СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ

Афанасенкова Н.В. 1, Соболева В.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время спорт и занятие физической культурой приобретает высокую значимость в обществе. В системе норм и ценностей общества он также играет большую роль. Занятия спортом, особенно любительские, довольно часто рассматриваются не только как способ укрепления и сохранения здоровья, но и как превентивная мера по предотвращению алкоголизации и наркотизации и других антисоциальных проявлений поведения, особенно в среде молодежи. Одной из проблем школьного обучения является формирование интереса к учебному процессу, в нашем случае, к физической культуре. Массовые школы организуют свою деятельность, в основном, по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать интерес школьников к физической культуре и спорту в целом.

Проблема физического здоровья учащейся молодежи привлекает внимание ученых, физиологов, медиков, педагогов уже давно. Несмотря на вновь введенные нормы ГТО, физические качества молодежи ухудшаются. Наблюдается снижение интереса к уроку физической культуры. Коммерциализация спортивных центров, детских секций наряду с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп детей, развитию у них хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и ухудшению физической подготовленности.

На сегодняшний день невозможно не заметить, что спорт достаточно быстрыми темпами развивается во многих крупных городах России, но менее развит в городах малых и сельских поселениях. Недостаточное физическое развитие молодежи, а отсюда – рост заболеваемости в старших возрастных группах, низкий уровень продолжительности жизни населения, вызывают необходимость в создании качественно новых систем физического воспитания, адекватных современному техническому и социальному прогрессу, реальным условиям переходного периода, но начинается развитие каждого человека, прежде всего с семьи, когда родители, поняв, что ребенок имеет способности и интерес к какому-либо виду спорта, начинают возить его в спортивную секцию.

Цель исследования: выявить социальную значимость физической культуры на основе анкетирование.

Метод анкетирования используют для сбора информации и для установления общих взглядов, мнений людей на подобранные вопросы. В анкете всего 8 вопросов, в основном из альтернативных закрытых вопросов, т.е. вопросов включающих в себя все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемому необходимо выбрать тот, который более всего соответствует его мнению. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.

Результат анкетирования показал, что доминирующую роль в иерархии жизненных ценностей заняли семья (88,4%), любовь (61,5%), здоровье (84,6%). Менее значимые ценности – это: дружба (42,3%); карьера, значимое положение в обществе (34,6%); материальное благосостояние (30,7%). Среди малозначимых ценностей находятся: образование (26,9%),интересная работа (23%) и самореализация (26,9%), результаты исследования представлены на рисунке 1

Рисунок 1

Для выяснения степени спортивной активности задавался вопрос: «Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями?» Полученные результаты таковы: практически ежедневно – 33 %, 2-3 раза в неделю – 8%, 3-4 раза в месяц - 26%, реже – 20% вообще не занимаются – 13%, данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2

На вопрос: «Посещаете ли вы какие-либо секции?» Положительно ответили лишь 27% опрошенных, результат представлен на рисунке 3.

Рисунок 3

Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п. Так, свободная, непринужденная беседа, в ходе которой узнающий изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с собеседником; такая беседа очень часто предшествует основной частью к достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии. Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.

Для анализа факторов, влияющих на занятия физической культурой, респондентам был задан вопрос: «Какие причины, препятствуют вам заниматься спортом?». Среди основных причин оказались: отсутствие желания и недостаток свободного времени.

При анализе данных исследования, выделяются три основных фактора, которые препятствуют занятию спортом у студентов. Первым фактором выступает коммерческий характер спортивных учреждений.

Другая причина - это огромное разнообразие учреждений развлекательного характера: кафе, клубов, кинотеатров и прочих заведений. Студенты их посещают для того чтобы отдохнуть, однако напротив, после посещения подобных развлекательных учреждений, организм истощается. Раньше спорт для молодежи мог служить как стимулом продвижения внутри определенной социальной группы, так и средством отдыха от умственных нагрузок, развлечением, возможностью «показать себя», сейчас таким средством и стимулом выступают развлекательные центры, увеселительные напитки. При этом нельзя не отметить большое развитие интернет — коммуникации.

Выяснено, что большая часть молодых людей воспринимает здоровье на уровне физического благополучия, и считает основным условием его сохранения отказ от вредных привычек, двигательный режим и правильное питание. Однако в их сознании еще не сформировано отношение к здоровью и одному из главных путей его сохранения - спорту как к одним из наиболее значимых ценностей.

В ценностном мире молодёжи спорт занимает невысокое положение. В целом же, количество молодых людей, занимающихся спортом довольно небольшое. Причины слабой ориентации людей на здоровье и недостаточной ориентации на высокий уровень физического развития это - недостаточная мотивация, неразвитость культурно-исторических традиций, стимулирующих здоровый образ жизни и физическое совершенство.

Список литературы:

Антипов В.А., Разумахина Е.Г. Реализация функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике [Текст ]: учеб.пособ. / В.А. Антипов, ТиПФК.- 2008. - № 3.- С.12.

Кобяков Ю.П., Концепция норм двигательной активности человека [Текст ]: учеб.пособ. / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. – 2003 – С. 20–23.

Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов [Текст ]: учеб.пособ./Г.Ю. Козина - 2007 - С. 147-149.

Анализ факторов, препятствующих занятиям спортом студенческой молодёжи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibac.info/index.php., свободный( дата обращения: 7.06.2021).- Загл. с экрана.

Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/, свободный (дата обращения: 8.06.2021).- Загл.с экрана.

Развитие спорта в странах западной Европы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/ свободный (дата обращения: 7.06.2021)

7. Молодёжь в современном мире [Электронный ресурс] Режим доступа: https://revolution.allbest.ru. свободный (дата обращения: 8.06.2021)

Просмотров работы: 59