На сегодняшний день проблема инвалидности остается одной из главных. Инвалиды и их семьи являются наиболее ущемленными категориями населения, испытывающими трудности в различные кризисные ситуации, в процессе адаптации к постоянно изменяющимся условиям существования, в условиях малообеспеченности и устаревания государственных методов защиты и поддержки. Тем не менее в России начинают реализовываться меры по созданию безбарьерной среды для инвалидов, что позволит уменьшить или ликвидировать значительную часть пространственных ограничений для них.
Развертывается система нестационарных центров социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями, которая призвана соединить возможности специализированных учреждений с квалифицированными кадрами, необходимым оборудованием и привычной социальной среды, семьи с ее мощным социализирующим реабилитационным потенциалом.
Согласно Федеральному закону № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Всемирной организацией здравоохранения приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность», как:
— любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;
— ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
— затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
— по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;
— по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
— по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным и неподвижным группам;
— по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда) [1, с. 6 - 8 ].
Социальная защита инвалидов гарантируется Конституцией РФ, различными федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.
Что касается социальной поддержки, то это в широком значении — система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот [2, с. 756-757]; в узком значении — комплекс одноразовых или эпизодических специальных социальных мер, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности человека [5, с. 180].
Реализация социальной поддержки граждан в субъектах РФ в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки. Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами.
Целью социальной поддержки являетсяоказание социальной помощи данным категориям граждан помощи в реализации их законных прав и интересов, для улучшения их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В зависимости от категории граждан различают следующие виды мер социальной поддержки:
— детям (различные пособия семьям с детьми; услуги, предоставляемые семьям и детям);
— многодетным семьям (выдача удостоверений многодетной семьи, различные пособия, денежные выплаты, оплата услуг ЖКХ и др.);
— ветеранам и инвалидам боевых действий (различные денежные выплаты, комплексы услуг);
— малоимущим семьям; гражданам за особые заслуги перед Отечеством;
— гражданам, имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений и др.);
— молодым семьям (программы улучшения жилищных условий и др.);
— прочие меры социальной поддержки.
Меры социальной поддержки предоставляются без учета материального положения лиц, имеющих на них право.
После оформления группы инвалидности лица с различными заболеваниями имеют право не только на оформление пенсии и прекращение трудовой деятельности. Согласно ФЗ № 181 от 1995 года, помощь инвалидам включает в себя комплекс мер поддержки людей с ограниченными способностями во многих сферах жизни. Сюда входит лекарственное обеспечение, оснащение различными средствами реабилитации, льготы при обучении, информационные услуги, компенсации, получение денежных средств на определенные нужды.
Также различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вторая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором — государственные и муниципальные органы здравоохранения [4, с. 73].
Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказываются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждениям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, психоневрологические и другие стационарные учреждения. С 1997 г. при центрах социального обслуживания стали развиваться специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Если говорить о правовых основах социальной поддержки, то права инвалидов отражены как в нормативно-правовых актах Российской Федерации, так и в важнейших международных документах.
Общие права инвалидов сформулированы в Декларации «О правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 г:
«Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;
«Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;
«Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;
«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
«Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».
Вопросы защиты прав инвалидов прежде всего нашли отражение в Конституции РФ. Например, ст. 37 гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, ст. 40 право на жилище.
24 сентября 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) (далее Конвенция) и приняла на себя серьезные обязательства по обеспечению прав инвалидов. Конвенция о правах инвалидов является документом, который возлагает на государства-участники обязанность комплексно обеспечивать инвалидам гарантии в различных сферах жизнедеятельности. Общими принципами Конвенции провозглашаются: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; отсутствие дискриминации; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (ст. 3) [3, с. 9-10].
Нормативно-правовую базу социальной поддержки инвалидов нельзя назвать окончательно завершенной, так как она постоянно дополняется и корректируется. Однако суть процесса поддержки, его цели и задачи статичны: они находят свое отражение во всей законодательной базе, регулирующей жизнедеятельность инвалидов.
Законодательная база направлена на обеспечение прав инвалидов, создание благоприятной среды для их нормального функционирования в социуме, на регламентацию процесса предоставления различных социальных услуг.
Опираясь на данные законодательные документы, человек с ограниченными возможностями здоровья способен отстаивать свои права в случае их прямого нарушения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная поддержка тесно связана с решением различных вопросов инвалидов: она направлена на оказание помощи данным категориям граждан путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот, утверждению гуманистических взглядов на проблему инвалидности.
Список литературы:
Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК°», 2013. – 240 c.
Холостова, Е.И. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 1032 c.
Шашкова О.В. Инвалидность. Порядок признания, льготы, компенсации, социальная защита / Шашкова О.В.– Ростов-на-Дону : Феникс, 2013.– c. 185.
Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами : учебное пособие для студентов программ среднего профессионального образования / Э. К. Наберушкина ; под. ред. О. А. Волковой. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 150 с.
Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии – 2-е изд. – М: ИНФРА-М, 2020. – 254 с.