НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Афанасьева Ю.В. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «ИвГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья является логичным продолжением первого моего труда, который создан для участия в XIII Международной студенческой научной конференции студенческом научном форуме – 2021. В ней особое внимание уделено вопросу изучения подходов эмоционального выгорания педагогов в исторической хронологии как у нас, так и за рубежом. [14]

В этой работе я попробую раскрыть и систематизировать полученные знания различных ученых и исследователь для того, чтоб у читателя сформировалась полная «картина» различных подходов к изучению эмоционального выгорания педагогов.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, синдром выгорания - это "физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям" в настоящее время в 10-м пересмотре международной классификации болезней проблемы производственного стресса, рассматриваемого в рамках синдрома выгорания, выделены под рубрикой Z. 73,0. .

Термин "эмоциональное выгорание" был предложен американским психологом Х.-Дж. Фройденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, вынужденных в эмоционально насыщенной атмосфере интенсивно и тесно общаться с клиентами при оказании профессиональной помощи. Позднее он назвал данное состояние "болезнью сверхуспеха".

Первоначально термином "выгорание" обозначалось состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Современные исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения хронической усталости.

"Синдром выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) как психологический феномен практически недавно стал изучаться в отечественной психологии как самостоятельный, как за рубежом данным феноменом психологи занимаются давно.

Понятие выгорания обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.

Первая статья К. Маслач на эту тему, опубликованная в журнале "Human Behavior" в 1976 г. по ее собственному призванию, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Она получила множество писем от самых разных людей самых разных "помогающих" профессий. По происшествии, только десяти лет по проблемам синдрома "выгорания" было опубликовано более тысячи статей, созданы специальные методики диагностики синдрома эмоционального выгорания.

В 1980 году К. Чернисс определил синдром эмоционального выгорания как "потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства; неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении".

В 1986 г. американские ученые К. Маслач и С. Джексон выделили три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Деперсонализация в данном случае подразумевает не классическое психиатрическое определение этого термина, а скорее понижение личностного компонента в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношения к объектам своей деятельности: холодности, формализации контактов черствости, цинизма. Возникающие негативные установки поначалу могут иметь скрытый характер и выражаться во внутреннем сдерживаемом раздражении, но со временем оно прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция личных профессиональных достижений - это занижение своих профессиональных успехов, возникновение чувств собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. Авторы подчеркивают, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее "эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного профессиональным межличностным общением". [16]

А еще в конце 90ых годов Бойко В.В. (Бойко Виктор Васильевич — академик международной Балтийской педагогической академии, член-корр. Петровской академии наук и искусств, доктор психологических наук, профессор, зав.кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб Института стоматологии.) достаточно работ посвятил эмоциональному выгоранию среди них такие работы:

« Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.»

«Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.»

Из данных работ следует что эмоциональное выгорание как "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия". В этой связи выгорание представляется приобретенным стереотипом эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, позволяющим человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным механизмом, а как дисфункциональные, рассматриваются его последствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности. [1]

Данному состоянию наиболее подвержены представители "помогающих" профессий и управленческий персонал. Несмотря на то, что большинство авторов не находит явной корреляции между стажем работы и появлением выгорания, К. Маслач в своей работе показала, что социальные специалисты обычно выгорают через два-четыре года профессиональной деятельности.[8]

Синдром выгорания включает в себя группы симптомов, которые проявляются вместе, но поскольку выгорание как процесс протекает у каждого индивидуально, то и симптомы у всех выражаются по-разному и имеют разную комбинацию.

Кроме этого, следует учитывать факторы, выделенные Т.В. Решетовой (2002г): неэмоциональность, неумение общаться, трудоголизм, снижение социальных ресурсов (социальные и родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность).[18] К данным факторам Решетова относит "безграмотное сочувствие" - полное растворение в другом, слабые границы "Я" постепенно эмоционально - энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам социально - психологической защиты.

По мнению Н.В. Гришиной, выгорание - плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.

Крайностью является слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Человек не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности.

Соответствующее умонастроение стимулирует не просто эмоциональное выгорание, а его крайние формы: безразличие, равнодушие, душевную черствость. [6]

Эмоциональное выгорание чаще встречается у лиц с поведением "типа А" . Х.-Дж. Фройденбергер полагал, что чаще выгорают сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты и одновременно - неустойчивые, интровертированные и легко солидаризующиеся личности. кроме этого. Надо отметить такие способствующие выгоранию факторы, как повышенный уровень тревожности, сенситивность и агрессивность. Э. Макслер добавляет сюда "авторитаризм" и низкий уровень эмпатии.

Б. Бунк и В. Шауфели отметили тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально - экономической нестабильности, профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания. [16]

Синдром выгорания в своей общей структуре рассматривался многими исследователями и учеными как синдром «эмоционального истощения». По мнению Н.Е. Водопьяновой синдром «эмоционального истощения» в основном возникает у людей, которые работают в сфере «человек-человек». Также в своих работах Н.Е. Водопьянова пишет, что «с каждым разом количество исследований причин и особенностей возникновения и течения синдрома выгорания растет». С одной стороны, это, безусловно, указывает на уже существующий научный интерес к данной проблематики, но с другой стороны, это же и свидетельствует о наличии недостаточных материалов и проработанности в области понимания данного синдрома. [3]

Так, например, в исследовании отечественных ученых, таких как: Н.В. Гончарова и Е.А. Кильпа рассматривается, что «профессиональная деятельность педагога является одной из важнейших сфер самореализации и в свою очередь педагогу, невозможно не получать негативного влияния, в процессе работы, на психологическое функционирование» . [7]

Сравнительные исследования вышеупомянутых авторов демонстрируют, что каждая профессия, не только педагогическая, имеет свою особенную, психологическую специфику. «В случае таких профессий как: учитель, воспитатель, полицейский, врач, накладывается двойные обязанности – люди данных профессий должны не просто уметь общаться с другими людьми, грамотно выполнять свои должностные инструкции, но и нести повышенную ответственность за жизнь и здоровье людей, с которыми контактируют на работе». [4] В данном случае можно говорить о том, что задействуется достаточно большое количество различных ресурсов, что и приводит к возникновению синдрома профессионального выгорания или профессионального/эмоционального истощения.

Отечественный психолог В.И. Ковальчук в своих работах упоминал, что «профессиональное выгорание, которое происходит на рабочем месте, не заключается в наличии внешних факторов, а происходит только по вине внутренних факторов, а именно из-за особенностей личности каждого человека.».

По мнению автора, профессиональное и эмоциональное выгорание в первую очередь связаны, с такими параметрами как: самооценка и локусконтроль. Так, например, в своих исследованиях В.И. Ковальчук выявил, что «люди, которым можно диагностировать низкий уровень локус-контроля и низкий уровень самооценки будут иметь предпосылки к профессиональному выгоранию, в любой сфере работы». [8]

В целом, современные исследователи считают, что термины эмоциональное и профессиональное выгорание являются синонимами и четко не разделяются в исследованиях состояний и отношений работников. В то же время, существует большое количество определений профессионального выгорания (далее - ПВ), основные из которых, что касаются педагогов, представлены в таблице.

Таблица «Определения сущности ПВ у педагогов»

Автор

Определение и характеристика

Н.Е. Водопьянова [2]

«Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов педагога». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Н.А. Перепелкина [10]

«Синдром профессионального выгорания у педагогов - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты».

Н.З. Саматеева [11]

«Профессиональное выгорание педагогов – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения». Синдром «профессионального выгорания» формируется из психосоматических, социально-психологических и поведенческих симптомов.

В.В. Бойко [1]

«Психическое выгорание - это механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие».

В.И. Ковальчук [8]

«Синдром эмоционального выгорания педагогов - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности». Эмоциональное выгорание представляет собой «процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы».

А.Р. Григорян [5]

«Синдром выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью преподавателя, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения специалиста».Данная профессиональная деформация «мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива».

Продолжая мою научную деятельность и изучая различные методики работы с выявлением эмоционального выгорания у педагогов хотелось бы более подробно остановить свое внимание в следующих работах на 3 опросниках:

-опросник «Профессиональное выгорание» из версии Н.Водопьяновой и Е.Старченковой (где мне удастся получить и интерпретировать показатели выгорания в зависимости от стажа работы в различных возрастных группах)

- опросник «Синдром выгорания « Рукавишиковой Е. поможет работать с показателями эмоционального выгорания и выявить психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и профессиональную мотивацию и как итог получить проявления психического выгорания на уровнях: межличностом, личностном и мотивационном.

Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволит диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Очень хочется что бы подобранный и сгруппированный мною материал послужил либо основой, либо отправной точкой для изучения эмоционального выгорания педагогов, и ,как следствие, оказал поддержку педагогам-психологам, студентам и различным категориям интересующихся лиц по данному вопросу.

Список литературы:

1. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 2017. – 122 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н. Е. Водопьянова // Вестн. СПбГУ. - 2019. - Вып. 2, сер. 12. - С. 75-87.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2015. – 336 с.

4. Гончарова, Н.В. Психологические причины профессионального выгорания педагогов / Н.В. Гончарова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 4. – С. 37-40.

5. Григорян, А.Р. Проблема эмоционального выгорания у педагогов / А.Р. Григорян, М.Р. Григорян // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2018. – № 1 (52). – 32-36.

 6. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В.Гришина // Психологические проблемы самореализации личности/; под ред. А.А.Крылова и Л.А.Коростылевой. – СПб.: Питер, 2000. – 256 с.

7. Кильпа, Е.А. Эмоциональное выгорание педагогов / Е.А. Кильпа, И.И. Какадий // Научный журнал Дискурс. – 2017. – № 11 (13). – С. 78-83.

8. Ковальчук, В.И. Особенности проявления выгорания личности в процессе профессиональной деятельности / В.И. Ковальчук // Журнал «Психология». - №1. - 2016. - С. 46-50.

9. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. // Практикум по социальной психологии – СПб: Питер, 2001.

10. Перепелкина, Н.А. Профессиональное выгорание педагога как препятствие на пути к профессиональной самореализации / Н.А. Перепелкина // Гуманитарный научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 38-42.

11. Саматеева, М.З. Синдром «эмоционального выгорания» педагогов в системе современного образования / М.З. Саматеева, Г.Г. Павловец // Современные технологии в образовании. – 2017. – № 17. – С. 130-136.

12. Хмелькова, М.А. Психопрофилактика профессионального выгорания педагогов в условиях инновационной деятельности / М.А. Хмелькова //

64

13. Черных, А.А. Особенности проявлений синдрома эмоционального профессионального выгорания педагогов / А.А. Черных, Р.Д. Санжаева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 75-79.

14. Ayala Pines, B.Pelman, C.Maslach.Combatting Staff Burn-Out in a Day Care Center: A Case Study. University of California at Berkeley. - 2009. - P. 12.

15. Freudenberger H.J. Staff Burnout // Journal of Social Issues. - 2015.- Vol. 30 - Р.159-165.

16.https://studexpo.ru/70100/sotsiologiya/teoreticheskie_podhody_izucheniyu_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniyaНаучно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №8/2020

17. https://scienceforum.ru/2021/article/2018027150

18. https://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1150

Просмотров работы: 421