Самые ранние попытки объяснить закономерности творческого мышления относятся к античным временам и нашли отражение в трудах Архимеда Сиракузского, Апполинария Пергейского, Паппа Александрийского, Гераклида Эфесского, Сократа и др. Эти работы являлись зачатками эвристики - учения о продуктивном мышлении и методах творчества, но в первоначальный период они были разрознены и не систематизированы.
Выделяются два основных направления, в которых развивалась эвристика: поиск методов психологической активизации творческих процессов; а также разработка и создание логических систем и алгоритмов.
Так, Сократ исследовал мыслительные способности людей в процессе диалога с целью пробудить их скрытые (латентные) творческие способности.
Создателем первой логической системы в античный период является Демокрит из Абдер, и строил он её в основном на индуктивном методе и аналогии.
Значительный вклад в развитие идей эвристики внес Х. Вольф, который дал её определение и предложил ряд правил и методов искусства изобретательства.
К методам психологической активизации творческого процесса относятся метод контрольных вопросов, метод мозгового штурма, синектика. Метод контрольных вопросов, предложенный Д. Пойа (США 1945г.) представляет собой набор специальных вопросов, упрощающих нахождение правильного технического решения. Метод мозгового штурма или "брейнсторминг", "мозговая атака", "осада мозгов", разработанный американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном (1953 г.) предназначен для активизации коллективной творческой деятельности и предполагает устранение психологических препятствий, вызываемых боязнью критики путем разделения во времени процесса генерирования идей и их критической оценки.
К наиболее применяемым на практике и широко описанным в современной технической литературе относятся метод морфологического анализа и алгоритм решения изобретательских задач. В дальнейшем им же были разработаны методы: систематического покрытия поля поиска; сопоставления совершенного с дефектным и метод обобщения, являющиеся дополнением к методу морфологического ящика.
В 60-х годах впервые Г.С. Альтшуллером в системном виде было сформулировано около 40 наиболее эффективных эвристических приемов, которые использовались в алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ).
Полученные положительные результаты по формализации процедур и эвристических приемов позволили начать работы по автоматизации процесса поиска новых технических решений. В период с 1976 по 1986 годы в нескольких научно-исследовательских лабораториях и на ряде кафедр высших учебных заведений разрабатывались проекты автоматизированных систем поискового конструирования.
К середине 90-х годов на основе развитых новых методов искусственного интеллекта и принятия решений в условиях неопределенности и риска исследования в области автоматизации процесса поиска новых технических решений разделились по трем направлениям.
Первое направление связано с развитием и совершенствованием автоматизированных систем поискового конструирования технических систем и созданием автоматизированного банка инженерных знаний (АРИЗ).
Второе направление ориентировано на формализацию и программирование алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Это направление реализовано в проекте «Изобретающая машина».
Третье направление связано с созданием методологического, информационного и программного комплекса на основе методов кластерного анализа, принятия и синтеза новых рациональных решений в условиях неопределенности. В данном направлении реализован проект «Компьютерное Проектирование Анализ Синтез» (КОМПАС).
Список используемой литературы
1. Альтшуллер, Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Электронный ресурс] / Генрих Альтшуллер. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 400 с. - (Серия «Искусство думать»). - ISBN 978-5-9614-1494-3.
2. Методические основы инженерно-технического творчества: Монография/Шустов М. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-009927-9