лайнер», «Мельница ветряная и водяная», «Речной вокзал», «Дом в котором мы живем» и т.д. Дети стали «читать» простейшие схемы технических объектов, макетов, моделей. Анализируют объект и постройку. Стали проявлять положительные отношения к техническим объектам. Дети имеют начальные представления о техническом разнообразии окружающего мира. Стали с интересом участвовать в экспериментальной деятельности с оборудованием. Без помощи взрослого выполняют инженерные книги. К концу года дети стали уметь анализировать образец постройки, схему с изображением конструкции. Могут планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения. Умеют работать коллективно.

Дети в возрасте подготовительной к школе группы «Ымыычаан» разрабатывают объект, выбирают соответствующие объекту средства и материалы и их сочетание, по собственной инициативе интегрирует виды деятельности. Созданные конструкции дети используют в играх. Самостоятельно составляют инженерную книгу. Анализировали каждые постройки по темам «Роботы будущего», «Удивительные соединения», «Авианосец», «Настольная лампа», «Электрические цепи». В процессе деятельности, при воплощении замысла детьми, воспитатели помогают детям конструировать коллективно, не мешая друг к другу, большой запланированный проект. Дети умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением.

Таким образом, созданные условия в ДОУ, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.

Просмотров работы: 16