ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самооценка индивидуума является главной и имеет важное значение в психологии. Актуальность формирования самооценки обуславливается тем, что общество предъявляет повышенные требования к человеку, личности и предполагает ее высокую сознательность и требовательность к себе и окружающим. С точки зрения психологии, самооценка является основой произвольной саморегуляции, которое указывает степень активности и направление индивида, отношение к себе.

Целью данной статьи является теоретическое исследование и анализ игр, оказывающих влияние на формирование адекватной самооценки.

Самооценка – По А.Н. Леонтьеву– самооценка, которая является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний [3].

Самооценка – По Л.В. Бороздиной – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей [3].

Дошкольный возраст – по А. Н. Леонтьеву – когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий [3].

Игра – (Р.С. Немов) один из важнейших видов деятельности человека, необходимый ему для нормального психологического развития, развлечения и отдыха. Развивающий психологический аспект игры особенно важен в детские годы. В дошкольном возрасте, для которого игра выступает в качестве ведущей деятельности, последовательно возникают, дополняя и сменяя друг друга, следующие виды игр: предметно-манипулятивная, сюжетная, символическая, ролевая, игра с правилами [4].

Игра – по Л. С. Выготскому - не есть простое воспоминание ребенка о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка [1].

Таким образом, самооценка представляет собой совокупность мыслей и чувств индивида по отношению к себе, как к объекту. Оценка, которую я ставлю своей личности и своим проявлениям.

Игра – вид деятельности, возникающий на определенном этапе онтогенеза, как средство развития психики и личности, самооценки путем получения и развития навыков общественного опыта.

В современном психологическом пространстве феномен самооценки исследовался такими учеными, как Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.И. Липкина, Э. Эриксон, К. Роджерс и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др.

Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста.

Ранние работы (Н.Е. Анкудинова, В. А. Горбачева), по теме самооценки детей данного возраста, обнаруживают зависимость от оценочного отношения взрослых. Более поздние работы раскрывают связь самооценки с общением между детьми.

В трудах ученых-психологов, которые были посвящены теме самооценке ребенка дошкольного возраста, главная мысль заключается в том, что существует прямая зависимость развития самооценки от активной деятельности, в которой она наилучшим образом проявляется.

Поэтому самооценку детей дошкольного возраста лучше всего формировать в игровой деятельности, т.к. она является доминирующей в данном возрасте.

Анализ литературы свидетельствует о том, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей недостаточно изучен. Как указывается в психологической литературе (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важная функция психического - регуляторная [6].

В то же время, как известно, игровая деятельность выступает как практика отношения к партнеру по игре с точки зрения роли, которую он выбирает (Д.Б. Эльконин) [7]. В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя "глазами" других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку себя как партнера по игровому взаимодействию.

Важным элементом игры является роль, которую берет на себя ребенок. Стремление и желание быть лучше является мотивом для достижения определенного успеха. Одно из условий развития воли и способности осознать свои достоинства - недостатки. Целенаправленное создание ситуации успеха в игре где каждый может выиграть, повышает уровень детских притязаний и способствует развитию уверенности в своих силах и более активной деятельности. Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить проведение небольших игр, в которых участие детей должно быть добровольным. Детей нужно заинтересовать, увлечь, но, ни в коем случае не заставлять.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав [5].

Важное условие проведения игр - отсутствие внешних атрибутов, все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться предметами обычного окружения. Например: путешествие на остров, где  преодолеваются определенные препятствия: горы, реки и т.д.

Помимо развития адекватной самооценки, игры также помогают развитию творческого потенциала, умению принимать самостоятельные решения, формируются навыки саморегуляции и корректируется эмоциональная сфера ребенка.

«Успех окрыляет ребенка, способствует выработки у него инициативы, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, который верит в свои силы» (Ю. Е. Лукоянов) [6]. Поэтому важно создавать в игре ситуацию успеха (победы).

Варианты игр.

Игра «Ситуации»

Цель: развивать способность оценивать себя, и своих сверстников. Взрослый предлагает ребенку несколько ситуаций, которые ребенок должен соотнести со своим поведением, т.е. изобразить самого себя. Роли других персонажей можно взять на себя. Примеры ситуаций:

-Ты принимал участие в спортивных соревнованиях по бегу и победил, а твой друг проиграл в этом соревновании и очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?

-Мама принесла 3 конфеты: тебе и сестре. Как будешь делить конфеты? Почему ты сделал такой выбор?

-Твой друг попросил поиграть твоей игрушкой, но отдал ее сломанной. Как поступишь в этой ситуации?

- Ребята во дворе играют в игру, а ты немного опоздал и пропустил начало. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Игра-задание «У меня не получилось, потому что…»

Цель: развивать у детей умения оценивать свое выполненное задание, учить анализировать причины, которые повлияли на его неудачное выполнение, формировать навыки самоконтроля, соотносить результаты выполненного задания с целью самого задания.

Содержание: После выполнения проанализировать словами: «У меня не получилось, потому что…» или «У меня получилось, потому что…». Затем стоит отметить, что именно помешало выполнению его задания, сделать отметку в круге под нужной картинкой.

Картинки:

Часы – не хватило времени;

? – неправильно понял задание;

Игрушка – отвлекался;

О – неинтересное задание;

! – трудное задание.

Задание проводится в групповом и индивидуальном варианте. Точно по такому же принципу можно предложить детям рассказать, что помогло им при выполнении этого задания.

Игра «Зайки и слоники».

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, игра способствует повышению своей самооценки.

Содержание. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками.

- Скажите, когда зайка чувствует опасность, что он делает? Покажите, как дрожит зайка».

- «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»?

- «А что делают зайки, если видят волка»

- «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными.»

Покажите, как спокойно и бесстрашно ходят слоны.

- А что делают слоны, когда видят человека?

- Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Игра «Я уверен на все 100».

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Ход игры:

Вызывается участник по желанию, он садится на стул напротив остальных игроков. Основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным. Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том, как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т. п. О своих способностях; планах на будущее. По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Игра «Я смелый».

Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит: "Я смелый".

Игра «Я –ловкий».

Ребенок обегает кегли, пролезает в обруч, берет в руки надувной мяч, бросает его в кольцо и говорит: "Я ловкий".

Игра «Я – умный».

Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет "Я- умный". Повторение упражнения 3 раза.

Игра «Я сильный».

Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет три раза "Я -сильный", по сигналу "Брось! «- бросает мячи.

Игра «Я – добрый».

Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят: "Я - добрый» Продолжение упражнения 3 минуты.

Выявление изменения уровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

С целью проверки эффективности игры как средства формирования адекватной самооценки используются такие методики:

1) «Какой я» (Р.С. Немов). Цель: выявление способности к самооцениванию.

2) «Какой ты?» (О.А. Белобрыкина). Цель: выявление эмоциональной направленности общей самооценки.

3) «Изучение особенностей развития частной самооценки» (О.А. Белобрыкина). Цель: выявление уровня и характера дифференциации самооценки.

Таким образом, самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Игры позволяют детям самоутвердиться, а также раскрыть и реализовать свои способности и потребности, сформировать позитивное отношение ребенка к самому себе и своим сверстникам, научиться оценивать результаты своих действий и поступков.

Список литературы

Е. Высоцкая, Ю. Новожилова, А. Степаносова, Ю. Стороженко, Л. Требунская, И. Уточкин, С. Чернацкий, В. Шевяхова, В. Штратникова, Алексей Леонтьев. Словарь Л. С. Выготского. – М.: Смысл, 2014. – 128 с.

Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10.

Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь.— СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.[Большой психологический словарь, 2006, С. ].

Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 —560 с. : ил.

Уманец, Л. И. От самооценки в игре – к познанию себя. [Текст] /Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983 – № 4 С. 20-21.

Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел. – М. :АСТ, 2005 – 288 с.

Эльконин, Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 360 с.

Просмотров работы: 334