ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В исследованиях разных ученых есть понятие, подтверждающее тот факт, что речевое развитие связано с движением, а именно с движением пальцев рук. Советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Еще педагог писал, что уверенность и изобретательность детской руки влияют на взаимодействие руки с орудием труда (ручкой и карандашом), также отметил, что сложность движения тоже влияет на яркость творчества и на ум ребенка. С целью выявить эти факты была проведена исследовательская работа на базе детского сада с дошкольниками 5-6 лет.

Э кспериментальная работа с детьми с нарушениями речи проводилась с сентября 2020 г. по апрель 2021 г. на базе МДОУ детского сада №4 «Сырдах», группа «Кустук» (5-6 лет) и состояла из трёх этапов: первый этап – констатирующий эксперимент, проводимый в сентябре 2020 г.; второй этап – формирующий эксперимент, охватывающий период с октября 2020 г. по март 2021 г.; третий этап – анализ данных, полученных в ходе работы (контрольный эксперимент), проводимый в апреле 2021 г.

В констатирующем эксперименте приняло участие 18 детей в возрасте пяти-шести лет.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень речевого развития и готовности руки к овладению письмом

По результатам диагностики речевого развития были получены следующие результаты: с нарушением речи – 4 дошкольника (общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней) у остальных дошкольников речевое развитие в норме.

По результатам всей диагностики определили 5 уровней развития готовности руки к овладению письмом у детей с нарушениями речи: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Результаты диагностики показали, что из 18 обследуемых детей 3 дошкольника (20%) имеют выше-средний уровень подготовки к письму, 4 дошкольника (27%) имеют средний уровень подготовки руки к письму, у 7 дошкольников (46%) – уровень ниже среднего, у одного дошкольника (7%) – низкий уровень. Детей с высоким уровнем подготовки руки к письму не выявлено. Успешным заданием для детей было задание по методике «Дорожки».

Чтобы провести обследование готовности руки к письму были предложены различные задания. Так как ведущим видом деятельности для дошкольников является игровая деятельность, для подготовки к письму требуются разнообразные игровые ситуации, которые создают для них взрослые. Этим положением мы руководствовались при проведении опытно-методической работы с детьми пяти-шести лет.

Следующим этапом было проведение формирующего эксперимента. Цель которого – пронаблюдать различие между детьми, у которых есть нарушение речи и между детьми, у которых речевое развитие в норме, развитие у дошкольников силы кистей рук и пальцев, их подвижности и гибкости; развитие точности движений, контроля за их выполнением; стимулирование речевого развития.

Во время работы с детьми использовались подгрупповые и индивидуальные занятия. Были отобраны различные упражнения и задания, включающие самомассаж, пальчиковую гимнастику, графические упражнения, физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнения на ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Часть игр и упражнений была разработана нами самостоятельно: «Фигурки из палочек», «Карандаш спешит на помощь», «Поиграем с шариком», «Поработаем руками», «Конструируем картинку». При проведении работы учитывалось возрастание сложности предлагаемого материала. Так, непосредственно графическим упражнениям предшествовали упражнения на формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки; упражнения на формирование правильного захвата орудия письма; упражнения по подготовке к технике письма. Особое внимание уделялось изучению гигиенических правил.

Детям, которые пишут левой рукой, гигиенические правила соотнесли с левой рукой. Игры и упражнения были специально подобраны и представлены в примерном перспективном плане. Подбор заданий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т.е. количество упражнений и степень их сложности) варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Вся работа велась в тесном сотрудничестве с воспитателями: им давались задания для индивидуальных занятий с детьми; были даны рекомендации по проведению дошкольниками самомассажа кистей рук. Кроме того, большое внимание уделялось работе с родителями: проводились беседы, консультации, были разработаны требования к уровню готовности руки старших дошкольников к письму.

Результаты эксперимента показали, что дети без нарушения речи справились с заданием лучше, чем дошкольники с нарушением речи. Наиболее доступными для детей являются пальчиковые гимнастики, задания на раскрашивание и штриховку изображений. Более сложными оказались упражнения на ориентировку в пространстве и на листе бумаги. Однако, в целом, дети проявляли активность и заинтересованность в работе, достигая тем самым положительных результатов.

Для формирования успешного развития ребенка необходимо комплексное действие родителей воспитателей, логопедов и психологов. Семья и детский сад должны быть единой командой для этого. Задача воспитателей донести до родителей необходимую информацию по развивающим действиям и предоставить методы и техники для работы с будущими школьниками. Для этого были набраны комплекс мер, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Комплекс мер, способствующих развитию движения рук:

Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

- запускать пальцами мелкие волчки;

- разминать пальцами пластилин, глину;

- катать каждым пальцем камешки, шарики; • сжимать и разжимать кулачки;

- двумя пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, а потом быстро;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- кистями рук делать «фонарики»;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- завязывать узлы на толстой веревке;

- застегивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки;

- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

- складывать матрешек;

Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях МБДОУ Число детей, имеющих недоразвитие речи, к сожалению, возрастает с каждым годом. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера.

В логопедических группах «Кустук» есть дети с общим недоразвитием речи 1, 2 и 3 уровней. У этих детей отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми логопедических групп является развитие пальцевой моторики.

- рисовать в воздухе;

- игры с песком, водой;

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- резать ножницами;

- рисование различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками).

Требования к проведению пальчиковых игр

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям. Основные направления работы с детьми на занятиях

Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «ежики», «скалочки», семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Игры в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов; угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь; сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Эти задания логопед и воспитатель используют на своих занятиях и могут варьировать по своему усмотрению. Логопед проводит специальные подгрупповые занятия по развитию мелкой моторики или включает задания на развитие моторики в свои занятия.

Структура подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в старшей логопедической группе

Продолжительность занятия 15 минут.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)

2. Работа с массажерами (валики, скалочки, «ежики», мячики, орехи) Скалочку (мячик) в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).

4. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки). • выкладывание контуров предметов, • наматывание ниток на клубки, • игровые упражнения с предметами.

5. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Таким образом после систематической и планомерной работы с дошкольниками, имеющими речевое нарушение, по развитию мелкой моторики улучшилось качество двигательных реакций. Объем и темп движений также изменились, исчезли двигательные неловкости, переключаемость движений улучшился, пальцы рук стали работать ловко. За эти месяцы дети научились с легкостью выполнять сложные действия с предметами и правильно держать карандаши.

Во время работы с детьми использовались подгрупповые и индивидуальные занятия. Были отобраны различные упражнения и задания, включающие самомассаж, пальчиковую гимнастику, графические упражнения, физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнения на ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Для формирования успешного развития ребенка необходимо комплексное действие родителей воспитателей, логопедов и психологов. Семья и детский сад должны быть единой командой для этого. Задача воспитателей донести до родителей необходимую информацию по развивающим действиям и предоставить методы и техники для работы с будущими школьниками. Для этого были набраны комплекс мер, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Список использованной литературы

1. Володина Н.В. Пишу красиво: для одаренных детей. – М.: Эксмо, 2008. – 120 с.

2. Власова Ж.А. Обобщение педагогического опыта «Развитие пальцевой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста» (в сокращении). //Логопед в детском саду / № 6 (41), 2009 – с. 12.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998. – 192 с., ил.

4. Детский сад от А до Я / № 5, 2007.

5. Жукова Н . С . , Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 – 320 с.

6. Лесовая О. Зеркальный мир левши. // Мой ребенок / Май, 2006 – с. 8.

7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

8. Новоторцева Н. В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.

9. Парфёнова Т. Лепим из пластика. // Мой ребенок / Июль, 2009 – с. 132.

10. Ребенок в детском саду / № 1, 2006.

11. Ребенок в детском саду / № 2, 2006.

12. Ребенок в детском саду / № 3, 2006.

13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Лагутина А. В. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа): Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. – М., 2004. – 43 с.

14. Шибанова А. Подготовка руки к письму. // Мой ребенок / Август, 2009 – с. 144.

15. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 186 с

Просмотров работы: 25