Развитие мелкой моторики рук, у детей старшего дошкольного возраста по средством нетрадиционной техники рисования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие мелкой моторики рук, у детей старшего дошкольного возраста по средством нетрадиционной техники рисования

Захарова А.П. 1
1СВФУ Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие мелкой моторики руки имеет немаловажное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Объект исследования – процесс развития мелкой моторики рук дошкольников.

Предмет исследования – особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Цель исследования – теоретическое и экспериментальное изучение нарушений мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза состоит в том, согласно которой работа педагогов по развитию мелкой моторики будет наиболее эффективным если:

- знакомство с основами нетрадиционной техникой рисования будет носить комплексный характер, осуществляться в творческой атмосфере, на специальных практико-ориентированных занятиях, учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности нарушений мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и реализовать систему занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста используя нетрадиционные техники рисования.

4. Провести качественный и количественный анализ результатов. Для достижения поставленной цели, решения задач, использовались следующие взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы; эмпирические: метод диагностики, педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент; метод изучения детских работ; статистические: количественный и качественный анализ данных.

Теоретическая значимость:

- систематизация и обобщение научных исследований по вопросу развития мелкой моторики рук у дошкольников.

- теоретическая обоснованность необходимости использования системы комплексных мероприятий коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста для предупреждения и коррекции нарушений мелкой моторики рук;

- концепция построения движений Н.А. Бернштейна; теория влияния двигательной активности на развитие функций мозга М.М.Кольцовой, сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори) и др.

Практическая значимость:

- подобраны диагностические методики исследования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;

-исследования состоит в создании программы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Данные проведенного исследования могут быть использованы воспитателями детского сада и родителями.

Организация исследования:

Данное исследование проводилось в три этапа. Задачи каждого этапа были направлены на достижение общей цели исследования.

На первом, подготовительном этапе исследования была проведена работа по изучению проблем развития мелкой моторики в психолого-педагогической литературе, рассмотрены особенности мелкой моторики рук у детей.

На втором - основном этапе был исследован педагогический опыт, который заключался, апробации и определении эффективности программы коррекционно-развивающей работы по коррекции нарушений мелкой моторики.

Последний этап исследования – заключительный был посвящён аналитическому обобщению педагогического опыта.

Опытно – экспериментальная работа заключалась в апробации разработанной системы занятий развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

Для проверки эффективности составленных занятий было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе было проведено исследование развития мелкой моторики рук в контрольной и экспериментальной группах. В результате проведенного исследования было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы не имеют значимых различий.

На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе была реализована система занятий на основе использования нетрадиционных техник рисования. На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное исследование развития мелкой моторики рук дошкольников контрольной и экспериментальной групп, что и на формирующем этапе. По результатам контрольного обследования данные изменились и мы наблюдали, что дети экспериментальной группы усвоили материал лучше, чем дети из контрольной группы.

Таким образом, мы можем утверждать, что разработанная нами система занятий на основе использования нетрадиционных техник рисования является эффективной в развитии мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

В рамках реализации поставленных задач мной были изучены и обобщены данные педагогической литературы по проблеме исследования мелкой моторики у детей. В результате чего было установлено, что в последние годы активизировался интерес к изучению данной темы, так как психологи и педагоги образовательных учреждений всё чаще стали отмечать значительный рост числа детей с проблемами моторного отставания. Нарушения развития моторики, а в частности - руки, говорит о неготовности современных детей к письму или о проблемах с речевым развитием.

Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований, известно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими психическими функциями и свойствами сознания как мышление, воображение, внимание, оптико-пространственное восприятие, двигательная и зрительная память, наблюдательность

Установлено, что процесс овладения мелкой моторикой рук является довольно трудоёмким для ребёнка. Таким образом, своевременное выявление особенностей мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области моторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Результаты проведенного эксперимента говорят о том, что несформированность мелкой моторики пальцев рук приводит к определенным типам трудностей в графической деятельности. Низкий уровень развития мелкой моторики приводит к низкому уровню развития графической деятельности. Кроме того, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что возрастное развитие ребенка само по себе, без специального обучения, не формирует графическую деятельность. Это обстоятельство обусловливает целесообразность создания специальных методик обучения графической деятельности.

Разработанная в ходе настоящего исследования система занятий основана на выявленной зависимости развитием мелкой моторики пальцев рук.

Поэтому, использование нетрадиционных приемов художественно-творческой деятельности может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, напомнить его интересным содержанием, предоставить возможность каждому пережить радость творчества, яркими, положительными эмоциями.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно - логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально - существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе на занятиях и кружке дополнительного образования нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму. Работы детей выставляются на конкурсах, являются украшением пространства ДОУ. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена экспериментально.

Уровень развития мелкой моторики рук у детей после формирующего этапа эксперимента значимо превышает уровень до экспериментального обучения.

Список литературы:

1.Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.

2.Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. – М.: Просвещение, 2004

3.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.

4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

Просмотров работы: 89