ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СТРУКТУРЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СТРУКТУРЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ

Поветьев Д.Р. 1, Лаухин И.С. 1, Сидорова Н.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в связи с постоянным совершенствованием технологий в военной сфере и созданием новых образцов вооружения, сотрудничеством стран в военно-технической и антитеррористической сфере, проведением совместных учений, гуманитарных и миротворческих операций профессионально ориентированная иноязычная подготовка приобрела особое значение в структуре военно-профессиональной подготовке курсантов академии.

В современный период профессионально ориентированная иноязычная подготовка является одним из важных направлений подготовки военных специалистов в вузе. Такой вид обучения позволяет обучающимся формировать необходимые компетенции, развивать личностные и профессионально-значимые качества, овладеть иностранным языком, учитывая специфику будущей деятельности специалиста.

Военное образование в отличие от гражданского формирует личность военного специалиста, который обязан и способен заниматься военной деятельностью, поэтому по сравнению с гражданскими вузами учебный процесс в военных вузах имеет определенную специфику, которую необходимо учитывать при планировании и проведении занятий по иностранному языку. Интенсификация и оптимизация иноязычной подготовки; ориентированность на овладение профессиональным содержанием обучения, военной лексикой и терминологией; создание языковой среды преимущественно на практических занятиях с преподавателем; ограничение доступа к сети Интернет в процессе обучения; осуществление научной деятельности в рамках военно-научной секции курсантов; проведение международных олимпиад по иностранному языку; реализация дополнительной профессиональной программы переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Вследствие глобальных изменений в общественной жизни России, изменилась роль иностранного языка в системе образования. Из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.

Если в послевоенный период и в период устойчивого развития содержание высшего профессионального образования определялось, прежде всего, потребностями государства, то в настоящее время одной из ключевых задач высшего образования является всестороннее развитие самой личности и специалиста.

Необходимо отметить, что важность изучения иностранных языков прослеживается в высказываниях зарубежных и отечественных педагогов и мыслителей: Ф. Энгельса, К. Маркса, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других, которые подчеркивали роль языка в формировании личности, его интеллекта, нравственности и духовности. Это обусловлено важнейшей и определяющей ролью иностранного языка в развитии, прежде всего, мыслительной способности человека. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего, предвидению будущего.

Рассматривая иноязычную подготовку в структуре военно-профессиональной подготовки курсантов академии необходимо выделить два этапа:

первый - этап обучения курсантов академии по программам специалитета;

второй - этап будущей военно-профессиональной деятельности.

На первом этапе формируется одна из важнейших характеристик современной личности – готовность и способность к саморазвитию. Готовность к саморазвитию – это личностные качества, социально-психологические установки, которые реализуются через овладение знаниями, умениями и навыками, значимыми для эффективного осуществления профессионального развития и становления военного специалиста. Развитие у курсантов военного академии способности самостоятельно ориентироваться в будущей военно-профессиональной деятельности – важное направление военно-профессионального образования.

Подготовка в академии военного специалиста, способного к профессиональному саморазвитию, основана не только на овладении новыми знаниями, но и методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, как на русском, так и на иностранном языках.

Профессионально ориентированная иноязычная подготовка курсантов учитывает военную направленность и ориентирована на задачи, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Результатом иноязычной подготовки курсантов является практическое овладение иностранным языком на уровне, необходимом для выполнения профессиональных обязанностей, которое проявляется в сформированности профессионально ориентированной иноязычной компетенции обучающихся.

Одна из целей обучения иностранному языку – развитие иноязычной коммуникативной компетенции, следовательно, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Так, чем больше знаний в различных областях получает обучающийся, тем легче ему будет приспособиться к существующим социальным условиям. Соответственно, изучение иностранных языков расширяет возможности обучающегося, повышает его общественную значимость, делая его высококвалифицированным специалистом, способным к профессиональному росту на основе саморазвития и самообразования.

Важным направлением иноязычной подготовки является научная работа курсантов. Участие курсантов академии в работе военно-научной секции на кафедре иностранного языка, позволяет совершенствовать навыки в работе с иностранными источниками информации при подготовке научных докладов, вносит вклад в формирование их готовности к профессиональному саморазвитию. Написание научных работ в рамках конкурсов на лучшие работы выполненные слушателями и курсантами помогает оценить свои возможности на научном и профессиональном поприще, выявить актуальность и новизну своей работы, помогает наметить дальнейшие этапы профессиональной деятельности. Такие мероприятия дают возможность каждому убедиться в том, насколько прочны его знания иностранного языка, либо подготовив и сделав сообщение на иностранном языке, либо вступив в устную полемику с докладчиками.

Работа над проектом и докладом на иностранном языке способствует развитию и совершенствованию творческих способностей обучающихся, гибкости мышления, формированию профессионально-значимых качеств, умений и навыков работы с информацией на иностранном языке, и что наиболее важно в современных условиях обучающиеся учатся критически анализировать полученные знания и применять их на практике. Все эти факторы способствуют успешному формированию стремления курсантов к личностному и профессиональному росту.

Таким образом, умение общаться на бытовые и профессиональные темы на иностранном языке, готовность применять полученные знания в иноязычном общении, в конечном итоге, приводят к саморазвитию будущего военного специалиста, а знания становятся системными, обеспечивая непрерывное и постоянное познание, основанное на умении поиска, накопления и переработки информации для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

С 2010 года в академии реализуется дополнительная профессиональной программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». В связи с этим иноязычная подготовка курсантов академии к коммуникативной деятельности выступает в качестве одного из факторов интеграции будущих офицеров в различные структуры военного сотрудничества, а также внеармейские сферы труда.

Хочется привести один пример, на международном форуме
"Армия-2019" курсант нашей академии представлял инновационный проект. В момент, когда подошла иностранная делегация, переводчика рядом не оказалось. Тогда курсант озвучил доклад об инновационном проекте на английском языке и смог ответить на интересующие вопросы, чем вызвал изумление членов иностранной делегации.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что формирование профессионально-ориентированной иноязычной компетенции военных специалистов является одним из приоритетных направлений в военно-профессиональной подготовке курсантов, которая в настоящее время осуществляется на основе компетентностного подхода, призванного нивелировать разрыв между теоретическими и практическими основами подготовки обучающихся и обеспечить формирование компетенций, развитие личностных и профессиональных качеств.

На втором этапе, как мне видится, в будущей военно-профессиональной деятельности, ценность современного военного специалиста будет определяться не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать военно-профессиональные задачи в условиях, предполагающих владение иноязычной коммуникативной компетенцией, а также компьютером, как средством получения и управления информацией.

Знание иностранного языка в будущей профессии позволит решать многие задачи:

Во-первых, это конечно же работа с иностранными источниками информации, а именно иностранной литературой по тематике рассмотрения тактики применения и развития беспилотных летательных аппаратов, изучать их тактико-технические характеристики. Самый простой пример из терминологии, связанной с БЛА это заимствованные слова дрон (англ.droneтрутень) беспилотный летательный аппарат, quadcopter - квадрокоптер и ряд других. Само слово дрон, уже наталкивает на то, что данная отрасль связана с иностранной культурой. Интересны названия БЛА характеризующие основные свойства БЛА - это Predator (с англ. «Хищник»),Reaper (с англ. «жнец, жатка»; намёк на выражение Grim Reaper «мрачный жнец», то есть смерть, израильское название БЛА Searcher (англ.searcher «искатель») (наш аналог разведывательного БЛА "Фортпост").

Во-вторых, знание иностранного языка позволит профессионально работать с программным обеспечением БЛА, а также осуществлять разработку его алгоритмического обеспечения и программ. Не секрет, что все языки программирования, такие как Pascal, C++, Python и др. имеют синтаксис английского языка. Сложным является и то, что используются иностранные термины. Например, в самом комплексе БЛА Searcher МК II (Фортпост) функциональные узлы и конструктивные элементы, сети передачи данных, программное обеспечение – рабочий язык английский. Человек, не знающий языка и специальных терминов, просто не сможет эксплуатировать данную технику и мне как будущему специалисту по БЛА требуется знать иностранную лексику и иностранные аббревиатуры;

В-третьих, возможное участие в рамках международного военного сотрудничества, например проводимого ежегодно конкурсов летных экипажей "Авиадартс", расчетов БЛА "Соколиная охота", а также совместных учений позволит уверенно общаться с иностранными представителями.

В-четвертых, профессия военного предполагает и участие в боевых действиях, и как показывает практика, знание иностранного языка является немаловажным компонентом, обеспечивающего эффективное выполнение боевых задач.

В заключении хотелось бы отметить, что основной целью обучения курсантов в военном вузе, как уже говорилось выше, является подготовка к будущей военно-профессиональной деятельности. Вследствие этого, знания, получаемые курсантом в академии по иностранному языку, обязательно должны быть не только общепрофессиональными, охватывающими многие отрасли знаний, но и ориентированными на социальные ценности, нормы, убеждения, оказывающими влияние на степень реализации в военном учебном заведении возможностей качественной подготовки офицерских кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 5-8.

2. Вотинцева М. В. Иностранный язык как средство формирования профессиональной компетентности будущих офицеров: монография. Благовещенск: Изд-во Дальневост. высш. общевойск. команд. училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского, 2016. 120 с. Методика преподавания языка 327 с.

3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2004. 336 с.

4. Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2000. 264 с.

5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. 208 с.

6. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. 480 с

Просмотров работы: 46