Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", в частности, ст. 2, дает определение образования, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Стоит отметить, что первым из российских вузов, перешедших к двухуровневому высшему образованию (бакалавриат и магистратура) еще в 1995 году, стал РУДН. Сейчас все российские университеты придерживаются этого формата (хотя в некоторых сферах, например, медицине, сохраняется специалитет). Рассмотрим своего рода структуру медицинского образования в Российской Федерации. Медицинское образование в России отличается сложной многоступенчатой структурой [1].
К основным причинам снижения качества медицинского образования относятся низкий уровень оснащенности учебного процесса, снижение образовательного уровня, недостаточная клиническая подготовка врача, низкая мотивация врача к повышению профессионального уровня [2].
Понятие удовлетворенности является довольно популярным в научных исследованиях. Тем не менее, на данный момент существует достаточно много спорных вопросов, которые сосредотачиваются вокруг двух основных проблем, первая из которых заключается в определении сущности данного явления и методологического подхода к его изучению, а вторая – аспектов удовлетворенности человека своей профессиональной деятельностью.
Авторы исследований по удовлетворенности обращают внимание на то, что удовлетворенность понимается в двояком смысле: как отношение к объекту оценки; как эмоциональное состояние в момент оценки.
В отличие от удовлетворенности как эмоционального состояния, которое скорее есть явление временное, связанное с конкретной ситуацией, удовлетворенность как отношение достаточно стабильна во времени и связана, в первую очередь, с особенностями личности.
Удовлетворенность профессиональной деятельностью, как и сам феномен удовлетворенности, является объектом достаточно пристального внимания исследователей. Но, как отмечает О. В. Гаврилова, «до сих пор нет единой теории, объясняющей этот феномен» [3].
Исследуя тему удовлетворенности образованием, можно сказать, что это неразрывно связано с качеством. Качество учебного процесса - совокупность потребительских свойств образовательных услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого. Основные факторы, определяющие качество образовательного процесса — это профессорско-преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, материально-техническая база, интеллектуальный потенциал учебного заведения, студенты и выпускники [4].
Для организации исследования удовлетворенности студентов полученным образованием, для выявления уровня удовлетворенности студентов различными аспектами образовательного процесса будет использован анкетный опрос, цель которого заключается в выявлении социокультурного портрета студенчества и степени удовлетворенности обучением.
Для изучения удовлетворенность студентов медицинских институтов полученным образованием с помощью Google Forms нами было проведено онлайн-анкетирование. В нем приняло участие 24 студенты 4 курса по направлению подготовки «Сестринское дело».
В целом, удовлетворенность студентов своей студенческой жизнью достаточно высокая. Так, 29,2% респондентов ответили, что полностью удовлетворены студенческой жизнью. 41,7% участников исследования скорее удовлетворены.
Рис.1. – Удовлетворенность студенческой жизнью.
Большая часть студентов в той или иной степени удовлетворены полученным образованием, так, 25% отметили, что полностью удовлетворены, 33% скорее удовлетворены, чем нет, 29,2% не смогли дать четкого ответа, выбрав вариант «затрудняюсь ответить», и лишь 8,3% скорее не удовлетворены полученным образованием, 4,2% полностью не удовлетворены.
Рис.2. – Удовлетворенность полученным образованием
К материально-технологическому обеспечению учебного процесса, в целом, большая часть студентов в той или иной степени удовлетворена материально-техническим оснащением образовательного процесса (в среднем, около 37,5% удовлетворены полностью и 37,5% дают средние оценки по этому параметру («скорее удовлетворены»). Однако около 20% респондентов затруднились ответить, и 4,2% дали отрицательную оценку.
Рис.3. – Удовлетворенность студентов материально-техническим обеспечением аудиторий, лабораторий, столовых, буфетов, общежитий, библиотек и т. д. в РУДН
Большинство участников опроса удовлетворены выбором профессии и специальности, и если бы пришлось вновь выбирать, 58,3% студентов поступили бы в РУДН
Рис.4. – Выбор направления (специальности) и ВУЗа
, с учетом имеющегося опыта обучения в РУДН
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.09.21 г.). [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997–2021. – Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.12.2021).
Качалов, В.А. Проблемы управления качеством в вузах. / В. А. Качалов // Стандарты и качество. – 2005. – № 12. – С. 82–87.
Гаврилова, О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования. / О.В. Гаврилова. [Электронный ресурс] / Электронная библиотека диссертаций. – 2009 – 2021. – Электр. дан. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/ content/vzaimosvyaz-udovletvorennosti-i-motivatsii-uchebnoi-deyatelnosti-studen-tov-v-sisteme-mnogour (дата обращения: 15.12.2021).
Фролов, С.Ю. Оценка качества образования глазами студентов. / С.Ю. Фролов // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 4.– С.2-3.