Выездные мероприятия обучающихся как механизмы подготовки кадрового потенциала вузов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Выездные мероприятия обучающихся как механизмы подготовки кадрового потенциала вузов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная студенческая жизнь в университете – это не только образовательный и научный процесс, направленный на формирование профессиональной личности в той или иной области деятельности. Для формирования качественного специалиста в области образования и науки в вузах России реализуется программа воспитания молодежи.

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов [1].

Выездные мероприятия – это проведение интенсивных курсов для студенчества. Опираясь на опыт организации мероприятий в Ставропольском крае, выделяют несколько форматов: школа актива студенческой молодежи, семинары-совещания, досуговые поездки, мастер-классы, форсайты и студенческие лагеря. Стоит разобрать каждый формат по отдельности, ведь они вырабатывают в студентах определенный ряд компетенций и качеств.

Школа актива студенческой молодежи – орган, осуществляющий подготовку и обучение студенческого актива основам студенческого самоуправления университета, действующий на основании отдельного положения, обучение правовой и финансовой грамотностью молодого поколения.

Семинар-совещание – единая площадка для обсуждения актуальных вопросов среди студенческой молодежи, проблем и путей решения. Обычно проводится в межвузовских и вузовских форматах.

Досуговые поездки – являются одними из важнейших сфер жизнедеятельности студенческой молодежи, они направлены на раскрытие индивидуальных, творческих способностей студентов, социальное и профессиональное становление личности.

В научной литературе исследователи рассматривают досуг как созерцание, деятельность, свободное время, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования, саморазвития [2].

Мастер-классы – одна из форм повышения квалификации обучающихся высших учебных заведений, это локальная технология трансляции педагогического и практического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания

Форсайт-технологии – систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и студенческого общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольший социально-экономический эффект.

Не случайно достоинства форсайт-технологий предопределяют активность их использования в социальной, политической, материально-производственной жизни общества. Они востребованы при решении теоретических и прикладных проблем в различных областях научного знания: экономике, политологии, социологии, культурологии, лингвистике, образовании, педагогике, этнологии, менеджменте, маркетинге и других.

Форсайт-технологии в определении стратегии организаций в сфере воспитательной работы и молодежной политики используются достаточно редко. Это связано как со сложностью и многомерностью предметов изучения, так и их полифункциональностью. Наряду с этим очевидны нелинейность социальных связей и отношений, в которые включены образовательные учреждения, множественность воздействующих на них факторов микро- и макросреды, их подвижность и неопределённость. Разработку стратегии также затрудняет зачастую латентный характер и вероятностность разнонаправленных угроз и рисков, которые могут оказывать на них влияние.

Студенческий лагерь – уникальная возможность для студенческого сообщества совместить отдых с дополнительным образованием, физическим и культурным развитием. Программы таких лагерей, как правило, предусматривают спортивные и развлекательные мероприятия.

Профессиональная компетентность работника вуза выстроена на знаниях, умениях и навыках, которые составляют основу его трудовой деятельности и как личности. В целом профессиональная компетентность вбирает в себя также организаторские навыки, нравственные качества и деловые навыки.

Сквозной линией профессиональных компетенций, конечно, проходят глубокое знание предмета своей деятельности, педагогическое мастерство, педагогический такт, владение коммуникационно-информационными технологиями, инновациями, творческое и критическое мышление, а также предметно-педагогическое мышление [3].

Наличие нравственных качеств педагога выстраивается на культуре поведения, как речевой, так и ее многочисленных модусов – социальных взаимодействий, благодаря семинарам-совещаниям и школам актива. Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Для работника вуза очень важны нравственная убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость, обеспечивающие в совокупности возможность подлинно нравственного поступка, а значит, нравственного поведения.

Организаторские качества перекликаются с нравственными, когда умение выстраивать межличностные отношения с коллегами переносится и на обучающихся. Такое взаимодействие в условиях образовательного процесса предполагает логичное профессиональное пространство, в котором все его участники получают ожидаемые результаты. Деловыми качествами мы называем профессиональные навыки, проявляющиеся в отношении к своему делу, трудовой деятельности. И здесь особенно хочется отметить такие качества педагога, как ответственность, выбор, свобода. Эти качества приобретаются в деятельности студенческого самоуправления или студенческих трудовых отрядах.

Кроме вышеперечисленных компетенций, особое место в их структуре занимает творческое, креативное мышление. Творческое мышление для современного педагога – важнейшая компетенция, которая способствует креативному поиску научных способов и методов профессиональной деятельности, разработке инновационных технологий и, наконец, созданию среды, в которой участники образовательного процесса будут генерировать новые идеи. Такой подход к своей профессиональной деятельности будет вести к развитию уникальности процесса обучения в вузе, так называемого осознанного созидания, раскрытию своего ресурса. Использование профессионального поведенческого тренинга или мастер-класса для педагогов раскрывает его психический ресурс, далее ведет к осознанию своих внутренних переживаний, мыслей, своего поведения. Управление личностным психическим потенциалом, умение правильно распределять свою психическую энергию позволяют педагогу:

1) реализовывать свои собственные профессиональные проекты;

2) грамотно выстраивать социальные взаимодействия не только с обучающимися, но и с другими участниками учебно-образовательного процесса;

3) формировать свою экзистенциальную перспективу.

Наряду с основными требованиями образования необходимо формирование таких компетенций, которые дают возможность свободно высказывать свое мнение, подкрепленное реальными учебно-практическими функциями. Внутренняя свобода преподавателя открывает дорогу к поиску новых форм постижения научных мыслей, коммуникативной свободе, транслирует знания, разворачивающие развитие информационного поля, где в свою очередь формируется новая идея. Свобода тесно связана с ответственностью и правом на выбор. Предпосылкой свободы как ценности преподавательской деятельности является ответственность. Преподаватель, который активно принимает участие в социальных взаимодействиях, осознает эту возможность, возможность принимать решения, соответствующие целям и задачам образования. На наш взгляд, при внутренней несвободе мы не может говорить о полноценной ответственности. Преподаватель как участник учебно-образовательного процесса вуза ответственен за свой профессионализм, который он демонстрирует, за свою профессиональную компетентность, и эта ответственность дает возможность ему правильно структурировать свое профессиональное пространство. Быть ответственным – значит посвящать себя высокому служению своего дела, обучению и воспитанию обучающихся. Ответственность и свобода тесно связаны с правом на выбор. Для преподавателя выбор в кругу его компетенций занимает особое экзистенциальное звучание. Он всегда имеет право на выбор для осознания своего профессионального смысла, значимости своей трудовой деятельности, способности предпринимать выбор в пользу истинных человеческих ценностей и ценностей профессионального образования. Экзистенциальные компетенции образования раскрывают особенности формирования личности преподавателя, включают и такие ценности, как творчество, уникальность, общение. Эти ценности усиливают градус профессионализма преподавателя, активизируют его компетенции.

Опираясь на гуманитарную педагогическую парадигму российского образования, нам бы хотелось остановиться на экзистенциальных компетенциях современного преподавателя, ведь ее направленность восходит к самой личности, ее ценности. А главной экзистенциальной возможностью является свободное осуществление себя посредством осознания ценностей бытийности [4]. Выдающие мыслители (С. Кьеркегор, К. Ясперс) обосновали ценность личности, ее отношение к самому себе, к своему внутреннему Я и одновременно отношение к иному. В таком соотнесении человек всегда делает выбор своей психической личностной позиции и своего поведения. Уместно вспомнить позицию З. Фрейда, который писал, что как человечеству в целом, так и отдельному человеку трудно переносить жизнь. Такое проживание жизни, как уже постулируют экзистенциалисты, в пограничных ситуациях, дает возможность человеку проживать свои внутренние экзистенции – страх, тревогу, беспокойство, свободу, выбор, ответственность, одиночество, любовь.

Таким образом, новейшая образовательная тенденция – непрерывно пополнять свои знания в течение всей своей жизнедеятельности, а это означает, что в условиях быстро изменяющихся ситуаций, связанных с новыми формами социально-экономической деятельности, а также с новейшими научными технологиями, необходимо мобильно работать, кроме того, необходимо приобрести компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых трудно предвидеть [1].

Кроме того, профессиональная модель современного вузовского работника должна наполняться такими психологическими свойствами, как толерантность, эмоциональная устойчивость, лабильность, регуляторная гибкость, социальная активность и развитая система саморегуляции, что ведет к идентификации и рефлексии, социальной коммуникации, творческой самореализации в любых видах деятельности, поиску педагогических смыслов [3], а также глубине и конструктивности самовыражения, самопознания и самосовершенствования.

В связи с этим содержательным наполнением и условием качественного полноценного образовательного процесса выступают как традиционные компетенции педагога, так и экзистенциальные ценности, являющиеся конструктами образовательной среды, базисом, на котором настраивается вся деятельность педагога и его обучающихся. А скрепляющей компетентностью работника является способность к саморегуляции своего психоэмоционального состояния [4].

Список литературы:

Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. — 2013. — № 4. — С. 37–39.

Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза [Текст] / Ф. В. Шарипов // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 1

Бенсон Г. Ф. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования//Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). –2017. –12. –С.85–91.

Ткачева, О. В. Компетенции преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования / О. В. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 313-316. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63959/ (дата обращения: 15.02.2022).

Просмотров работы: 27