Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. Именно поэтому помочь первокурснику взрослеть, особенно тем, кто в этом нуждается, в первую очередь может помочь куратор. Во внимании и доверительной беседе нуждаются, прежде всего, те, кто испытывает трудности адаптации, и по своим личностным, характерологическими особенностям склонен к рискованному поведению.
Новая обстановка, режим, другие учебные нагрузки и требования, новые отношения, иная социальная роль, другой уровень отношений с родителями, иное отношение к себе - это далеко не полный перечень изменений, обретающих особую остроту в первый год обучения. У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.
Одной из центральных социально-психологических проблем процесса адаптации является освоение новой социальной роли - роли студента. У бывшего школьника навыков выполнения такой роли нет. И отсюда объемный комплекс как внутренних, так и внешних конфликтов, связанных с трудностями принятия и дальнейшего выполнения этих норм. Студенты-первокурсники методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение. И на его основе строить дальнейшие взаимоотношения со сверстниками и преподавателями.
Как не было бы сложно, но процесс обучения в этих условиях не останавливается и педагогам, также как и первокурсникам приходится адаптироваться к новым условиям. Социально-психологические проблемы адаптации бывших школьников к обучению обусловлены еще и психологическими особенностями юношеского возраста. Процесс взросления сопровождается значительными психологическими трудностями, которые ещё в большей степени обостряют проблему адаптации первокурсников к учебе.
Студент часто не может адекватно воспринимать учебную ситуацию, требования преподавателей. В этом случае, снижается эффективность обучения, появляется неудовлетворенность собой, формируется тип неудачника, жертвы, возникают личностные, внутриличностные проблемы и как факт ухудшается здоровье.
К факторам, отрицательно влияющим на адаптацию студента, относят:
- лимит времени;
- состояние стресса;
- состояние повышенной тревожности;
- неумение себя организовать;
- слишком сильная или слишком слабая мотивация;
- неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами;
- страх;
- конформизм (соглашательство);
- неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность);
- эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;
- доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; - высокую тревожность как личностную черту;
- сильные механизмы личностной защиты и ряд других факторов.
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в колледже, профессиональному ориентированию; ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности ;изучение формирующейся системы межличностных отношений; развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков; оказание помощи в научной организации труда студентов; оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
На воспитание нравственных позиций обучающихся большое влияние оказывает нравственная деятельность и личный пример старших.
Педагогическое влияние на воспитанников оказывает не только отдельный педагог, но и весь педагогический коллектив. Морально-педагогический облик коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на обучающихся, как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного педагога.
Быть тактичным — вовсе не значит быть всегда добреньким и бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки студентов. В педагогическом такте сочетается уважение к личности с разумной требовательностью к нему, не унижающим достоинства личности.
Подростки больше всего ценят в педагогах тактичность, доброту, справедливость, понимание их проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.
Список используемых источников:
1.Басов, Н.Ф. Основы социальной работы. -М.: 5-е изд., испр. Академия. -2019.-212с.
2.Богуславский, М.В. Ценностные ориентации // Педагогика. – 2019. − № 3. -С.75
3.Тихомандрицкая, О.А. Особенности социально-психологического изученияценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекты) / О.А. Тихомандрицкая, Е.М. Дубовская // Мир психологии. – 2018. – № 6.-С.56
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия. - 2019.-392с.
5. Гаврилов, В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник РПО. – 2019. – Т. 1. – С.88
6. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика. – 2020. – № 5.
7. Серый, А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. – Кемерово.- 2018.