Введение. Социальное сопровождение подразумевает организацию педагогической, психологической, юридической и медицинской помощи для определенных групп населения. Оно направлено в первую очередь на создание благоприятных условий для развития, получения образования и интеграции в общество несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [1].
В условиях сельской школы программа социального сопровождения приобретает новую специфику. Удаленность от крупных городов и населенных пунктов создает для учащихся школ дополнительные психологические и социальные трудности. Еще одна проблема – культурная изоляция школьников от общественных тенденций в мире.
Таким образом, главная задача социального сопровождения семей в условиях сельской школы состоит в создании оптимальных условий для социализации и адаптации детей к обществу [4].
Специфика образовательного процесса в селе состоит в том, что из-за ограниченного социального пространства жизнь коллектива тесно связывается с жизнью населенного пункта в целом. Круг общения сельских жителей состоит из устоявшегося числа людей.
Материальные и технические возможности сельских школ существенно ограничены по сравнению с городскими. Также в небольших населенных пунктах наблюдается стабильный дефицит кадров, из-за чего учебный план часто сбивается и не выполняется до конца.
Маленькие населенные пункты обладают специфическим укладом жизни. Территориальная изоляция создает дополнительные проблемы с работой с государственными структурами. Иногда такая работа практически невозможна, поэтому сельский социум часто остается практически полностью без поддержки региональных государственных организаций [3].
Также серьезной проблемой является высокий уровень безработицы в деревнях и селах. Этот фактор влияет как на экономическое положение, так и на психологическое состояние учащихся. Для решения этой проблемы требуется психологическая работа с учениками и привлечение муниципальных организаций. Детям необходимо привить мотивацию к учебе и показать, что благодаря образованию им откроются возможности для дальнейшей социальной реализации.
С проблемными детьми требуется комплексная психологическая работа. Необходимо наладить диалог как с ребенком, так и с его родителями.
Еще одной проблемой являются неблагополучные семьи. Низкий социальный статус родителей практически всегда оказывает влияние на ребенка. Как показывает практика, большинство проблемных учащихся принадлежат к семьям, находящимся за чертой бедности. Если родители не способны справиться с воспитанием своих детей, то вмешательство педагогов, государственных и социальных организаций является необходимым.
Социальное сопровождение семей в условиях сельской школы производится в несколько этапов:
Анализ ситуации в населенном пункте и определение основных направлений социальной работы.
Выявление неблагополучных семей и неадаптированных учеников в школах, а также определение подходящих форм педагогической работы с детьми.
Обеспечение юридической и социальной защиты несовершеннолетних учеников школ.
Профилактика возникновения неблагополучной обстановки в семьях и школьных коллективах.
Индивидуальная работа с каждым учеником и определение профессиональной ориентации.
При выявлении проблемных детей в школах прежде всего необходима индивидуальная работа:
Изучить сложившуюся вокруг проблемного ученика обстановку в школьном коллективе и семье, выявить причины его девиантных склонностей.
Сформировать программу по социальному сопровождению ученика для дальнейшей нормальной интеграции в коллектив.
Наладить диалог с педагогами и родителями ребенка.
В крайнем случае привлечь к работе дополнительные организации, в том числе государственные.
Педагоги выполняют основную роль в программе социального сопровождения. Поэтому еще одна из проблем сельских школ – дефицит кадров.. Педагог должен не только выполнять свои прямые профессиональные обязанности, но и участвовать в жизни коллектива.
В условиях маленьких населенных пунктов этот фактор крайне важен, поскольку ограниченное социальное пространство может спровоцировать возникновение препятствий в формировании нормальных отношений внутри коллектива.
Анализ ситуации в коллективе осуществляется путем прямого диалога, проведения опросов и наблюдения. Также необходимо проводить регулярные воспитательные работы и родительские собрания. Включение родителей в воспитательный и педагогический процесс – необходимая часть социальной работы в сфере образования [2].
Программа социальной помощи детям подбирается индивидуально и зависит от ситуации. Она предусматривает следующие услуги:
Психологическая консультация и диагностика. Она направлена на выявление девиантных склонностей учащихся и помощь в социализации.
Юридическая помощь, направленная на защиту гражданских прав детей и их семей. Также она предусматривает проведение консультаций по правовым, льготным и прочим законодательным вопросам.
Предоставление информации и справок, необходимых в условиях изолированного населенного пункта. Сюда же входят услуги по предоставлению контактов социальных и государственных организаций, специализирующихся на работе с трудными детьми и неблагополучными семьями [5].
Медицинская помощь, направленная на сохранение здоровья и профилактику заболеваний.
Проанализировав опыт работы по социальному сопровождению семей на селе в Ульяновской области с 2020 года реализуется государственная программа « Социальная поддержка и защита населения на территории Ульяновской области», в процессе которой реализуются задачи, такие как повышение качества жизни жителей Ульяновской области; создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки;
повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью в Ульяновской области; развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания и социальной защиты населения. В этом мы находим подтверждение актуальности и значимости темы « Социального сопровождения семей» в современном мире.
Таким образом сотрудникам социальных организаций удастся минимизировать шанс возникновения асоциальных и проблемных элементов в сельских школах. В настоящее время постоянно идет поиск новых форм и методов работы для социальной помощи населению. В каждом отдельном случае подбираются индивидуальные программы гуманитарной, правовой и экономической помощи. Дополнительные услуги и социальная поддержка оказывается малообеспеченным и неполным семьям, детям-инвалидам, многодетным родителям и мигрантам.
Список литературы
Глоссарий по социальной работе: учебно-методическое пособие/И.А.Плохова, Н.В.Бибикова.-Ульяновск: ФГБОУ ВО « УлГПУ имени И.Н. Ульянова,2020 - 36с.
Актуальные проблемы формирования педагогической культуры учителя сельской школы: сборник научных и методических работ, представленных на региональную научно-практическую конференцию / под ред. Г.Е. Котьковой. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева». 2017. 377с.
Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Юрайт; 2019.
Котькова, Г. Е. Социокультурный комплекс села: педагогический ресурс по созданию воспитывающей среды детства / Г. Е. Котькова, А. Л. Абдулкадер // Образование и общество. – 2019. – № 5 (118). – С. 17–25.
Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (28–30 марта 2019 г.) / под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль, 2019. – 536 с.