ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 В настоящее время психологи самых разных направлений называют тревогу проблемой современности. Тревогу рассматривают как психологическое состояние, выражающиеся в переживаниях, опасениях и в нарушении покоя, вызываемое вероятными неприятностями. Это неопределенное беспокойство,  ожидание фрустрации механизма психологического стресса, или ощущение какой-либо угрозы, характер и время возникновения которой непредсказуемы. Возникновению все новых  тревог и страхов, как у отдельных людей, так и у общества в целом, способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность.

         Еще несколько десятилетий назад тревога не играла столь важную роль в жизни человека, как в наши дни. Но, несмотря на распространенность и многочисленные исследования данной проблемы, тревожность юношеского возраста изучена недостаточно. Вот почему мы обратились к этой теме.

 Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.), так и за рубежом (Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эликсон и др.). Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность (А.Е. Ольшанникова, И.В. Пацявичус).

        Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

        Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины.

К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события.

Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.

        Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, и невозможностью идентифицировать источник опасности.         Она может проявляться как:

• беспомощность;

• неуверенность в себе;

• ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера.

        На физиологическом уровне тревожность проявляется в:        

• усилении сердцебиения;

• учащении дыхания;

• увеличении минутного объёма циркуляции крови;

• возрастании общей возбудимости;

• снижении порога чувствительности.

        На психологическом уровне тревога ощущается как:

• напряжение;

• озабоченность;

• нервозность;

• чувство неопределённости;

• чувство грозящей опасности, неудачи;

• невозможность принять решения и др.

Что касается молодежи, их завышенные ожидания от жизни, бурная реакция на любые неудачи и недостаток опыта, тревоги по поводу отсутствия собственного жилья и хорошей работы, а у многих, к тому же, необходимость придерживаться режима строгой экономии являются причиной того, что современные молодые люди оказываются очень тревожными, им сложно адаптироваться к сложным ситуациям.

Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». В этом возрасте происходят одни из самых значимых событий: создание семьи и устройства семейной жизни, овладение выбранной профессией, установление отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Это наиболее благоприятное время для самореализации. Молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовых умений. Но, несмотря на описанное выше, можно отметить высокую тревожность молодых людей. Согласно результатам, проведенного исследования на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, с помощью методики Ч. Д. Спилберга «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», было выявлено, что уровень личностной тревожности молодежи оказался в большинстве случаев высоким. Выборка состояла из 38 человек в возрасте от 19 до 25 лет . (рис. 1)

Рис. 1. Уровень личностной тревожности молодежи

Личностная тревожность — у 43 % (16 человек) испытуемых на высоком уровне, у 39 % (15 человек) — на умеренном уровне, и всего у 18% (7 человек) – на низком уровне. Высокая тревожность в молодости может быть связана с изменением социальных и экономических условий жизни, и с огромной умственной и нервно-эмоциональной нагрузкой, связанной с постоянным увеличением объема информации и дефицитом времени на полноценный сон из-за учебы или работы, неразрешенными вопросами, связанными с началом самостоятельной жизни, налаженностью быта, неудовлетворением потребностей.

Нами были даны некоторые рекомендации молодым людям по борьбе с высокой тревожностью:

Для начала необходимо определить причину тревоги. Помните, не зная причину, не следует бороться со следствием.

Следует научиться сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого стоит овладеть навыками аутотренинга, с которыми можно познакомиться в многочисленных пособиях.

Дайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.

Смена жизненной ситуации. Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой — работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение, притворите их в жизнь.

Общайтесь с близкими людьми. Наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.

Занимайтесь спортом. Регулярные тренировки благотворно воздействуют на организм человека, помогают выплеснуть накопившееся напряжение, переключиться на позитивный лад. Попробуйте способы саморегуляции, например, такие как: переключение, отвлечение или снижение значимости и т. д.

Список литературы:

Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. – Москва : Юрайт, 2014. – 811 с.

Гуровой, Р. Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации / Р. Г. Гуровой // Социальные исследования. – 2011. – № 4.

Карандашев, В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / В. Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. – Москва : Речь, 2016. – 669 c.

Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 124 с.

Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва : МОДЭК, 2009. – 304 с.

Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : Учебное пособие / Д. Я Райгородский – Самара : БАХРАХ-М, 2006. – 672.

Свенцицкий, А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. – Москва : Проспект, 2017. – 512 с.

Просмотров работы: 230