ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Д.А. 1
1Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста и формирования их эмоционального благополучия приобретает особую актуальность.

Повышенная агрессивность детей в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов и общества в целом. Актуальность этой темы неоспорима, так как число детей с агрессивным поведением неуклонно растет. Этому способствуют многие факторы, в том числе ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение числа патологий во время родов, которые оставляют последствия черепно-мозговой травмы ребенка, невнимание школы к детской психике, пропаганда культа насилия в средствах массовой информации.

В целом агрессивные проявления или построенное ожидание такого со стороны окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его беспокойство, формируют заниженную или компенсированную самооценку.

Агрессивные дети, а также дети, которые боятся агрессии, считаются группой риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказать поведение во взрослом возрасте. Поэтому коррекция ранних проявлений агрессивности, обучение адекватным социальным навыкам межличностного общения – одна из важнейших задач практической психологии.

В психологии и педагогике накоплен значительный опыт в исследовании агрессивного поведения младших школьников. Различные подходы в этой области разрабатываются зарубежными и отечественными учеными, которые предлагают различные методы и методики коррекции агрессивного поведения детей в возрасте от 6 до 10 лет (А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская, и др.) [1, с. 24]. В переводе с латыни «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с негативными эмоциями (гнев), мотивами (желание причинить вред), установками (расовые предрассудки) и деструктивными действиями.

Агрессия-это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает такого обращения.

Под агрессивным поведением чаще всего понимают мотивированное внешнее действие, нарушающее нормы и правила сосуществования, причинения вреда, боли и страданий людей. Однако, имея дело с агрессивным поведением, необходимо учитывать другие аспекты проявления агрессии. Эмоциональная составляющая агрессивного состояния — это чувства, а главное – гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, и не всякий гнев ведет к агрессии. Важно научить детей осознавать свои чувства и регулировать их, чтобы они не приводили к агрессивному поведению.

Для современного поколения и общества проблема агрессивного поведения детей очень актуальна. Рост агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия на экране и в средствах массовой информации вызывают беспокойство у педагогов и родителей. Также играет роль страсть детей к компьютерным играм, видео и агрессивным фильмам.

В психолого-педагогической литературе существует ряд определений агрессии. Л. Бендер анализирует агрессию как тенденцию близости к объекту или отдаления от него, а Х. Дельгадо пишет, что агрессия человека-это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке причинить вред или причинить вред личности или обществу. Уилсон отмечает, что агрессия – это угроза или физическое действие такого действия со стороны одного индивида, которое снижает генетическую пригодность или свободу другого индивида [3, с. 8].

Также следует помнить, что агрессия в определенных пределах необходима каждому человеку. Агрессия может служить средством самозащиты, защиты своих прав, удовлетворения желаний и достижения целей. Приемлемая агрессия играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к окружающей среде, узнавать новое и добиваться успеха.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

- физическая агрессия – проявляется в определенных физических действиях, направленных против человека, либо причинении вреда предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, бросает предметы и т. д.);

- вербальная агрессия – выражается в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);

- косвенная – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, насмехается, провоцирует сверстников и т. д.) [2, с. 34].

Существуют разные причины и разные формы, критерии агрессивного поведения детей. Это сопровождается возрастными кризисами (около одного года, семнадцати, семи, трех лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями головного мозга, воспалительными процессами в организме и т. д. и могут быть компенсацией отчаяния или неуверенности, средством привлечения внимания, выхода из накопленного стресса и т. д. Возможно, ребенок просто не знает, как поступить иначе, потому что поведенческий опыт у детей все еще невелик. Агрессия может быть следствием воспитания.

Часто причиной детской агрессии становится семья. Агрессивное поведение членов семьи в повседневных жизненных ситуациях – крики, оскорбления, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессию в повседневной жизни в несколько раз чаще, если он ежедневно наблюдает ее у взрослых, если это стало нормой в его жизни. Непоследовательность родителей в обучении своих детей правилам и нормам поведения не приводит ни к чему хорошему: дети в состоянии потерянности, озлоблены, агрессивно настроены против своих родителей и окружающих их людей.

Формированию детской агрессии способствует также неприятие со стороны взрослых: равнодушие, исключение из общения с ними, нетерпимость, неприязнь к самому факту существования ребенка.

Можно выявить факторы, вызывающие появление агрессивного поведения младших школьников:

- индивидуальный, определяющий психобиологические предпосылки асоциального поведения, затрудняющие адаптацию ребенка к обществу;

- психолого – педагогический, определяющий дефекты семейного и школьного воспитания;

- социально-психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, в группе сверстников, на улице;

- личностный, который определяет активно избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к ценностям и нормам его окружения, к педагогическим воздействиям общественности, школы, семьи, а также способность к саморегуляции поведения и личностных ценностных ориентаций;

- социальный, который определяется социально-экономическими условиями.

У детей с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, есть некоторые общие характеристики. К ним относятся бедность, примитивные ценностные ориентации, отсутствие увлечений, ограниченность и нестабильность интересов. Эти дети, как правило, обладают повышенной внушаемостью, склонностью к подражанию. Для них характерны эмоциональная грубость, гнев по отношению к сверстникам и окружающим взрослым, неадекватная и нестабильная самооценка (максимально положительная или максимально отрицательная), повышенная тревожность, боязнь продолжительных социальных контактов, эгоцентризм, неумение найти выход из сложных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующих поведение.

Среди агрессивных детей есть дети, которые интеллектуально и социально развиты. Для них агрессия – средство повышения престижа, демонстрации своей независимости, взрослости. Поэтому агрессия детей имеет определенную причину, которую важно понять и принять, но при этом следует помнить, что, пытаясь что-то изменить в своем ребенке, важно проанализировать свое отношение к происходящему. Кроме того, ребенок развивается и поэтому не стоит спешить с выводами о том, что он агрессивный, плохой. Важнее обучать, воспитывать, чем беспокоиться о том, что ребенок не соответствует никаким стандартам.

Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерна высокая частота агрессивных действий, их акцент на страданиях или физической боли сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребенок выступает в роли оппонента для агрессивных детей. В зависимости от мотивов, существуют три типа детской агрессии: импульсивно-демонстративная, намеренно враждебная и нормативная.

В сфере ребенок-взрослый, помимо отношений «ребенок-родитель», появляются новые отношения «ребенок – учитель», которые поднимают ребенка до уровня требований общества к его поведению.

Кроме того, в педагоге нормативные требования воплощаются для ребенка с большей определенностью, чем в семье, поскольку в первичных условиях общения ребенку сложно оценить характер своего поведения и выделиться. В результате только учитель, который предъявляет строгие требования к ученикам, оценивая их поведение, создает необходимые условия для социализации поведения детей.

В повседневной жизни агрессия воспринимается людьми как чисто негативное проявление человеческой натуры. Идея этого явления и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеют негативную окраску. Он включает в себя ущерб, разрушение, моральные и физические страдания. Согласно принятым формулировкам, агрессия – это заявления и действия, направленные на причинение вреда, физических и психических страданий другому существу.

Работа с агрессивными детьми должна быть направлена на безопасное избавление от агрессии (эмоциональное расслабление), повышение самооценки, развитие навыков общения посредством игровой деятельности, преодоление внутренней изоляции и развитие способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых обычных форм работы учителя. Традиционные формы воздействия, такие как убеждения и объяснения учителя, положительные примеры и призывы не обижать других, неэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они уже знают, что хорошо, а что плохо, и сверстник, представленный в качестве образца для подражания, может вызвать у ребенка только неприязнь.

Также необходимо отказаться от соревновательного старта в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, соревновательные игры, драки и соревнования направляют внимание ребенка на его собственный успех, создают ориентацию на соперничество и противостояние с другими. В конечном счете, независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, это приводит к разделению и отчуждению детей.

Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как с точки зрения информирования их о причинах детской агрессии и психологических особенностях агрессивных детей (самооценка и структура сферы мотивации и необходимости), так и с целью организации нового опыта общения с детьми (обращая внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, предлагая выбор поведения, скорость человеческого шага и индивидуальные действия), реорганизация системы наказания и поощрения. Взрослые (учителя, родители, психологи) должны понимать, что коррекция агрессивного поведения ребенка – это кропотливая работа, требующая понимания проблем этих детей и терпения. Родители должны помогать своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях ребенка следует поощрять, в других – защищать от агрессии. Другими словами, понять, являются ли действия ребенка самообороной или враждебными, и переносит ли он свой гнев с виновного на невиновного.

В целях предотвращения проявления агрессии и коррекции психологического поведения школьников работа с детьми должна проводиться как в образовательной организации, так и в семье. В условиях образовательного процесса важные и социально принятые нормы поведения, выполнения которых требует учитель, являются для ребенка более авторитетными, чем в первичных условиях общения, то есть в семье. Это связано с тем, что в семье ребенку довольно проблематично оценить характер своего поведения и выделиться как личность. Поэтому требования и указания учителя являются важным условием формирования нормального поведения детей.

Работа с агрессивными детьми имеет ряд особенностей. Главная задача в этой работе – помочь ребенку преодолеть внутреннюю изоляцию, проявить сопереживание, установить нормальную связь со сверстниками. Меры по снижению агрессии могут принимать различные формы. Очень важно работать с родителями. На формирование агрессивного поведения влияет множество факторов, в том числе социальная среда, поэтому необходимо знать как уровень индивидуальной агрессивности ребенка, так и общий уровень группы.

Более важно помочь детям с легкой инструментальной агрессией. Цель беседы – помочь детям справиться с переживаниями, которые мешают их нормальному благополучию, и общаться со сверстниками в группе.

В игре есть возможность моделировать жизненные ситуации, находить выход из трудной ситуации или снова хвалить и проигрывать ситуации, когда ребенок сделал правильный выбор.

Агрессивные дети имеют высокий уровень мышечного напряжения. Он особенно высок на руках, лице, шее, плечах, груди и животе. Этим детям нужно расслабление мышц. Упражнения на расслабление лучше выполнять под спокойную музыку. Регулярное выполнение упражнений на расслабление делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать собственное чувство гнева. В результате ребенок лучше овладевает собой, контролирует свои эмоции и разрушительные действия. Упражнения на расслабление позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и поддерживать более равномерное эмоциональное состояние.

Поскольку агрессивное поведение детей разрушительно и связано с непредсказуемыми эмоциональными кризисами, задача научить ребенка приемлемым способам выражения своего гнева является одной из самых острых и важных проблем, с которыми сталкиваются взрослые. Гнев – это сильное чувство обиды, которое сопровождается потерей контроля над собой. В программе коррекции, обучая агрессивных детей конструктивным методам выражения гнева, предполагается научить их напрямую выражать свои чувства и выражать свой гнев в косвенной форме, используя игровые приемы.

Агрессивные дети часто характеризуются мышечными зажимами, особенно в области лица и рук. Поэтому для этой категории детей рекомендуется выполнять упражнения на расслабление. В процессе коррекции вы можете поговорить с ребенком о том, что такое гнев и его разрушительные действия, вы можете объяснить ребенку, как человек становится злым и некрасивым в приступе гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять своими негативными эмоциями и владеть ими. Лишение свободы

Таким образом, стало ясно, что агрессия подпитывается негативными эмоциями, несбалансированным отражением реальности, что приводит к неадекватному поведению, предвзятому, искаженному и ошибочному пониманию реальности.

Часто анализ показывает, что агрессия преследовала позитивную цель для человека, но выбранный способ поведения – неадекватный, неудачный приводит к ухудшению ситуации и обострению конфликта. Чем сильнее невроз личности и фрустрация, тем сильнее реализуется и усугубляется неадекватное агрессивное поведение.

Изучая причины и последствия детской агрессии, важно понимать, что гнев – это естественная реакция любого живого организма на чью-то жестокость или опасность.

По отношению к человеку «боль» следует понимать как моральный или физический дискомфорт. То есть агрессия у ребенка вызвана не только родителями, избивающими его, но и безразличными отцом и матерью, которые не заботятся о ребенке; и внутренние проблемы семьи, которые, похоже, не касаются его напрямую. Беспокойство, неуверенность в себе и в окружающем мире, страх, отсутствие внимания – все это вызывает у ребенка душевную боль, а боль порождает агрессию.

Список литературы:

Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 412 с

Сухарева, Н.Ф. Коррекция агрессивного поведения в младшем школьном возрасте / Н.Ф. Сухарева, Ю.Ф. Баландина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2013. – № 1. – С. 240-244.

Шалагинова, К.С. Эффективные технологии в работе с агрессивными младшими школьниками / К.С. Шалагинова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – №5. – С. 143-150.

Просмотров работы: 118