ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день дети-сироты, которые проживают в учреждениях интернатного типа, сталкиваются со многими трудностями, среди которых проблемы с социальной адаптацией. Одним из основных факторов, являющихся причиной дисгармонии личности и ее психической дезадаптации, выступает депривация ребенка на ранних этапах развития.

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Социальная адаптация означает одновременно процесс и состояние. Она имеет ввиду видоизменение с целью приспособления к изменившимся обстоятельствам и гибкость в связи с этим. Чаще всего социальная адаптация трактуется как принятие и выполнение обычных требований общества и своих личных отношений с другими без ненужного напряжения и сопротивления.

Российские социологи рассматривают понятие социальной адаптации как процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей, или пользуются более упрощенной формулировкой социальной адаптации как активного освоения личностью или группой новой для нее социальной среды.

Государство прикладывает все усилия, чтобы адаптация сирот в социальных учреждениях проходила безболезненно. При помощи педагогов они учатся активно взаимодействовать с окружающим миром, усваивать нормы и ценности общества. Только 10% выходцев из детских домов способно самостоятельно адаптироваться к жизни среди людей. Поэтому меры господдержки нацелены на повышение социализации детей сирот.

Закон предполагает государственное обеспечение детей сирот. Обучение, питание, проживание и выплата стипендии осуществляется из регионального бюджета. Размер стипендии у сирот в 1,5 раза больше, чем у обычных студентов. Причем на ее выплату не влияют оценки на сессии. [3, c.272]

По состоянию на 1 сентября 2021 года в детдомах числилось 47,8 тыс. ребят. За последние десять лет сирот уменьшилось на 67,8 тыс. Еще 5 лет назад в банке сирот было в 1,5 раза больше детей – 68,8 тысячи, а 10 лет назад – 115,6 тысячи. Сейчас в стране 180 тысяч приемных родителей и усыновителей.

По мнению Д.В. Старковой, пребывание ребенка в детском доме или интернате существенно усиливает дезадаптацию [5. С. 136-138.]. Кроме этого, детям в раннем возрасте просто необходим тесный эмоциональный контакт со значимыми взрослыми. Нарушение же у детей-сирот механизмов эмоциональной привязанности приводит к разным болезням, отставанию в развитии. Более 50% детей-сирот имеют задержку психического развития, недоразвитие речи. Многие дети, подрастая, испытывают трудности в построении коммуникации с окружающими, что влечет за собой проявление защитных форм поведения.

Воспитанникам детских домов очень трудно социализироваться за пределами учреждения, в котором они проживают. В первую очередь это обусловлено агрессивностью в их поведении, которая в свою очередь является следствием нарушений социально-психологической адаптации. Как отмечает Е.А. Селиванова, некоторая оторванность от реального мира, ощущение себя как особой группы, не относящейся ни к одному социальному классу, влечет за собой предрасположенность детей, воспитывающихся в детских домах, к ведению асоциального образа жизни [4 с.254-258]. Воспитание в детском доме само по себе часто приводит к получению ребенком серьезных психологических травм. Согласно исследованиям ученых, можно отметить, что развитие детей детских домах происходит в особом русле, специфика нахождения в интернатных учреждениях накладывает особые отпечатки на черты личности ребенка, его поведение, характер. Стрессы, чрез которые проходят дети, попавшие в детский дом, оказывают влияние на развитие и эмоционально-волевой сферы личности.

Наблюдения психологов говорят нам о том, что воспитанников детских домов отличает односторонность, зависимость от поведения взрослого, ограниченность поведенческих мотиваций. Оказавшись в конфликтной ситуации, они не могут объективно смотреть на проблему, не способны владеть как своим настроением, так и поведением. Среди особенностей развития детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот отмечается также искажение собственного «Я» ребенка, отсутствие в его жизни такого важного компонента, как целеполагание, формирование потребительской психологии. Кроме этого, исследователь отмечает у воспитанников детских домов неумение жить в обществе самостоятельно.

Искаженный процесс формирования самосознания приводит ребенка к подражанию другим, поверхностности чувств, зачастую даже агрессивности. Желание самоутверждения приводит детей к отказу от подчинения нормам и правилам, таким образом, дети в детском доме пытаются демонстрировать свою самостоятельность. Большое количество детей далеко не всегда позволяет даже самым внимательным воспитателям учесть особенности воспитанников и индивидуально подойти к общению с каждым.

Отсутствие глубокого проникновения в структуру личностных качеств ребенка приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, трудностям в общении. Во многих детских домах России преобладает авторитарный стиль воспитания, характеризующийся физическим и психологическим подавлением детей. Данный стиль воспитания серьезно деформирует личность. А в некоторых случаях может приводить к суицидальному поведению. [1, c 208]

Дети, которые проживают в детских домах, страдают от психической и эмоциональной депривации. Эти дети оторваны от реальной жизни, объединены по критерию социального неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Каждый ребенок, находящийся в таком учреждении закрытого типа, получил немало психологических травм, которые очень серьезно сказываются на развитии личности.[2, c110] Многие воспитанники детских домов и интернатов чувствуют себя ненужными, нелюбимыми детьми, они брошены в сложной ситуации, большинство из них запущены в социально – педагогическом плане. Эти дети не имеют четких образцов родительского поведения, имитация семейной жизни в детском доме сильно отличается от реальности. Воспитанники детских домов формируют в сознании очень четкое разграничение людей на категории «мы» и «они», «чужие». Они отторгаются от всех «чужих», но при этом, даже находясь с кругу «своих» им сложно искренне быть собой, поэтому даже в этой ситуации зачастую они чувствуют себя одиноко. Отсутствие близкого контакта, родительской любви и заботы, семейного тепла формирует у детей такие качества как жестокость, равнодушие к окружающим, конфликтность в общении со сверстниками. Они привыкают к обособленности от людей, считают это нормальным явлением, поэтому зачастую не разделяют общественные устои.

Дети из детских домов, обучаясь в обычной школе, часто обижают «домашних» детей, проявляют к ним агрессию. Постоянная необходимость адаптироваться к жизни с большим количеством сверстников вводит ребенка в тревожное состояние, создает напряженную обстановку, не позволяет комфортно ощущать себя. От недостатка родительской любви, при этом находясь в группе сверстников, под слабым контролем со стороны воспитательского состава, дети в раннем возрасте ступают в сексуальные отношения.

Среди воспитанников интернатов и детских домой часто распространены сексуальные отклонения. Каждому человеку необходимо время и пространство, в котором он мог бы иногда побыть наедине с собой. В детских домах и интернатах такой возможности просто нет, ведь они постоянно находятся среди большого количества других детей. Кроме этого, дети, проживающие в детских домах и интернатах, как уже было отмечено выше, отличаются от «домашних» детей тем, что многие из них имеют задержку психического развития, зачастую это сопровождается хроническими заболеваниями детей.[3,]

Те дети, которые остались без родителей в младенчестве, до детского дома попадают в дом малютки. Уже там, у детей развивается «явление госпитализма». В науке данным термином называют синдром патологии детского психического и личностного развития, который возникает в результате раннего отлучения ребенка от матери и нахождении в больничном учреждении. Дети, находящиеся в таких условиях, отличаются вялостью, апатией, повышенной сонливостью, они теряют в весе, не привязываются к взрослым. Со временем, взрослея, они остаются замкнутыми, у них слабо развивается речь, им трудно быть самостоятельными. В подростковом возрасте такие дети испытывают трудности в развитии собственного «Я», в планировании собственного времени, они не способны строить долговременные планы на будущее, они чувствуют себя ненужными и очень болезненно это переживают.

Трудностей, с которыми сталкиваются дети в детских домах и интернатах, безусловно, множество. Специфика среды развития воспитанников детских домов отличается проблемами, в обобщенной форме среди которых мы в таблице выделили следующие:

Таблица

Проблемы детей-сирот, обусловленные спецификой среды развития

Проблема

Пояснение

Формирование «МЫ»

У детей в детских домах специфически формируется феномен «МЫ». У них возникает своеобразная идентификация друг с другом, при этом, они очень резко, зачастую, даже агрессивно реагируют на других людей, не относящихся к их ближайшему кругу.

Отсутствие личного пространства

Дети в детском доме находятся в постоянном контакте с другими детьми и педагогами, у них нет времени и места для уединения. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения, рефлексии приводит тревожности, раздражительности.

Отсутствие самостоятельности

Существует ошибочное мнение, что дети в детских домах более самостоятельны, ведь их много, а это значит, что они вынуждены сами заботиться о себе. Но это не совсем так, раньше других они учатся сами одеваться и заправлять кровати, но проживание в детском доме подразумевает существование утвержденного распорядка дня, питание в столовой, спланированного руководством досуга. Все это приводит к тому, что ребенок не способен самостоятельно планировать свое время, контролировать свои действия.

Отсутствие выбора

Ребенок в детском доме включен в группу без собственного участия в ее выборе.

Потребительское отношение

Воспитанники детских домов находятся на постоянном государственном обеспечении, в связи с этим у них формируется потребительское отношение к жизни, они привыкли получать все необходимое от государства, не прикладывая никаких усилий. У них отсутствует бережливое отношение к вещам, ответственность, они придерживаются позиции «нам должны».

Изоляция от общества

Дети в детских домах и интернатах психологически отделены от всего общества, поэтому зачастую они готовы нарушать общепринятые правила и законы, так как они относят себя к отдельной группе, психологически не включенной в общество в целом.

Проблема общения

В детском доме проживает много детей, поэтому воспитатели не всегда могут уделить достаточное время для каждого из них, также, дети постоянно находятся в кругу одной группы, что не дает им возможность разнообразить общение. Кроме этого, не всегда ребенок воспитывается только в одном учреждении, бывают случаи перехода из одного детского дома или интерната в другой, что ломает сложившиеся эмоциональные связи.

Подверженность влиянию

Повышенный уровень подверженности постороннему влиянию часто приводит детей в криминальную среду.

Проблема трудоустройства

Эта проблема зачастую оказывается причиной маргинализации детей-сирот. Трудовое воспитание в детском доме не является полноценным, дети очень хорошо знают, что их не могут заставлять работать, для этого в детском доме есть воспитательский и обслуживающий персонал,  поэтому весь их труд заканчивается на заправленной кровати и редким дежурствам в столовой. Все это приводит к тому, что воспитанники детских домой неспособны к трудовой деятельности. Даже если выпускники детских домов получают работу, как правило, они не задерживаются там долго.

Нормальное взросление и успех социализации зависят от:

особого отношения воспитанника (выпускника) к себе и своему будущему, которое не определяется временем пребывания в стенах детского дома, но которое способствует выстраиванию перспективы жизни за его пределами;

особого социально-педагогического сопровождения выпускника, которое не замещает инициативы ребенка, а способствует возникновению устойчивого желания добиваться своего; изменения окружающей среды, которая обеспечила бы принятие выпускника детского дома в мир профессий, бизнеса, творчества, семьи.

Таким образом, специфика жизни в детском доме или интернате создаёт специфичную ситуацию для формирования личности ребенка, знание её специфики позволит определить условия успешной адаптации. 

Список литературы

Зарецкий В.К. Пути решения проблемы сиротства в России: монографии / Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с.

Кононова Л.И. Технологии постинтернатной адаптации детей-сирот к условиям современной жизни: брошюра / Кононова Л.И., Кононова Т.Б., Золотарева Т.Ф. М.: ООО «Медина-Принт», 2006. 110 с.

Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева ; под ред. П.Д. Павленка. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.

Селиванова Е.А. Проблемы эмоционального развития воспитанников детских домов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №4. – С. 254-258.

Старкова Д.В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома // Психология, социология и педагогика. - 2013. - №12. – С. 136-138.

Просмотров работы: 80