тенденция числа в семьях позволяет на устранение явления вынуждает с по числа ставить о оптимизации социализации рамках распавшейся , т.. о и деструктивных развода.
Число разводов в России в апреле 2021 года выросло почти в 4,5 раза в годовом выражении.
В статистическом ведомстве отмечают, что это связано с тем, что весной прошлого года из-за коронавирусных ограничений ЗАГСы были закрыты. Выросло и количество браков: в апреле 2021 года по сравнению с апрелем 2020 года их число увеличилось на 76,1 процента.
По данным Росстата, в апреле текущего года было заключено 59 499 браков, в апреле 2020-го — 33 878, разводов в апреле 2021 года — 59 842, годом ранее — 13 783. [2].
Исходя из последних доступных данных Росстата, количество браков и разводов в Ульяновской области на 2021 год составляло:
Браков: 6 772 шт.
Прирост/снижение (г/г): 917 шт.
Разводов: 5 252 шт.
Прирост/снижение (г/г): 819 шт.
Для организации социальной работы с семьями в ситуации развода, значимы положения Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон устанавливает основные принципы предоставления временного приюта, реабилитационных услуг также организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, под которой подразумевается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». [1]
детей ситуации не быть решены усилиями . Необходима и поддержка стороны социальных и .
Нейтрализация влияния — цель работы детьми разведенных . Для достижения комплексное таких технологий, диагностика, , адаптация, , терапия, , консультирование, . [3, с. 18].
Именно социальной как в виде технологии как накопленных систематизированных знаний, и работы социальной . Сущность социальной работы с детьми в разведенных семьях мы будем рассматрвиать в контексте технологий социальной работы. [7, с. 21].
Анализируя применительно обществу целом, диагностику определить «комплексный исследования целью , распознавания изучения -следственных и , характеризующих состояние тенденции развития». рамках изучения в с как группе социальной изменяются. ее становится социальной клиента поиск средств ее . [6, с. 288].
Социальная в нашей , с стороны, предупреждение самого , так снятие причин, могут к психологического и у , что актуально периоды и время (первичная ). С стороны, означает дальнейшего возникших результате семьи (вторичная ). Необходимость профилактики уже наличием проявлением, значит, желанием , кто профилактическую , не этим полностью личность . Тем вторичная , начинаясь изучения изменения и истоков, свои на , чтобы дать негативным развода на патологии. осуществляется своевременную -педагогическую , коррекцию , деятельности отношений, отрицательного состояния и . д. является из и направлений в работе детьми разведенных . Легче меньшими для и не возможных в , действиях поведении , чем бороться уже негативными .
Социальные являются связующим между и государственными негосударственными и институтами, учреждениями школой, здравоохранения, службами. другой , они в посредника супругами, и . [6, с. 345].
Процесс посредничества разрешении -семейных может многовариантным, к его относятся: ) посредничество разрешении , педагогических, -социальных семьи отдельных членов; ) посредничество решении -правовых, -бытовых ; в) в социальных и , способных клиенту помощь поддержку. [6, с. 351].
подобная не быть применения консультирования. этого , что центре в консультирования быть семьи целостного . Оно своей повысить внутрисемейного . Его воздействие брачно- отношения , во-, с согласования упорядочения и , зачастую влияний процессе семейных и , во-, с семье ее в , коррекции согласование норм, брачно- отношений.
ситуации в с проводятся -психологическое с устранения непонимания, видов взаимодействия, во ; социально- консультирование, семье и отстаивать права взаимоотношениях социальной ; педагогическое , которое преодолению в социализации воспитания ; медико- консультирование, на уровня членов о влиянии на как , так детей, методах предупреждения терапии. [4, с. 84].
адаптацией «процесс результат индивида () с меняющейся , в которого согласуются и обеих , так индивид возможность (и только, еще процветания), макросреда — и в , восходящую ». Специфика адаптации том, она связана социализацией , с усвоения норм поведения. [6, с. 298].
членов , распавшейся причине , процесс адаптации рассматривать трех : а) (макросреда) — личности семьи той норм, , отношений т. ., которая применительно разводу том ином ; б) группа () —адаптация супругов их или, , нестыковка интересов социальной — ближайшим (производственный , родственники пр.); ) сам (внутриличностная ) —стремление гармонии, внутренней с индивидуумов.
социальная детей их к будет без организованной работы стороны служб. идет всего социально- формах деятельности. реабилитация — « мер, на человека правах, статусе, , дееспособности. процесс не на способности к в среде, и социальной , условий , нарушенных каким- причинам»). общей социальной , реабилитация на не здоровья, , но социального личности, правового , психологического , уверенности себе. [6, с. 307].
рамках -реабилитационной с из разведенных направления: -психологическое, -педагогическое, -социальное, -бытовое, -правовое.
- Подходы решению детей семьях родителей странах
Между уровень -реабилитационной с невысок. показывает, решение комплексного , социально-, психологического, -правового, -материального кадрового реабилитационной с семьями без изучения негативных развода, их , а активной деятельности конкретных со федеральных, и органов . Как проработка, и решение перестройки -реабилитационной затрудняется , что настоящее в практике положение, , с стороны, участию данной привлечено число институтов общественных , с стороны, ведомственная этих , не ряд организационно-, методического, и обеспечения. политика развитых мира предусматривает разведенным с определенной ( или ) помощи стороны . В мире две модели поддержки категории .
Новая модель -общественной детям семей родителей опираться :
- концептуальное системы на , региональном, уровнях уровне семьи ее ; постановку целей задач работы, эффективных настоящем перспективных направлений методов;
-исследовательское, -правовое, , финансовое, , управленческое, обеспечение; стандартов работы данной и ее ;
- совершенствование управления и социальной , повышение сотрудничества, обязательств функций и институтов поддержки;
- социальной , т. . перенос объема на уровень, месту респондентов;
- превентивной , создание -общественной профилактики и деструктивных ; преобладание -защитных над наказания принуждения;
- воспитательно- и -защитной ;
- подготовку, , повышение специальных судей, работников, , психологов, работников, на по разводов их последствий, коррекции супругов их на его и постразводный , по их окружения, также семейного общественного ;
- содействие сети , медико-, социально-, психолого- служб, оказывать семье совершенствование и функций существующих, также создание служб данной ;
- качественное оказываемых социальных ;
- использование отечественного подобной ; обмен методиками формами между страны;
- зарубежных работы учетом , социально-, социокультурных, , конфессиональных других России целом регионов, частности;
- добровольческих ; утверждение межсекторного и банка о опыте сотрудничества;
- развития - и ;
- создание информационного , освещающего государственных общественных по передовых и работы; общественного , ориентированного, -первых, разрушении стереотипов отношении и их , во-, на восприятия системы как , бюрократической, и . д.
реализация направлений, , будет повышению социальной с из в развода, возможности и его влияния. [5 , с. 58-62].
образом, исследования, сделать выводы:
1. является источником и личности . Семья выступать качестве положительного, и фактора . Положительное на состоит том, только условиях воспитания полноценная ребенка, вместе тем другой институт может нанести вреда развитию , насколько способна семья.
2. разведенная , приводит тому, ребенок психологическую из- того, родители какой- причине смогли не жить . Последствия родителей на ребенка, появление него неполноценности, , страха. детей неполной (после родителей) рядом , большинство семей материально- трудности сталкиваются педагогическими . Наиболее стилями в семьях неустойчивый воспитания, , потворствующая , эмоциональное .
3. Дети, в семье, сравнению сверстниками полных , обладают психологических , которые большинстве носят выраженный характер. в после , то ухода из имеет особенности, как авторитет , чрезмерная матери, с или , при у может чувство в , что же отпечаток его развитие.
детей родителей личностная , т. . со матери отсутствие , проявления , а стороны – агрессивность, самоутверждение, холодность. у из семей более ситуация, . к. стороны наблюдается удовлетворять своих .
Дети родителей относятся себе, жизни, друзьям, школе, семье, дети полных . Дети родителей нежные больше матери, братьям сестрам. положительные проявляют матери, враждебные – отцу. подростки полных проявляют виды к .
Дети родителей нежные больше матери, положительные – со матери, и , слабые и чувства – стороны . Подростки из семей большей получают чувства стороны и , сильные чувства – стороны , слабые чувства – стороны и родственников, чувства – стороны .
4. Нейтрализация влияния — цель работы детьми разведенных . Для достижения комплексное таких технологий, диагностика, , адаптация, , терапия, , консультирование, .
Именно социальной как в виде технологии как накопленных систематизированных знаний, и работы социальной .
Список литературы
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.1995 N 195-ФЗ (последняя редакция) [электронный источник]/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8574/ (дата обращения: 24.02.2022)
Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 05 августа 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/economics/rosstat-kolichestvo-razvodov-v-rossii-vyroslo-pochti-v-45-raza.html (дата обращения: 24.02.2022).
Заикина, Г.Д. Развод в России и США / -М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1995. – 125 с.
Савинов Л.И. «Социальная работа с детьми в семье разведенных родителей». Учебное пособие // Савинов Л.И., Камышова Е.В. // М.: Дашков и Ко, 2008 г. - 259 с.
Солодников В.В. Дети развода // Социологические исследования. 2008. - №4. - С. 58-62
Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н / Д: Феникс, 1999.- 576 с.
Холостова Е.И. Технологии социальной работы - М.: ИНФРА-М, 2019. - 400 с.