Социальное сопровождение семей в условиях сельской школы - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социальное сопровождение семей в условиях сельской школы

Воронкова Д.С. 1
1ФГБОУ ВПО " Ульяновский педагогический университет им. И.Н.Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Социальное сопровождение подразумевает организацию педагогической, психологической, юридической и медицинской помощи для определенных групп населения. Оно направлено в первую очередь на создание благоприятных условий для развития, получения образования и интеграции в общество несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [1].

В условиях сельской школы программа социального сопровождения приобретает новую специфику. Удаленность от крупных городов и населенных пунктов создает для учащихся школ дополнительные психологические и социальные трудности. Еще одна проблема – культурная изоляция школьников от общественных тенденций в мире.

Таким образом, главная задача социального сопровождения семей в условиях сельской школы состоит в создании оптимальных условий для социализации и адаптации детей к обществу [4].

Специфика образовательного процесса в селе состоит в том, что из-за ограниченного социального пространства жизнь коллектива тесно связывается с жизнью населенного пункта в целом. Круг общения сельских жителей состоит из устоявшегося числа людей.

Материальные и технические возможности сельских школ существенно ограничены по сравнению с городскими. Также в небольших населенных пунктах наблюдается стабильный дефицит кадров, из-за чего учебный план часто сбивается и не выполняется до конца.

Маленькие населенные пункты обладают специфическим укладом жизни. Территориальная изоляция создает дополнительные проблемы с работой с государственными структурами. Иногда такая работа практически невозможна, поэтому сельский социум часто остается практически полностью без поддержки региональных государственных организаций [3].

Также серьезной проблемой является высокий уровень безработицы в деревнях и селах. Этот фактор влияет как на экономическое положение, так и на психологическое состояние учащихся. Для решения этой проблемы требуется психологическая работа с учениками и привлечение муниципальных организаций. Детям необходимо привить мотивацию к учебе и показать, что благодаря образованию им откроются возможности для дальнейшей социальной реализации.

С проблемными детьми требуется комплексная психологическая работа. Необходимо наладить диалог как с ребенком, так и с его родителями.

Еще одной проблемой являются неблагополучные семьи. Низкий социальный статус родителей практически всегда оказывает влияние на ребенка. Как показывает практика, большинство проблемных учащихся принадлежат к семьям, находящимся за чертой бедности. Если родители не способны справиться с воспитанием своих детей, то вмешательство педагогов, государственных и социальных организаций является необходимым.

Социальное сопровождение семей в условиях сельской школы производится в несколько этапов:

Анализ ситуации в населенном пункте и определение основных направлений социальной работы.

Выявление неблагополучных семей и неадаптированных учеников в школах, а также определение подходящих форм педагогической работы с детьми.

Обеспечение юридической и социальной защиты несовершеннолетних учеников школ.

Профилактика возникновения неблагополучной обстановки в семьях и школьных коллективах.

Индивидуальная работа с каждым учеником и определение профессиональной ориентации.

При выявлении проблемных детей в школах прежде всего необходима индивидуальная работа:

Изучить сложившуюся вокруг проблемного ученика обстановку в школьном коллективе и семье, выявить причины его девиантных склонностей.

Сформировать программу по социальному сопровождению ученика для дальнейшей нормальной интеграции в коллектив.

Наладить диалог с педагогами и родителями ребенка.

В крайнем случае привлечь к работе дополнительные организации, в том числе государственные.

Педагоги выполняют основную роль в программе социального сопровождения. Поэтому еще одна из проблем сельских школ – дефицит кадров.. Педагог должен не только выполнять свои прямые профессиональные обязанности, но и участвовать в жизни коллектива.

В условиях маленьких населенных пунктов этот фактор крайне важен, поскольку ограниченное социальное пространство может спровоцировать возникновение препятствий в формировании нормальных отношений внутри коллектива.

Анализ ситуации в коллективе осуществляется путем прямого диалога, проведения опросов и наблюдения. Также необходимо проводить регулярные воспитательные работы и родительские собрания. Включение родителей в воспитательный и педагогический процесс – необходимая часть социальной работы в сфере образования [2].

Программа социальной помощи детям подбирается индивидуально и зависит от ситуации. Она предусматривает следующие услуги:

Психологическая консультация и диагностика. Она направлена на выявление девиантных склонностей учащихся и помощь в социализации.

Юридическая помощь, направленная на защиту гражданских прав детей и их семей. Также она предусматривает проведение консультаций по правовым, льготным и прочим законодательным вопросам.

Предоставление информации и справок, необходимых в условиях изолированного населенного пункта. Сюда же входят услуги по предоставлению контактов социальных и государственных организаций, специализирующихся на работе с трудными детьми и неблагополучными семьями [5].

Медицинская помощь, направленная на сохранение здоровья и профилактику заболеваний.

Проанализировав опыт работы по социальному сопровождению семей на селе в Ульяновской области с 2020 года реализуется государственная программа « Социальная поддержка и защита населения на территории Ульяновской области», в процессе которой реализуются задачи, такие как повышение качества жизни жителей Ульяновской области; создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки;

повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью в Ульяновской области; развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания и социальной защиты населения. В этом мы находим подтверждение актуальности и значимости темы « Социального сопровождения семей» в современном мире.

Таким образом сотрудникам социальных организаций удастся минимизировать шанс возникновения асоциальных и проблемных элементов в сельских школах. В настоящее время постоянно идет поиск новых форм и методов работы для социальной помощи населению. В каждом отдельном случае подбираются индивидуальные программы гуманитарной, правовой и экономической помощи. Дополнительные услуги и социальная поддержка оказывается малообеспеченным и неполным семьям, детям-инвалидам, многодетным родителям и мигрантам.

Список литературы

Глоссарий по социальной работе: учебно-методическое пособие/И.А.Плохова, Н.В.Бибикова.-Ульяновск: ФГБОУ ВО « УлГПУ имени И.Н. Ульянова,2020 - 36с.

Актуальные проблемы формирования педагогической культуры учителя сельской школы: сборник научных и методических работ, представленных на региональную научно-практическую конференцию / под ред. Г.Е. Котьковой. Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева». 2017. 377с.

Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Юрайт; 2019.

Котькова, Г. Е. Социокультурный комплекс села: педагогический ресурс по созданию воспитывающей среды детства / Г. Е. Котькова, А. Л. Абдулкадер // Образование и общество. – 2019. – № 5 (118). – С. 17–25.

Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (28–30 марта 2019 г.) / под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль, 2019. – 536 с.

Просмотров работы: 13