Социальная работа – это сложная многоаспективная профессиональная деятельность различных социальных институтов по освобождению личностных резервов, обеспечению социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентоспособности и социальной интеграции [8, стр.31].
Профессиональные ценности специалистов социальной работы, в свою очередь, являются одним из источников и выражаются в этических нормах социальной работы, определяющих особенности морально-нравственной стороны социальной работы и специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников
[3, cтр.394].
Профессиональные ценности социального работника базируются на ценностях общества в целом и определяют смысл и направление профессиональных обязанностей. Предметом профессиональной деятельности социального работника являются человеческие проблемы, целью социальной работы – стремление к достижению благополучия человека и социальной справедливости, потому наиболее важной, ключевой и основополагающей профессиональной ценностью социальной работы является любая человеческая личность и уважение ее достоинства [4, стр.72].
Развитие социальной сферы становится стратегически важным направлением жизнедеятельности российского общества. Уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях, поэтому поиск путей повышения их профессионализма, концептуальное проектирование программы обучения становятся необходимыми функциями научных исследований. Однако в практике такого обучения существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов социальной работы усложнившимся условиям социальной жизни. Целью, то есть, планируемым конечным результатом подготовки будущего социального работника должна стать его готовность к профессиональной деятельности. Такая готовность включает теоретический, практико-методический и морально-психологический аспекты. Если содержанием теоретической подготовки являются знания, практической – умения и навыки их применения, то последний из названных аспектов характеризуется, прежде всего, личностным соответствием выпускника выбранной профессии. Он должен отвечать высоким этическим стандартам и быть адекватным гуманистической сущности, содержанию и характеру социальной работы как области профессиональной деятельности [1, с. 167]. При этом важным компонентом профессиональной деятельности социального работника является сформированность ценностных ориентаций. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы: особенности профессионального становления, формирования у студентов ценностных ориентаций, готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.
Исследуя данную проблему сталкиваешься с необходимостью разрешения противоречий между:
- признанием приоритета общечеловеческих ценностей как одной из основных целей профессионального образования, объективной социальной потребностью в специалистах со сформированными ценностными ориентациями на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, профессиональную ответственность за свою деятельность и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к проблеме становления личности профессионала путем формирования его ценностных ориентаций;
- осознанием педагогами вуза необходимости формирования ценностных ориентаций студента и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических стратегий активизации данного процесса;
- имеющимся потенциалом педагогического содействия, позволяющим повысить эффективность становления личности будущего профессионала со сформированными ценностными ориентациями и недостаточной разработанностью методического обеспечения по организации данного процесса.
Учитывая актуальность проблемы, идея нашего исследования заключается в поиске и выборе педагогических возможностей, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – «удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию» [1, с. 16]. Анализ научной литературы показал, что профессиональное становление будущего специалиста социальной работы возможно лишь при сформированной системе ценностных ориентаций, процесс которой включает в себя следующие взаимопроникающие фазы: присвоение личностью ценностей [2]; преобразование личности на основе присвоенных ценностей [3]; самопроектирование и самопрогнозирование личности [4]. Операционально первая фаза включает в себя поиск, оценку, выбор ценностей; вторая – уточнение и изменение иерархии личных ценностей, формирование ценностной установки как готовности действовать в соответствии с новой иерархией; третья − проектирование Я-идеального, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности. В этой связи потребовалось определить основополагающие понятия нашего исследования. К таким понятиям относятся понятия «ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе» и «формирование ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе». Их конкретизация в контексте предметно-профессиональной специализации составляет научную новизну исследования. При их определении мы опирались на современные концепции профессионального потенциала личности, подходы к определению механизмов его формирования и развития, сложившиеся в последние годы в психологии и педагогике.
Ценностные ориентации будущих специалистов по социальной работе определяются нами как совокупность мотивов, потребностей, интересов, норм поведения, определяющих установки на гуманистические отношения, толерантность и профессиональную деятельность.
Изучение практики высшей школы показало, что повышение качества подготовки будущих специалистов социальной работы должно осуществляться на фоне развития эмоционально-личностных регуляторов их поведения и деятельности. Профессионально-ценностные ориентации являются необходимой составляющей профессионализма будущих специалистов социальной работы.
При определении понятия «профессионально-ценностные ориентации будущего специалиста социальной работы» мы учитывали особенности и характер деятельности данной категории работников. Специфика профессиональной деятельности специалистов социальной сферы раскрыта Н.Ф. Басовым, С.А. Беличевой, Л.А. Беляевой, К.В. Кузьминым, В.И. Курбатовым, А.И. Лященко, Е.И. Холостовой и др. Отмечается направленность социальной работы на индивидуальное решение повседневных проблем людей, гумманистический, субъект- субъективный характер взаимодействия социальных работников и клиентов, стремление к комплексному подходу в оказании помощи ( К.В. Кузьмин, Б.Н. Миронов, П.Я. Циткилов и др.).Исследователи указывают на многоплановость и трудоемкость профессиональной деятельности социальных работников, а также ее посреднический характер (Н.Ф. Басов, С.В. Тверский и др.). Многие ученные в качестве главной особенности социальной работы называют наличие гуманистических ориентированных личностных качеств специалистов социальной сферы: моральную ответственность, милосердие, эмпатию, толераность и др.( С..А. Беличева, Е.И. Холостова и др.).
Профессиональные ценности ориентируют социальных работников на профессиональное осуществление своей деятельности, обеспечивают соблюдение определенных обязанностей.
Ценности будущих специалистов социальной работы экстериоризуются в его профессиональной – ценностных ориентациях. Мы отталкиваемся от того, что в ценностных ориентациях проявляется органическое единство ведущих интересов личности и общества. При этом главной функцией ценностных ориентации является регуляция социального поведения личности. Также основываемся на том, что ценностные ориентации определяют социальную активность личности, ее социальную зрелость, в которой серьезную роль играют сформированные потребности и интересы.
Можно сказать, что профессионально-ценностные ориентации будущих специалистов социальной работы рассматриваются как личностное образование, которое включает систему мотивов, потребностей, интересов и норм поведения, определяющих его установки на гуманистическое отношение к клиентам, толеранотность, ответственность, чувство долга и эмпатию при осуществлении взаимодействия с население. Структурными компонентами профессионально-ценностных ориентации будущего специалиста социальной работы являются: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивно- оценочный.
В дополнение можно добавить, что формирование профессионально-ценностных ориентации будущих специалистов социальной работы состоит из трех этапов: ценностно-ориентационный (формирование представлений о сущности, специфике содержания и методах социальной работы, о ее государсвтенной, общественной и личностной значимости), ценностно- деятельный этап ( развитие приёмов ценностно- ориентировочной деятельности, формирование опыта осуществления социальной помощи) и ценностно – рефлексивный этап ( осознание личной ответственности за последствия профессиональной деятельности).
Таким образом, данные педагогические условия представляют собой основу процесса формирования ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе. Конкретным результатом исследования рассмотренной проблемы явились обоснованные теоретические и методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций будущих специалистов по социальной работе, которые дают возможность педагогам, преподающим социальную работу, наиболее эффективно разрабатывать способы и средства организации учебного процесса.
Список литературы
1.Басов, Н.Ф. Основы социальной работы. -М.: 5-е изд., испр. Академия. -2019.-212 с.
2.Богуславский, М.В. Ценностные ориентации // Педагогика. – 2011. − № 3. -С.75
3. Теория социальной работы:Учеб. для вузов по специальности "Соц. работа" / Бурлакова Г.Ю., Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др.; Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 1998.-331 с.
4. Тетерский C.B. Введение в социальную работу-.Учеб. пособие для высш. шк./С. В. Тетерский.-М.: Акад. проект, 2001.-493 с.
5. Технология социальной работы: Учебник / Т.В. Шеляг, П.Д. Павленок, В.Ц. Худовердян и др.; Отв. ред. Е.И. Холостова.-М.: ИНФРА-М,2001.-398 с.
6. Гаврилов, В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник РПО. – 2009. – Т. 1. – С.88