Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы

Солощенко Н.И. 1, Бабус А.А. 1, Богданова М.В. 1, Сорокина Е.Н. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Смысл понятия “Дистанционное образование” широко раскрывает,А.А. Андреев: «Дистанционное образование – синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателеми обучающимся, причем процесс обучения в общем случае не критичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению». Автор раскрывает смысл удаленного обучения как «интерактивный образовательный процесс, реализуемыйв специфической дидактической системе».

В 2020 году Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были внесены поправки, так как переход на дистанционный формат обучения не был четко урегулирован. Данный вид образования в РФ регулируется преимущественно ведомственными нормативными актами.Это означает, что эти акты не должны противоречить федеральному законодательству РФ об образовании, и обязательно подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и принимаются только
по вопросам, специально делегированным конкретному министерству.

Дистанционное обучение понимается как учебный процесс, проходящий через специальную программу образования и использования технических средств(Пк,телефоны и другую регламентированную технику). Отличительная черта такого обучения – опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога.

Целью статьи является представление исследования, которое показываетнасколько студенты и педагоги готовы к внедрению дистанционного обучения в высших учебных заведениях.

В настоящее время современное дистанционное обучение является динамичным и быстроразвивающимся сектором высшего образования. В наше время информационная технология активно идёт вперёд, что позволяет конкурировать с традиционным форматом образования. В зарубежных странах более 70% студентов выбирают именно этот формат обучения, что намного меньше чем в России. В России большинство обучающихся и педагогов негативно относятся к дистанционному формату обучения, т.к видят его больше вспомогательным обучением, а не основным.Отметим, что среди плюсов у студентов появляется больше свободы организации образа жизни и выбора жизненной траектории.

По опросу, который проводили среди студентов на базе Шадринского государственного педагогического университета, на вопрос «Как Вы считаете, при дистанционном обучении улучшится качество образования?» большинство анкетируемых преподавателей ответили «Нет, только ухудшится» – 48,10 % опрошенных, «Да, при условии хороших методик» – 35,44 % опрошенных, «Нет, ничего не изменится» – 10,12 % опрошенных.

Большинство преподавателей не считают дистанционное обучение качественным, так как студентов лишают возможности практики, которая необходима для большинства профессий, что ухудшает эффективность подготовки молодых специалистов в своей сфере. Кроме этого, отсутствуют гарантии самостоятельного выполнения работ, так как невозможно обеспечить достаточным уровнем контроля, качество образования зависит от самого обучающегося.

Среди предложений по совершенствованию организации дистанционного обучения студенты отмечают следующее:

• Учет того, что не у всех есть доступ к качественному Интернету.

• Формирование навыков владения современными технологиями у преподавателей.

• Обеспечение оперативной связи с преподавателями.

• Усовершенствование ЭИОС.

• Более продуманное распределение заданий.

• Большая вовлеченность преподавателей в онлайн-обучение.

• Снизить время, проведённое за компьютером.

• Обоснование преподавателями выставляемых оценок, комментирование ошибок

В целом, здесь проявляется противоречивые тенденции – явно есть запрос на большую интерактивность обучения, с другой стороны, не все могут участвовать в нем полноценно из-за проблем технического характера.

Подводя итог, выделим положительные и отрицательные аспекты дистанционного обучения. Среди положительных можно отметить критерии:

• Гибкий график получения образования (независимо от временных факторов и местонахождения).

• Модульность (удобная аккумуляция курсов в отдельные блоки, позволяющая самостоятельно подстраивать программу под успехи или нужды отдельного обучающегося).

• Финансовая эффективность (менее затратно в материальном отношении).

• Индивидуализация обучения (студент способен самостоятельно построить свой план обучения и выполнение заданий).

• Практика развития навыков адаптации (дистанционное образование способно предоставить практику способностей студента к самостоятельности и самообучению, поиску информации и адаптации к необычным условиям ведения обучения).

• Высокая степень актуализации материала (ввиду значительной степени использования сети интернет, программного обеспечения, компьютерной техники – всё это позволяет регулировать и адаптировать, как учебные программы, так и сам процесс получения знаний максимально быстрым способом, вслед за изменениями внешней среды).

• Доступность (дистанционное обучение способно удовлетворить потребности в образовании для множества студентов не только в конкретной стране, но и по всему миру, более того, данное обучение позволяет получать качественное образование как людям в возрасте, так и людям страдающими определенными заболеваниями, которые не позволяют получать образование в очном формате).

• Открытость (особенность работы с использованием современных технологий – позволяет создать доступную базу данных, включающую в себя все материалы обучения, которые можно будет просматривать неограниченный временной промежуток, причём это касается не только сухого текста или изображений, но в том числе и записи непосредственно самих лекций и иных материалов, необходимых для обучения).

Несмотря на выделенные положительные аспекты дистанционного образования, существуют и отрицательные моменты, которые тоже необходимо учитывать:
• Не подходит для направлений подготовки, существенным аспектом которых является общение с людьми и работа в команде (исключительно голосовое общение не способно полноценно компенсировать необходимые навыки, которые развиваются при живой кооперации).

• Проблемы с контролем успеваемости (нельзя гарантировать, что выполненная учащимся работа – выполнена им самостоятельно, так как невозможно обеспечить достаточный уровень наблюдения, следовательно, качество получаемого образования в значительной степени зависит от самого обучающегося).

• Необходимость навыков информационной грамотности.

• Значительная теоретизация обучения.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод об абсолютно реальной перспективе полноценного всеобщего развития дистанционной формы обучения, но также стоит понимать, что это только лишь одна из форм получения образования, которая на текущий момент развития как общества, так и научно-технического прогресса – не является панацеей для любых задач. Но отметим, что данная форма обучения имеет как свой запрос среди потребителя, так и собственную нишу, в которой определенные направления обучения могут показывать идентичные показатели в сравнении с классической формой получения образования. Дистанционное образование будет набирать популярность, прежде всего, в связи с удобством для работающих людей, тех, кто живет в удаленных уголках России, тех, кто не хочет уезжать из родного города, чтобы учиться в избранном университете. Несмотря на многие организационные недоработки дистанционного формата обучения, студенты более оптимистично смотрят на перспективы его дальнейшего развития, чем преподаватели.

Без сомнения, дистанционное обучение не сможет стать полноценной заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать студенческую атмосферу и заменить живое общение с преподавателем, но оно действительно может стать наиболее перспективной формой вечернего, заочного обучения, для курсов повышения квалификации или курсов переподготовки, для студентов с ограничениями по состоянию здоровья и т. п.

Виды дистанционных занятий определяются с одной стороны особенностями педагогического процесса, с другой - набором информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в распоряжении учебного заведения. Практика показывает продуктивность использования следующих видов занятий:

•Вводное занятие проводится с целью охвата всего курса в целом, обзора его проблематики, грядущих занятий. Его целесообразно оформлять в виде набора веб-страниц на образовательном сервере. •Персональное занятие-консультация проводится в всевозможных конфигурациях с учетом специфик каждого учащегося. •Дистанционная конференция по электронной почте просит разработки структуры и регламента обсуждения одной задачи в рамках дистанционной переписки. •Чат-занятие проводится в реальном времени и требует точного расписания и формулировки вопросов или проблем, а также возможности записи занятия для анализа и использования в дальнейшем. Веб-занятие обладает множеством вариантов: дистанционное обучение на основе веб-квестов (специально приготовленных страниц со ссылками по изучаемой теме), конференций в виде форума, семинаров, деловых игр и т.

Дистанционные формы занятий используются не только для учащихся, но и для педагогов и не исключительно в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные преподавательские конференции
и конкурсы. К примеру, через дистанционные технологии можно объединить традиционные августовские конференции в разных городах нашей необъятной страны. Локальная сеть увеличивает значимость "сетевых" педагогов, ведь область их воздействия при помощи телекоммуникаций вырастает в сотни и тысячи раз по отношению обычного учебного образовательного процесса. Профессиональный наставник привлекателен не только тем людям, которые его окружают; его миссия обширнее - подсобить тем, которые желают обучаться у него, применяя для этого дистанционные технологии. В нашем веке лучшими педагогами, скорее всего, будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность взаимодействовать со всем миром с помощью информационных технологий.

Список литературы:

Ковальчук С.П. Дистанционное обучение. – М., 2005. – 156 с.

Тихонов А.Н. Управление современным образованием. – М., 2006. . – 176 с.

Усков В.Л. Информационные технологии в образовании. – М., 2008. – 184 с.

Просмотров работы: 45