В современном мире вопрос повышения эффективности педагогического взаимодействия требует первостепенного внимания, изучения и решения. Педагогическое взаимодействие определяется как процесс, осуществляемый между воспитателем и воспитанником в ходе учебной и воспитательной работы, и обязательно должен быть направлен на формирование личности ребенка. В развитии педагогического взаимодействия большую роль играет ряд факторов, среди которых внимание и наблюдательность выступают наиболее значимыми.
В педагогической психологии проблема внимания и наблюдательности является одной из самых важных и сложных до сих пор. Особенность внимания заключается в том, что оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности, но с другой стороны находит отражение в когнитивных процессах, в практической деятельности человека. Внимание – это избирательная направленность, сосредоточение на объекте. Наблюдательность – способность человека подмечать в вещах и явлениях малозаметные, однако важные детали. Оба эти явления являются важной составляющей для приобретения знаний, для качества получаемой информации, для лучшей продуктивности в любых видах деятельности. Как уже было сказано, грамотный педагогический процесс не может существовать без этих двух составляющих, поэтому необходимо изучать роль внимания и наблюдательности в работе учителя. Ведь именно от правильной работы учителя зависит темп и качество детского развития.
Целью нашего исследования является определение уровня внимания и наблюдательности учителя. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений Ивановской области. В исследовании приняли участие 5 студентов 3 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» и 3 практикующих педагога.
Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методики: «Таблицы Шульте», «Тест Торндайка», «Тест Мюнстерберга».
Для определения наблюдательности был проведен опрос. Студенты отвечали на вопросы: «Часто ли вы наблюдаете на происходящим вокруг? На что конкретно вы обращаете внимание? Что вам дает полученная информация? Как вы думаете, на что педагогу следует обращать внимание при работе с детьми?». Для педагогов были предложены следующие вопросы: «Наблюдаете ли вы за тем, что происходит вокруг? На что чаще приходится обращать внимание в работе с обучающимися? Что полученная информация вам дает для дальнейшей работы с детьми? Для чего педагогу быть внимательным и наблюдательным?»
Таблица 1.
Результаты определения устойчивости внимания и динамики работоспособности: Таблицы Шульте
Шкала |
Студенты |
Педагоги |
Эффективность работы |
33,76 |
35 |
Степень врабатываемости |
1,16 |
0,8 |
Психическая устойчивость |
0,96 |
1 |
Общее время (сек.) |
168,8 |
175,3 |
По полученным данным мы видим, что первый показатель в обеих группах практически одинаковый (разница составляет менее двух целых), и говорит о хорошей эффективности работы. Следующий критерий – степень врабатываемости, в норме он должен быть равен либо меньше 1. Показатели незначительно отличаются, студентам требуется немного больше времени на подготовку к основной работе, в отличии от педагогов. Психическая устойчивость должна быть так же равна либо меньше 1. В обеих группах показатель находится в пределах нормы и говорит о хорошей психической устойчивости к выполнению заданий. У большинства испытуемых в середине работы наблюдается тенденция к уменьшению времени, однако к концу выполнения задания время обратно увеличивается. Лишь у некоторых уменьшение времени происходит на протяжении всех таблиц (по одному человеку в каждой группе).
Таким образом, существенных отличий в показателях нет. У всех испытуемых внимание устойчиво, так как не отмечается значительных колебаний времени выполнения каждой таблицы. Внимание концентрируется у испытуемых достаточно, показатели не превышают нормативного времени (50 сек.). Только у одного студента при выполнении первой таблицы есть небольшое превышение времени (52сек.), но далее показатели пришли в норму.
Таблица 2.
Уровень избирательности внимания: тест Торндайка
Шкала |
Студенты |
Педагоги |
Время выполнения (сек.) |
182 |
157 |
Количество баллов |
12 |
15 |
Уровень избирательности |
Средний |
Высокий |
Исходя из результатов, полученных в ходе обследования, можно сделать вывод о том, что наблюдается расхождение показателей. Как видно, уровень избирательности у педагогов выше, чем у студентов. Высокий уровень избирательности внимания говорит о способности к сосредоточению на наиболее важных объектах, соответствующих цели наблюдения и ситуации, в которой человек находится. Это требует определенных усилий, поэтому мы можем говорить о том, что испытуемые хорошо осознают и управляют процессами внимания.
Мы можем предположить, что средний уровень избирательности у студентов связан с внешними и внутренними раздражителями, со скрытым нежеланием проходить психодиагностическое обследование, а также с возрастом, ведь молодые люди нередко рассеяны, невнимательны и торопливы, обусловлено это наличием других целей и стимулов.
Таблица 3.
Уровень избирательности и концентрации внимания: тест Мюнстерберга
Шкала |
Студенты |
Педагоги |
Время (сек.) |
302 |
302 |
Уровень избирательности |
низкий |
низкий |
Точность избирательности |
0,6 |
0,9 |
Эффективность работы (%) |
62 |
92 |
Уровень избирательности внимания рассчитывается исходя из затраченного времени на выполнение задания, количества допущенных ошибок и пропущенных слов. На основании этого, мы имеем в каждой группе низкий уровень избирательности. Но, обращаясь к другим шкалам, мы видим, что результаты достаточно разнятся. Показатель – точность избирательности – в группе педагогов очень высокий. Максимально можно получить 1. Полученный результат говорит о том, что испытуемые довольно хорошо могут фокусироваться на значимых стимулах и игнорировать второстепенные. Так же очень высокий показатель «эффективность работы» - 92% из 100%, что подразумевает способность к выполнению целей и задач с минимальными затратами ресурсов. Вероятно, такие высокие показатели связаны с профессиональной деятельностью и большим опытом.
Можно предположить, что средние результаты у студентов связаны с отсутствием опыта, и необходимости часто обращать внимание на отдельные объекты, а также возможно наличие внешних и внутренних помех и скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование.
Последним в нашем исследовании был опрос. На основании полученных ответов мы можем сделать вывод о том, что студенты редко наблюдают за тем, что происходит вокруг, не заостряют внимание на отдельных деталях, воспринимают лишь целостную картинку. Для них наиболее предпочтительно остановиться на внешних проявлениях объекта: цвет, размер, форма. Безусловно, они правы, что педагогу необходимо обращать внимание на мимику, жесты, позы, поведение, настроение ребенка.
Педагоги однозначно ответили, что стараются чаще наблюдать за происходящим вокруг. В своей работе они обращают внимание на отношения детей друг к другу, на эмоциональное состояние, физическую утомляемость, скорость обработки информации, включенность/не включенность в виды деятельности. Внимание и наблюдательность необходимы для того, чтобы создавать комфортную обстановку в коллективе, корректировать нагрузку, менять виды деятельности.
В ходе исследования мы убедились, что каждый испытуемый индивидуален, обладает своим уровнем внимания и наблюдательности. Несмотря на то, что больших расхождений в показателях между группами выявлено не было, мы считаем, что уровень внимания и наблюдательности у педагогов гораздо выше. И связываем это, в первую очередь, с их профессиональной деятельностью, со стажем работы, а также с хорошо развитыми качествами, такими как ответственность, целеустремлённость, любовь к работе и другие. Нельзя не отметить, что у студентов результаты средние, что так же говорит о хорошем уровне внимания. Мы убеждены в необходимости развивать и совершенствовать эти качества, как будущим, так и практикующим педагогам.
Наша работа имеет практическую значимость для многих, так как любому человеку необходимо знать способы изучения и развития внимания и наблюдательности для осуществления успешной учебной или профессиональной деятельности. Особенно работа полезна педагогам, ведь знание актуального уровня этих качеств позволяет провести анализ своей работы, предпринять действия для улучшения педагогического взаимодействия и мастерства.