ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Богданова М.В. 1, Воробьев А.С. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном образовании высшие учебные заведения играют особую роль, являясь мерилом культурных и интеллектуальных приоритетов.

К важнейшим функциям вузов относятся следующие:

образовательная (подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров);

научно-исследовательская (обеспечение фундаментальности учебного процесса);

методологическая (консультативная помощь различным учреждениям);

просветительская (распространение знаний и нравственных ценностей в обществе).

Однако потребители образовательных услуг рассматривают, прежде всего, насколько качественно подготовленные специалисты выходят из вуза.

Действительно, основная цель при поступлении в вуз для большинства абитуриентов — получение профессии, которая будет кормить их всю жизнь, и кормить неплохо, потому что получать невысокую зарплату можно и без всякого образования.

Учеба в 11-м классе и поступление в университет вовсе не являются обязательной частью образовательного процесса. Вполне возможно уйти из школы после 9-го класса в свободное плавание и не тратить силы, финансовые средства и годы жизни на учебу в старших классах, а затем в университете. Поэтому тех, кто продолжает учебу и готовится к поступлению в вуз, можно, в общем, охарактеризовать как целеустремленных и не лишенных амбиций людей с интеллектуальными возможностями выше средних и готовностью немало трудиться. Они идут в вуз для того, чтобы стать востребованными специалистами и сделать карьеру.

На деле же мы видим, что далеко не каждый выпускник вуза выстраивает карьеру или хотя бы получает зарплату выше среднего.

Ежегодно десятки тысяч выпускников покидают стены вузов и выходят на рынок труда. Но кто-то практически сразу устраивается на перспективную работу, а кто-то пополняет ряды безработных либо вынужден продавать свои услуги по ценам, которые существенно ниже рыночных.

Можно назвать несколько причин такой ситуации:

Абитуриенты, поступая в вуз, не очень хорошо понимают суть выбранной специальности. Из этого произрастает низкая мотивация в учебе и впоследствии низкая мотивация на работе.

При выборе профессии не учитывается ее востребованность на рынке труда.

Молодые специалисты плохо подготовлены к вхождению в рынок труда, они социально незрелы.

Молодые специалисты недостаточно хорошо подготовлены к профессиональной деятельности, что может быть связано с качеством образования в конкретном учебном заведении.

Диплом вуза недостаточно конкурентоспособен.

Большинства этих проблем можно избежать, вовремя пройдя карьерное ориентирование. Благодаря профориентации выявляются сильные стороны поступающего, он получает более развернутую информацию о профессиях и рекомендации по выбору учебного заведения. Впоследствии это поможет сконцентрироваться на самых важных аспектах и поступать в вузы, в которые он с большой долей вероятности сможет поступить.

Профориентация проводит анализ таких факторов, как состояние рынка труда, перспективность и востребованность профессии, отсутствие или наличие дефицита специалистов в выбранной области, рейтинг выбранных для поступления вузов. Такой системный подход позволяет сделать выбор максимально точно и осознанно и получить высокие шансы на успех.

Не последнее значение имеет и рейтинг вуза.

Одна из самых грубых ошибок, которые совершают абитуриенты — это поступление в самый доступный вуз. Часто встречаются советы тем, кто не определился с выбором, поступать рядом с домом на педагогические и аграрные направления, где конкурс ниже. Смысл таких советов в том, что нужно просто получить высшее образование, любое, не важно, какое. Это в корне неверный подход, который не принесет ничего, кроме разочарования.

Профессия должна быть выбрана с учетом личных предпочтений и ситуации на рынке труда, а вуз — максимально лучший из доступных.

Выделяют три основных критерия качества высшего образования:

качество содержания образования;

качество образовательных технологий;

качество результатов полученного образования.

Цель работы высшего учебного заведения — подготовка конкурентоспособного специалиста с требуемым уровнем подготовки.

Так, на базе ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» мы провели исследование в городе Невинномысск.

Целью нашего исследование является выявление качества профессиональной подготовки специалистов в вузе.

Методом нашего исследования является поиск, обработка и анализ информации по трудоустройству выпускников очной формы обучения по программам высшего профессионального образования выпуска 2021 года НГГТИ.

НГГТИ занимает 1-ое место в рейтинге вузов Невинномысска и 659-ое среди всех вузов России.

Рисунок 1 – Процент трудоустроенных выпускников по группам, обучающимся за счет бюджетных ассигнований

Всего бакалавриата за счет бюджетных ассигнований: выпущено 89 человек, трудоустроено – 42 человека (47,2%), продолжило обучение – 18 человек (20,2%), призваны в ряды ВС РФ – 22 человека (24,7%), декретный отпуск – 5 человек (5,6%), свободное трудоустройство – 2 человека (2,2%).

Рисунок 2 – Трудоустройство выпускников, обучающихся по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

Всего по высшему образованию за счет бюджетных ассигнований: выпущено – 96 человек, из них трудоустроено – 47 человек (49%), продолжило обучение – 18 человек (18,8%), призваны в ряды ВС РФ – 22 человека (22,9%), декретный отпуск – 5 человек (5,2%), свободное трудоустройство – 4 человека (4,2%).

Качество образования, которое дает каждый конкретный вуз, оценивают рейтинги, которые бывают международными либо составляются внутри страны. Существуют рейтинги, заказанные теми или иными организациями, поэтому в разных рейтингах позиция одного и того же вуза может различаться.

В мировых рейтингах учебных заведений всегда учитывается доля трудоустроенных выпускников и средний уровень их зарплат, потому что для потребителя образовательных услуг это один из важнейших критериев оценки. Российские рейтинги не учитывают, как этот фактор, так и объем научных исследований, которые проводятся в вузе и наличие наград за них. Узнать эти важные данные можно, разве что, в частном порядке.

Таким образом, концепция образовательного процесса должна учитывать соответствие высшего профессионального образования социальным потребностям страны. Существуют госзаказы на подготовку тех или иных специалистов, которые требуются государству в ближайшие годы. Профессиональная подготовка будущего специалиста в вузе осуществляется через различные виды деятельности, в которых он принимает участие, благодаря чему происходит его формирование как личности и как профессионала, обладающего комплексом определенных знаний, умений и навыков.

Список используемой литературы

1. Абрамова Е.Г., Борщ В.В. Показатели востребованности выпускников на рынке труда // Высшее образование в России. - 2010. - № 11. - С. 88-93.

2. Андреева О.Л., Скорюкова Т.М. Мониторинг занятости выпускников начального и среднего профессионального образования региона // Девятая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». 31 октября-1 ноября 2012 года. - URL: http: //www.labourmarket.ru/conf9/reports/andreeva_skorj ukova.doc (дата обращения 03.02.2019).

3. Гатальская Е.А. Профессиональное образование: перспективы и опыт // Декоративно-прикладное искусство и образование. - 2017. - № 3 (21). - URL: http://dpio.ru/stat/2017_3/2.Gatalskaya.doc

4. Каргина, Е. М. Профилизация региональной образовательной среды в аспекте функционирования Университетского учебного комплекса / Е. М. Каргина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — № 8. — С. 178–183. 2.

Просмотров работы: 14