В последнее время в российском обществе обострилась проблема повсеместного нарушения прав детей, а именно применение к ним жестокого обращения и насилия, что связано с кризисом, который переживает институт семьи. Воспитательный потенциал семьи резко снижен, семейные ценности девальвированы, забота о благополучном развитии детей уходит на второй план. Обозначенные негативные перемены активизировались в 90-х гг. 20 века, характеризующихся социально-экономическими потрясениями, когда население вынуждено сконцентрировалось на материальном аспекте жизни, на элементарном физическом выживании, что в свою очередь, нанесло серьезный удар по традиционным семейным ценностям. Родители, переживающие мощнейший стресс, часто «срывались» на своих детях, как результат нормой становится применение силы по отношению к ребёнку, что оказывает негативное влияние не только на развитие его личности, но и предопределяет жизнь будущих поколений. В большинстве случаев, ребёнок к которому применялось насилие, вырастая, создаёт собственную семью, в которой воспроизводит жестокие методы воспитания аналогичные тем, что ранее применялись к нему. Из этого можно сделать вывод, что в основе жестокого обращения лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение.
В отечественной психологии отсутствует единое мнение по выделению видов насилия и жестокого обращения. До последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, психическое (эмоциональное) насилие, сексуальное насилие или развращение, и экономическое насилие, выраженное в пренебрежении нуждами ребенка.
Под физическим насилием понимается преднамеренное нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний, что может привести к нарушению здоровья и даже к смерти. Данный вид насилия чаще осуществляется к незапланированным детям, к детям с нарушениями в поведении и имеющим недостатки во внешности.
Психическое (эмоциональное) насилие связано с регулярными оскорблениями, угрозами, унижениями ребёнка, формируя у жертвы черты патологического характера или тормозящие развитие личности. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют низкое развитие социальных навыков, замкнуты, капризны, переживают депрессивные состояния.
Под сексуальным насилием понимается вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую они не полностью осознают и не могут дать информационное согласие, что нарушает социальные нормы. Сексуальное насилие в отношение детей, чаще всего совершают родители сами пережившие в детстве сексуальное злоупотребление со стороны взрослых и родители, имеющие психические отклонения.
Экономическое насилие проявляется в виде лишения денег ранее данных или обещанных на необходимые нужды. Также этот вид может выражаться в форме жестокого контроля за тратой денег. Данный вид насилия возникает в неблагополучных и многодетных семьях, а также если родители недовольны поведением своего ребёнка.
Существует множество теорий, которые сходятся в том, что жестокое обращение с ребёнком определяется совокупностью факторов и не может быть объяснено одной причиной.
Цымбал Е. И. приводит следующие факторы, обуславливающие жестокое обращение с детьми:
1. Поведенческие нарушения у родителей, включая склонность к криминальному насилию. Родители, применяющие насильственные действия, в отношении своих детей, часто, ранее уже привлекались к уголовной ответственности за другие правонарушения, в большинстве случает насильственного характера.
2. Наличие факторов риска у ребенка. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, часто имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности, что служит причиной неспособности к нормальной адаптации ребёнка в социальной среде и выступает раздражителем для родителей, подталкивая их к применению жестокости в отношении детей.
3. Трудная жизненная ситуация, переживаемая семьей. Семьи с проблемами низкого дохода и постоянной нехваткой денег часто подвержены стрессу, в связи с чем у родителей возникает чувство неполноценности, что и влечёт за собой жестокое обращение с детьми.
4. Периоды бурных социально-экономических изменений в стране: безработица, плохие жилищные условия, материальная неустроенность, которые приводят к психологической неустойчивости, неудовлетворенности родителей и далее — к жестокому обращению с детьми [8].
Перечисленные выше факторы вызывают у родителей повышенную тревожность, психологические расстройства, что, нарушает формирование привязанности к ребёнку, а в конечном итоге приводит к жестокому обращению.
Опыт насилия, приобретенный в ходе воспитания, для ребенка имеет ближайшие и отдаленные последствия для него. Ближайшие последствия проявляются в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия в виде нарушений на физическом, эмоциональном, когнитивном, социальном поведении.
Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребёнка: нарушения физического, речевого развития; нарушения нервной системы ребёнка, а также развития у него психосоматических заболеваний.
Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере: ухудшения памяти, трудности концентрации внимания, снижение успеваемости, формирование негативных представлений о себе и окружающем мире.
Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере: взрывные реакции, повешенная тревожность, страхи; снижение самооценки; проявление агрессии к другим; пассивность.
Поведенческие последствия – это негативные изменения в поведении ребёнка: проблемы с учёбой; побеги из дома; суицидальные попытки; занятие проституцией; алкоголизм.
Социальные последствия – изменения в способностях ребёнка строить социальные отношения: сложности создания отношений и сложности в общении из-за агрессивного поведения.
Дети, пережившие жестокое обращение, характеризуются следующим отношением к себе и окружающим: они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребёнок испытывает неуверенность, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но под этой бронёй скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложнённое отчуждением от людей, голодом по любви и теплу;
- они никому не доверяют, боятся других людей, считают их опасными, отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Часто они стремятся спрятаться за спиной более «сильного»;
- им свойственна диссоциация, то есть разделённость различных сторон «я». Для того, чтобы выжить, они вынуждены подавлять или вытеснять свои самые сильные чувства. В результате такого подавления происходит расщеплённость телесных ощущений и осознания. В момент жестокого обращения диссоциация помогает ребёнку справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, представить, что всё это происходит не с ним, а с кем-либо другим. В дальнейшем он привыкает разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам;
- у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жёсткими, либо, наоборот, нечёткими, спутанными в своих проявлениях.
Психологические нарушения, характерные для фактора физического насилия, проявляются вскоре после начала физического насилия, независимо от возраста ребёнка или его половой принадлежности.
У детей первых лет жизни (до 2 лет) прослеживается постоянный страх наказания родителей, а затем всех взрослых; тоскливое настроение с тихим нытьём, плаксивостью; настороженность в сочетании с противоположным знаком эмоциональности – кратковременной капризностью, активными реакциями протеста со злобностью и агрессивностью, отдельными нарушениями влечений. Отмечается наличие депривационных привычек – сосание пальцев, одеяла, одежды.
После 1,5-2 лет у детей обнаруживается динамика эмоциональных нарушений в сторону от реактивной субдепрессии к депрессии с дистимическим компонентом, в ряде случаев в сочетании с повышенной тревожностью. У них же начинают прослеживаться нарушения коммуникаций в виде парааутистических проявлений – элементы феномена тождества, безучастность к окружающему, монотонность поведения, индифферентность к ситуации одиночества, стереотипии в двигательных проявлениях. В тех и других расстройствах определяется полярность – безучастность к окружающему может сменяться активной злобностью и разрушительными тенденциями, необщительность – агрессивным взаимодействием не только с детьми, но и, например, с матерью, которая и была источником физического насилия.
У детей 4-5 лет с пролонгированным физическим насилием в семье выявляются: «двойственность» поведения – отмечается как бы примирение с фактом насилия, пассивное послушание, уступчивость перед ситуацией наказания. Одновременно у этих детей могут иметь место эпизоды расторможения влечений с агрессивными реакциями: вербальная агрессия; агрессивные игры; мучительство слабых детей, животных.
Агрессивные тенденции в поведении особенно отчётливо проявляются в возрасте 7-10 лет, в анамнезе которых фактор физического насилия отмечен на протяжении 4-5 лет и более, в первую очередь у тех, кто продолжает оставаться в ситуации физического насилия. Они подражают в жестокости взрослым, не боятся, в определённой степени, наказания, а напротив, как бы провоцируют его. С детьми-лидерами ведут себя подобострастно, униженно, но не избегают общения с ними. С детьми слабее себя или с животными жестоки, издеваются над ними. У них наблюдаются аффективные настроения в виде дисфорических вспышек со злобой, копролалией, двигательным возбуждением, драчливостью с элементами аффективно суженного сознания в сочетании с преобладанием дистимического фона настроения вне приступов агрессии и псевдовзрослости в поведении. Их характеризует трусливость, подчинение сильным, льстивость, склонность к воровству, нередко бессмысленному, с тенденцией к порче вещей.
В более старшем возрасте (10-12 лет) выявляется склонность к дромомании, пиромании, пачканью нечистотами, формируется жестокость с элементами мучительства.
В роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам, насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника.
Анализируя случаи домашнего насилия, можно отметить, что к жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:
- не являются биологически родными для ребенка;
- часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
- в детстве сами пережили насилие;
- обладают низким уровнем культуры и образования, а также низким социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют -уголовное прошлое или настоящее;
- воспитывают ребенка без супруга (-и);
- относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
- склонны к злоупотреблению алкоголем, либо приобщились к наркотикам;
- обременены большим количеством детей.
Окружающие часто считают насильников прекрасными людьми. Большинство мужчин-насильников стараются производить приятное впечатление в своем окружении, и существует огромный разрыв между их публичным имиджем и тем, как они обращаются с женщинами и детьми в личной жизни. Мужчина-насильник может быть:
- в ярости дома, но спокойным и улыбающимся на людях;
- эгоистичным и сфокусированным только на себе, но щедрым и проявляющим поддержку на людях;
- доминирующим дома, но готовым к переговорам и компромиссам на людях;
- крайне негативно относиться к женщинам, но на словах громко рассуждать о равенстве;
- совершать насилие против партнера или детей, но избегать насилия и быть миролюбивым на людях;
- чувствовать себя избранным дома, но критиковать других мужчин, которые не уважают женщин или подвергают их насилию.
Мужчин-насильников привлекает власть и контроль, и частично они получают их, когда создают хороший публичный имидж. Очарование мужчины-насильника мешает членам его семьи обратиться за поддержкой и помощью, потому что они чувствуют, что другие люди не поверят им или обвинят их во лжи. Если даже его друзья услышат, что он проявлял насилие, то его имидж позволит ему легко оправдаться в их глазах. Сторонний наблюдатель подумает: «Он такой хороший парень, он просто не похож на насильника. Наверное, они действительно довели его».
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее;
- позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т.п.);
- перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.
В связи с этим актуализируется потребность в предоставлении квалифицированной помощи специалистом социальной сферы детям ставшими жертвами домашнего насилия. Социальная помощь включает в себя комплекс методов, направленных на оказание помощи по предупреждению угрозы здоровью и жизни, помощь в гармонизации внутрисемейных отношений и восстановление социального функционирования семьи.
Целью профилактики жестокого обращения в семье является разработка и создание специальных педагогических условий, направленных на минимизацию случаев жестокого обращения с детьми.
В системе профилактики жестокого обращения с детьми выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика.
Е.Н. Волкова и Н. Соколова указывают, что в дошкольной образовательной организации есть все возможности для организации профилактической работы с детьми, имеющими риск насилия в семье: наличие команды специалистов (воспитатели, психологи, социальные педагоги), доступ к семьям воспитанников, включение детей в досуговую деятельность, социальное партнерство с различными социальными службами. Каждый из специалистов решает круг задач:
1. Воспитатель:
- делает первичный запрос специалистам и обращает их внимание на состояние физического, психического и социального здоровья ребенка;
- осуществляет взаимодействие с семьей ребенка с целью обучения навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания;
- организует досуг детей и их занятость после дошкольной образовательной организации и в каникулярное время;
2. Социальный педагог:
- изучает особенности жизнедеятельности ребенка вне дошкольной образовательной организации (имел ли место случай жестокого обращения, безопасно ли ребенку оставаться в семье, проверка сигналов о случаях жестокого обращения и т.п.);
- выявляет детей и семьи с высоким риском жестокого обращения с детьми;
- осуществляет взаимодействие с широким кругом специалистов, занимающихся проблемами семьи и детства;
- оказывает социально-педагогическую помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- представляет интересы детей в службах и организациях, осуществляет процесс его социальной защиты;
3. Психолог:
- выявляет детей, подвергшихся жестокому обращению;
- выявляет проблемы детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- осуществляет консультативную помощь;
- проводит психокоррекционную работу [7, 10].
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения факторов риска жестокого обращения, выявление и коррекцию проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьи (регулятивной, ценностно-ориентирующей, отражательной, информационной прогнозирующей и т. д.).
Как считает Е.И. Цымбал, с целью повышения правовой грамотности детей в вопросах защиты своих прав, знакомства родителей с правовыми аспектами защиты прав детей, обучения родителей навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания необходимо организовать в дошкольной образовательной организации информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, образовательные курсы для детей, родителей (лиц, их заменяющих), выступления специалистов о вреде жестокого обращения, проведение тренингов ненасильственных отношений, а также проведение акций, праздников, развитие волонтерского движения [13].
Важным моментом в организации работы по профилактике жестокого обращения в отношении детей является включение самих детей в информационные кампании о правах детей, в проведение конкурсов социальной рекламы, плакатов и т.п.
Для понимания важности участия родителей и детей в совместных мероприятиях обратимся к положениям событийного подхода, который в рамках исследуемой проблемы можно рассматривать относительно значимости происходящих в жизни семьи событий, и построенного на основе актуальной и эмоционально открытой совместной деятельности и развивающем воздействии этого события.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить события, значимые в жизни семьи и предупреждающие возникновение факторов риска жестокого обращения: совместные мероприятия, традиционные семейные праздники, спортивный досуг и др.
Проведение значимых событий в жизни семьи позволит укрепить семейные традиции, обеспечит рост взаимопонимания между родителями и детьми.
Участие родителей и детей в совместных мероприятиях, различных акциях и праздниках позволит сформировать эмоциональную близость и привязанность между детьми и родителями, развить навыки конструктивного взаимодействия, обеспечить рост взаимопонимания между родителями и детьми, даст возможность обучить родителей способам вовлечения их детей в различные виды совместной деятельности.
Г.П. Тимченко считает, что сотрудничество дошкольной образовательной организации в процессе организации и проведения превентивных мероприятий со СМИ содействует пропаганде ненасильственных отношений в семье, распространению положительного родительского опыта [12].
Анализ психолого-педагогической литературы и интерпретация собственного опыта позволили определить основные профилактические функции дошкольной образовательной организации (в рамках первичной профилактики):
- выявление семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению;
- правовое просвещение детей в дошкольной образовательной организации (профилактические мероприятия и беседы);
- размещение на информационных стендах и сайте дошкольной образовательной организации телефонов доверия, информации по защите прав детей и т.д.;
- встречи специалистов иных субъектов профилактики на территории дошкольной образовательной организации с детьми и родителями;
- работа с родителями (курсы для родителей о вреде жестокого обращения, освещение данной темы на родительских собраниях, родительском клубе, подготовка памяток для родителей) [5,9].
Вторичная профилактика предполагает осуществление комплекса мер, направленных на детей и подростков, еще не переживших инцидента насилия, но находящихся в ситуации повышенного риска.
С целью предупреждения и раннего выявления случаев жестокого обращения с детьми, считает А. Маханько, необходимо проведение в дошкольной образовательной организации информационной и образовательной работы с родителями:
- разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми; влияния насилия на психическое и физическое здоровье ребенка;
- ознакомление с видами ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми в соответствии с Российским законодательством:
- показ видеоматериалов о фактах жесткого обращения с детьми и их последствиях;
- обучение методам ненасильственной педагогики;
- активизация внутренних ресурсов семьи и др. [8]
Профилактическая работа с детьми предполагает:
- разработку программ для детей, которые включают такие элементы, как право сказать «нет», законность неприкосновенности тела и распознавание признаков опасности;
- активное внедрение в дошкольную практику психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности родителей и дошкольников.
На этапе вторичной профилактики особая роль отводится психологу, который осуществляет диагностику проблем семьи и ребенка, предполагающую целенаправленное исследование социальных, психологических проблем, семейных отношений, динамики развития неблагополучия и т. д. Полученные результаты помогут определить ресурсы семьи и направления оказания помощи.
Третичная профилактика предполагает создание в дошкольной образовательной организации условий для профилактики последствий жестокого обращения, повторных случаев жестокого обращения с ребенком; устранение семейного неблагополучия.
Дети, пострадавшие от жестокого обращения, как правило, нуждаются в различных видах помощи: медицинской, правовой, психологической, социальной.
Психологическая помощь является наиболее важной составляющей при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа должна строиться с учетом результатов углубленного психологического обследования ребенка, при проведении которого используются методики, позволяющие оценить характер и тяжесть психологических последствий перенесенного насилия. Психологическая помощь может оказываться в форме индивидуальных консультаций, семейного консультирования или групповых форм работы.
Условно выделяют три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:
1. работа с пострадавшим ребенком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний с применением элементов игры, рисования, музицирования и т. п.;
2. психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, а связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.;
3. работа с ближайшим социальным окружением ребёнка по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке [5].
Важно учитывать особенности ситуации внутри семьи, выявленные в ходе обследования. При работе с семьями, где один из членов семьи применяет насильственные действия к другому, важно установить социально-психологические причины данной проблемы. Анализ причин важен в связи с тем, что именно они определяют конфликтную ситуацию в семье. После диагностики причин проявления жестокости, составляется программа работы с данным членом семьи и его окружением. В данную программу входит лечение от проявления необоснованных приступов агрессии, консультации, психотерапия, психокоррекция. Кроме того, важно выявить личностные особенности супругов, их установки по отношению к семье. Как правило, именно социально-психологические факторы обуславливают появление конфликтных ситуаций в семье, а социально-экономические причины способствуют возникновению условий, когда она может проявиться. Несовпадение взглядов супругов на ролевое поведение в браке, выполнение хозяйственно-бытовых функций, воспитание детей могут стать поводом к конфликту и проявлению насилия. В этой ситуации целесообразно привлечение специалистов психологического профиля для осуществления семейной терапии. Она включает в себя достижение компромисса между супругами в культурно-смысловой сфере, помощь в преодолении негативных социальных стереотипов, тренинг навыков бесконфликтного общения.
Способы оказания помощи семье, в которой дети являются объектом насилия многочисленны. Их применение обусловлено особенностями внутрисемейной ситуации, личностными качествами членов семьи и специалиста, оказывающего помощь. При этом важно учитывать, что не все семейные проблемы могут быть разрешены социальным работником. Важным условием оказания помощи семье является готовность ее членов к изменению себя и отношения к окружающим, без чего помощь, оказанная семье, будет неэффективной.
Таким образом, профилактика жестокого обращения с детьми должна носить комплексный характер, в ней участвует команда специалистов (педагоги, социальные педагоги, психологи, медики). Кроме того, профилактические задачи реализуются в масштабах деятельности социальных институтов (системы образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и т.д.), что обеспечивает формирование единых механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения жестокого обращения в конкретном образовательном учреждении.
Список использованных источников.
Литература:
1. Золотарёва, Т. Ф. Социальная работа с жертвами домашнего насилия / Ученые записки Российского социального университета. – 2009, № 11. – С. 272–276
2. Попов, Г.Н., Шевелева, Н. В. Особенности коррекционно-реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье / Вестник томского государственного педагогического университета. - 2015, № 5(158). – С. 239
3. Технология социальной работы с различными группами населения. / Отв. ред.: П.Д. Павленок, М.Я. Руднева Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М – 2010. – 272 с.
4. Цымбал, Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (издание второе исправленное и дополненное) – М: РБФ НАН, 2010. – 286 с.
5. Беляева, М.А., Бессонова Н.Н. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры [Текст] / М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова. – СПб.: Питер, 2007. – 228 с.
6. Беличева, С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия [Текст] / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – № 2. – С. 28-32.
7. Волкова, Е.Н. Защита детей от жестокого обращения: [Текст] / Е.Н. Волкова. – М.: Дашков и К, 2007. – 212 с.
8. Морозова, Л.Б. Предотвращение насилия по отношению к детям [Текст] / Л.Б. Морозова.
9. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации [Текст] / учеб. пособие // Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 180 с.
10. Соколова, Н.А. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования [Текст] // Социальная педагогика. – 2003. – № 1. – С. 16-19.
11. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 190 с.
12. Тимченко, Г.П., Семенова И.В. Проблема жестокого обращения с детьми и пути ее решения [Текст] // Альманах судебной медицины. – 2001. – № 2.
13. Цымбал, Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основными нуждами [Текст] // Вестн. психосоциал. и коррекц. - реабилитац. работы. – 1995. – № 2. – С. 19-23.
Электронные ресурсы:
14. Горлова, Г.А. Особенности профилактики жестокого обращения с детьми в семье в условиях дошкольной образовательной организации / А.Г. Горлова – Статья // Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/10/osobennosti-profilaktiki-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi-v-seme-v/ (дата обращения: 28.02.2022).
15. Винникова, И. А. Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению / И. А. Винникова, Т. И. Кузнецова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 425-428. – URL: https://moluch.ru/archive/128/35292/ (дата обращения: 28.02.2022).