Методика подготовки и проведения экскурсии с курсантами военного вуза по теме «Вольская картинная галерея» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Методика подготовки и проведения экскурсии с курсантами военного вуза по теме «Вольская картинная галерея»

Чернова М.Н. 1, Постников С.В. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из форм культурно-досуговой работы с военнослужащими является проведение экскурсий. Рассмотрим особенности методики подготовки и проведения одной из них. Экскурсия разработана в рамках выпускной квалификационной работы курсанта Вольского военного института материального обеспечения (далее – ВВИМО).

Тема экскурсии «Вольская картинная галерея».

Учебные цели экскурсии: познакомить военнослужащих с военно-культурологическим и эстетическим наследием нашей страны; изучить экспозицию Вольской картинной галереи, экспонаты, хранящиеся в ней, в т.ч. произведения искусства, посвященные батальной тематике; развивать у военнослужащих историко-краеведческие знания, навыки эстетической оценки действительности.

Воспитательные цели: воспитывать у военнослужащих высокое чувство гордости за культурное и эстетическое прошлое родного края; формировать творческое отношение к выполнению своего воинского и профессионального предназначения, основывающегося на патриотизме.

Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению экскурсии.

При подготовке к экскурсии провести в подразделении инструктаж, в ходе которого:

а) обратить внимание военнослужащих на тему экскурсии;

б) организовать ознакомление с правилами поведения военнослужащих во время экскурсии, выхода в город, обратить внимание на действия группы, лиц, ответственных за безопасность передвижения, на действия в общественных местах, в т.ч. на обеспечение санитарной безопасности;

в) познакомить военнослужащих с литературой по теме экскурсии;

г) назначить и проинструктировать лиц, ответственных за безопасность передвижений группы, за санитарную безопасность, за действия в экстремальных ситуациях;

д) предложить проблемные вопросы по теме экскурсии, дискуссионные проблемы по искусствознанию, охарактеризовать маршрут;

е) подготовить к экскурсии выставку литературы.

Во вступительной части экскурсии:

а) принять группу, проверить наличие личного состава, его внешний вид, готовность к экскурсии;

б) провести вступительное слово;

в) объявить тему экскурсии;

г) обосновать ее актуальность и значимость;

д) определить порядок прохождения экскурсии;

Рисунок 1. – План-схема прохождения экскурсии (начало, 2 этаж)

Рисунок 2. – План-схема прохождения экскурсии (окончание, 1 этаж)

е) напомнить правила поведения всей группы и ответственности назначенных для безопасного прохождения лиц;

ж) рассказать об истории возникновения Вольской картинной галереи, формирования ее экспозиции.

Во вступительной части необходимо использовать план-схему прохождения экскурсии для предварительного знакомства с основными этапами предстоящей экскурсии (см. рис. 1- 2) и с мерами безопасного ее проведения.

В ходе проведения экскурсии необходимо следовать следующему алгоритму:

а) многообразие видов и жанров мирового искусства (Европейский зал);

б) русское изобразительное искусство рубежа XVII–XVIII вв. (Купеческий зал);

в) русское искусство XIX в. (Парадный зал);

г) искусство в интерьере дворянской усадьбы 1-й пол. XIX в. (Зал «Жилой интерьер дворянской усадьбы 1-й пол. XIX в.»);

д) русское искусство 2-й пол. XIX в. (Зал Передвижников);

е) русское искусство кон. XIX в. (Зал «Искусство кон. XIX в.»);

ж) русское искусство кон. ХIХ – нач. ХХ в. (Зал «Искусство кон. ХIХ – нач. ХХ в.»);

и) советское искусство и современное русское искусство (Зал «Искусство XX–XXI вв.»).

В заключительной части необходимо:

а) сделать выводы по всему сказанному во время экскурсии;

б) отметить положительные и отрицательные стороны поведения группы и исполнения своих обязанностей лицами, ответственными за безопасность;

в) напомнить тему экскурсии, ее ключевые моменты, пункты маршрута;

г) сделать военно-искусствоведческий вывод;

д) ответить на возникшие вопросы, предложить военнослужащим оставить записи в книге отзывов музея ВВИМО;

е) организовать убытие военнослужащих в подразделение;

ж) сделать необходимые записи и отметки в журнале о проведенном мероприятии.

Краткое содержание экскурсии.

Введение (5 мин.).

Здание, в котором сегодня располагается картинная галерея, архитектурный памятник 2-й пол. XIX в. – бывшая усадьба купца Н.С. Менькова.

Подражание русскому ампиру на фасаде здания, эклектичность различных архитектурных стилей отражена в дворцовых интерьерах залов. Восхищает изысканная роспись стен, виртуозная лепнина потолков, разнообразная мозаика паркетных полов каждого зала.

В 10 экспозиционных залах картинной галереи представлено ок. 500 музейных экспонатов. Основная часть художественного собрания галереи сложилась к 1936 г. Это произведения живописи, графики, прикладного искусства из дворянских усадеб графов Орловых-Денисовых, Нессельроде, Шереметевых, находящихся на территории Вольского уезда, а также из поступлений Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусства им. А.С.Пушкина, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева.

Ныне она является достопримечательностью города, удивляя посетителей разнообразием и ценностью художественной коллекции русской, советской, западноевропейской живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства ХVII–ХХI столетий.

1. Европейский зал (10 мин.).

Европейский зал знакомит посетителей с произведениями живописи, скульптуры, прикладного искусства Голландии, Германии, Италии, Франции XVII–XIX вв.

В этом же зале представлены предметы декоративно-прикладного искусства – мебель и посуда: французский сервиз, английское блюдо из Девенпорта, фрагменты сервиза прославленной фирмы Сацума из Японии, чайная пара из тончайшего фарфора и яркая декоративная ваза для фруктов из Китая.

Интереснейшим экспонатом является сигарный сундук, сделанный в Нью-Йорке в 1845 г., и врученный делегацией американского конгресса императору России Николаю II. Впоследствии сундук был подарен царем министру иностранных дел К.В. Нессельроде (1780–1862), который доставил его в свое имение в Саратовской губернии – Царевщину. Оттуда был привезен в музей и персидский столик – тонкая работа мастера, владевшего сложной техникой инкрустации. Слоновая кость, вкрапления металла и перламутровые пластины создают восхитительно причудливую вязь.

Привлекают внимание две итальянские скульптуры – «Голова мальчика» неизвестного скульптора из Милана и «Девочка с гнездом», которые также находились в имении графа В.В. Орлова-Денисова (1775–1843), и были спасены от разрушения в мятежные годы гражданской войны.

2. Купеческий зал (10 мин.).

Зарождение светского изобразительного искусства России относится к рубежу XVII–XVIII вв. Целый пласт провинциальной живописи был возвращен к жизни усилиями реставраторов, и раскрывает новые страницы истории местного края. В зале представлена портретная живопись провинциальных художников нач. XIX в. На портретах лица, имена людей которые известны России – это представители Вольского купечества: Злобины, Сапожниковы, Курсаковы. Все они способствовали процветанию города, его экономике и культуре. Строили мельницы, заводы, украшали город великолепными зданиями, садами, провели в городе водопровод, один из первых в России.

На картине Плещеева «Вольск в 40-е годы XIX в.» запечатлен художником наш город, поражавший приезжих продуманностью застройки и благоустройства, обилием церквей и соборов, красотой скверов и парков.

3. Парадный зал (10 мин.).

Зал восхитительно пышного декора с мощной лепниной потолочного плафона, и изящной росписью стен представлены произведения искусства XIX в. Экспозиция разделов русского искусства XIX в. наиболее стабильна. Крупнейшим мастером портрета рубежа XVIII–XIX вв. был В.Л. Боровиковский (1757–1825). В экспозиции он представлен портретами министра финансов России графа Алексея Ивановича Васильева с супругой – портреты являются авторскими повторениями, хранящиеся в центральных музеях страны.

Наряду с правдивыми реалистичными портретами русских живописцев, в то время писалось много портретов «льстивых». Из числа их – «Портрет Екатерины II», созданный любимым художником императрицы И.Б. Лампи (1751–1830). Перед нами величественный образ просвещенной государыни. В отменно выполненной копии, экспонируемой в зале, ощущается мастерство придворного живописца в передаче царственности персоны, великолепия ее туалета.

Две характерные для 1-й пол. XIX в. разновидности пейзажного жанра представлены работами: «Вид на усадьбу графа Нессельроде», неизвестного художника, – типичный «портрет» дворца и парка, с академически добросовестно выписанными особенностями архитектуры здания и ухоженностью парка. Другая работа этого жанра «Пейзаж с купальщицами» академика В.Е. Раева (1807–1870), отвечает скорее романтически-реалистической направленности – первые шаги к пленэрной живописи. В экспозиции находятся две небольшие по размерам работы профессора Петербургской Академии художеств К.Ф. Кнаппе (1745–1808), причем его зимние пейзажи стали первым изображением этого времени года в русском искусстве.

4. Зал «Жилой интерьер дворянской усадьбы 1-й пол. XIX в.» (10 мин.).

Зал декорирован в стиле рококо, и представляет комнату дворянской усадьбы. Мебель, предметы декоративно-прикладного искусства и картины поступили из Шиханской усадьбы графов Орловых-Денисовых. Обязательный атрибут гостиных – непременный семейный портретный ряд.

Интерьер зала создается мебелью XIX в.: добротный секретер – пись-менный шкаф с «секретами», круглый столик с креслами, светильник и изящная шифоньерка, как будто созданная для этого зала, огромное зеркало в роскошной раме.

В зале представлен ряд портретов семьи Орловых-Денисовых. Это – портреты «Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов» и «Графиня Мария Алексеевна Орлова-Денисова (урожденная графиня Васильева)», «Граф Василий Петрович Орлов» неизвестного художника 1-й пол. XIX в.

Граф В.В. Орлов-Денисов, «Доблестный витязь», герой Отечественной войны 1812 г., увенчанный славой многих сражений. На портрете он изображен в пояс, в генеральском мундире, украшенном орденами Св. Георгия IV ст., Св. Владимира III ст., Св. Анны в алмазной оправе и австрийским орденом Пур ле Мерит. Этот удивительный человек, донской казак с графским титулом, чувствовал себя как дома и на пограничной заставе, и в великосветском салоне, и на поле битвы. Лихой командир казаков лейб-гвардии, фактический телохранитель императора Александра I, граф Орлов-Денисов (1775–1843) неоднократно проявлял в сражениях не только великую храбрость и отвагу, но и выдающиеся полководческие способности, зачастую решавшие исход битвы.

Это не только парадный портрет, но и уникальный образец батального жанра в искусстве.

5. Зал Передвижников (10 мин.).

В зале «Передвижников», соединившем художников 2-й пол. XIX в. представлены произведения, отражающие реальные проблемы обыкновенного «маленького человека»: его боль и радости, страдания и надежды.

В этом зале представлены все жанры живописи известнейших мастеров России. Это этюдные портреты В.И. Сурикова (1848–1916) и В.В. Верещагина (1842–1904), марины (морские виды) И.К. Айвазовского (1817–1900) и А.П. Боголюбова (1824–1896), пейзажи И.И. Шишкина (1832–1898), С.Ю. Жуковского (1873–1944), К.Я. Крыжицкого (1858–1911), А.А. Киселева (1838–1911), жанровые работы Ф.С. Журавлева (1836–1901) – одного из организаторов «Товарищества» и Н.П. Богданова-Бельского (1868–1945). Рядом работы учеников маститых художников – А.К. Беггрова (1841–1914), Н.Н. Гриценко (1856–1900), Д.Е. Жукова (1841–1903).

Особое место среди них занимают картины военной тематики и произведения известных художников-баталистов.

Одним из самых известных русских художников-баталистов был В.В. Верещагин. Он писал картины о военных действиях в Средней Азии, на Кавказе, Балканском полуострове, в Индии и Африке.

В экспозиции Вольской картинной галереи представлен небольшой по формату портрет «Негритянка» его кисти – один из бесчисленных этюдов путевых впечатлений художника. Сдержанный в цвете, этот этнографический мотив будто дышит чувством человеколюбия. Это яркий пример чуткости и интереса художника к истории, быту, нравам других народов. Добиваясь фотографической точности, живописцу удалось передать бархатистое тепло ее кожи, впитавшие в себя горячее дыхание пустыни, обволакивающую грусть ее глаз. Голубоватый платок, венчающий ее склоненную голову, напоминает безоблачное знойное небо. Зоркий глаз мастера подмечает располагающее добродушие женщины.

В коллекции есть эскиз «Стрелец», выполненный художником В.И. Суриковым. На холсте представлен один из многочисленных этюдов к историческим полотнам портрет старого воина. Сибирские казачьи станицы были настоящим заповедником древности, в которых художник находил своих персонажей. Стойкость, удаль, задор – да, но это все в прошлом у старика, написанного художником. Ни порывистости, ни страстности, ни стихийной неистовости не осталось в облике мужчины. Из-под стрелецкой шапки с меховой опушкой выбиваются лишь непокорные седины. А какой взгляд?! Не светлые мысли-надежды читаются в застылых глазах. На что ушла сила духа казачья? Смотрят выцветшие очи, обветренного боями и вьюгами лица, будто оглядываясь в далекое прошлое. Тем не менее, у зрителя нет ощущения безысходности. За спиной старика, как верный оплот стоит прочная деревянная сторожевая башня. Надежный, непродуваемый ветрами тулуп, наброшенный на белую, свежую рубаху, и преданный мушкет – «мы еще повоюем!» Интересная по своей психологической глубине этюдная работа мастера.

Картина И.К. Айвазовского «Море» (1867) с бесконечным открытым водным пространством, полна романтики и восхищения. Несмотря на малый формат, работа удивительно просторна благодаря высокому голубому небу с массой белых облаков. Чуть вспенившееся море неспокойно, но не вызывает ощущения надвигающейся тревоги. Морская стихия выступает как «море житейское», качая в своих могучих ладонях, маленький парусник на первом плане, как символ человеческой судьбы, и виднеющийся вдали пароход. Все пронизано прозрачным светом – «бездна эфира». Мягкие лучи невидимого солнца проникают в морские волны, создавая иллюзию их абсолютной реальности.

Работа баталиста, морского офицера А.П. Боголюбова «Трепор. Отлив» написана в реалистической манере. Владение высочайшей техникой исполнения и работа на натуре помогают мастеру отыскать художественное содержание в обыденных природных явлениях. Избегая надуманных декоративных эффектов, художник прозаично описывает традиционное занятие жителей побережья. Обрывистость золотящегося на солнце утеса, его переливчатое отражение на мелководье, фигурки собирателей даров моря обращают внимание к берегу. Справа на холсте пытливый глаз обнаружит каменные постройки, приютившиеся у самой кромки воды и пологом склоне скалы. Не менее завораживающей открывается и левая часть композиции с ее перламутрово-серыми волнами и безбрежным воздушным пространством с легкой завесой бело-серебристых облаков.

6. Зал «Искусство кон. XIX в.» (10 мин.).

В этом зале привлекают внимание «Портрет балерины Большого театра» М.К. Юхневича (1865–1929) и саратовского художника Ф.М. Корнеева (1864–1940) «Портрет графа Анатолия Дмитриевича Нессельроде», пейзажное полотно «Морозная ночь» академика живописи В.Г. Казанцева (1849–1903), драматические повествования о семейных потерях «Печальные вести» В.В. Коновалова (1863–1908) и «Вдовец» Н.К. Грандковского (1864–1907).

В работе профессора исторической живописи Ф.А. Бронникова (1827–1902) «Палермо», написанной по строгим канонам Академии, восхищает изумительная наблюдательность и свежесть колорита. А как активный участник выставок «передвижников» в этюде «Итальянский крестьянин» он с убедительной непосредственностью и яркой выразительностью натуры проявил свою приверженность к критическому реализму передвижников.

Богатейшая и своеобразная отрасль русского фарфорового производства XIX века представлена в витрине образцами изделий крупнейших частных заводов России: Гарднера, Кузнецова и братьев Корниловых, выявляя особенности наиболее ярких и характерных стилей и форм этой эпохи.

7. Зал «Искусство кон. ХIХ – нач. ХХ в.» (10 мин.).

Достойным образцом академической исторической картины в галерее является большое полотно Н.П. Шаховского (1850–1923) «Последние дни семьи Бориса Годунова». В основе сюжета – эпизод из истории боярского заговора, направленного против Федора Годунова, наследника царской короны после внезапной смерти отца – Бориса Годунова. За эту работу художник получил звание академика живописи.

«Последние дни» – картина не только исторического, но и батального жанра. В ее сюжете мы видим военные события (бунт), захлестнувшие страну.

Картина «Последние минуты семьи Годуновых» является дипломной работой выпускника Академии художеств, за которую Н.П. Шаховский был удостоен Большой золотой медали. Это позволило художнику еще три года после окончания обучения продолжить совершенствования своего мастерства за границей. Холст исторического жанра поражает не только внушительными размерами, но и эмоциональной концентрацией чувств. В основе сюжета художником тщательно разработан эпизод истории боярского заговора, направленного против Федора Годунова, наследовавшего царскую корону после смерти своего отца Бориса. Изображен момент, когда Федор с сестрой Ксенией и ее воспитательницей (мамкой) спрятались в молельной комнате Кремля от коварных врагов семьи. Трогательный образ Ксении выражает отчаянную мольбу к Богу о спасении, надежду на помощь. Страх за себя, свою жизнь мы будто читаем в жестах богато одетой мамки. Затаенной настороженностью веет от красивой и сильной стати Федора. Рассматривая тщательно выписанный интерьер палаты, трагичные фигуры в центре композиции, виртуозно переданную фактуру дорогих тканей мы как будто проникаем в пласт истории известный нам лишь по учебникам. Критический эпизод, представленный воображением художника, побуждает зрителя к изучению подлинной истории Смутного времени.

В этом же зале экспонируется типичный парадный портрет, представляющий государственного чиновника – «Портрет Галкина-Врасского» И.А. Тюрина (1824–1905), а также жанровая картина А.Н. Новоскольцева (1853–1919) «Светлана» – колоритная иллюстрация поэмы Жуковского о девичьих гаданиях на рождественские святки.

8. Зал «Искусство XX–XXI вв.» (10 мин.).

В этом зале представлены живописные работы русских импрессионистов Л.В. Туржанского (1875–1945) «Ранней весной», Д.А. Щербиновского (1867–1926) «Стокгольм», П.И. Петровичева (1874–1947) «Ранняя весна», Н.В. Мещерина (1864–1916) «Зима в феврале». Любимый ученик М.А. Врубеля символист В.И. Денисов (1862–1922) создавал поэтически-философские композиции. В галерее экспонируются символисты: два холста Денисова «Сумерки» и «Египтянка».

В этой же манере написана картина «Сказка» В.Д. Милиоти (1875–1943), члена художественного объединения «Голубая роза». Авангардное искусство нач. ХХ в. показано холстом «Листья» Н.С. Гончаровой (1881–1962), ранней работой О.В. Розановой (1886–1918) «Натурщица», саратовского мастера В.М. Юстицкого (1894–1951) «Сценка за столом». Яркое футуристическое ощущение радости дает работа художника-авангардиста В.Н. Пальмова (1888–1929) «Беременная радость».

Еще более сильное впечатление производит «Женский портрет» Д.Д. Бурлюка (1882–1967). Абстракция В.Д. Баранова-Россинэ (1888–1944) «Цветовая композиция» являет собой яркий пример беспредметного искусства с применением техники «сграффито». Экспозиция искусства ХХ в. отличалось великим разнообразием тем и жанров, что легко проследить по небольшому разделу в нашей галерее. Витринный комплекс «Художественный образ в фарфоре» знакомит посетителей со славным путем, пройденным российским фарфоровым производством с первых лет молодой республики Советов до наших дней.

Неповторимый колорит Советской эпохи представлен в работах П.В. Кузнецова (1878–1968) «Крымский пейзаж» – пробуждающий воспоминания о 60-х гг. ХХ в., Н.М. Чернышева (1885–1973) «Первая зелень», «Портрет жены» и А.Ф. Пахомова «Портрет Сары Лебедевой» – представляющие женские образы сер. ХХ в., А.П. и С.П. Ткачевых «Вечер в деревне» – пасторальный пейзаж 3-й четв. ХХ в.

Особое место в экспозиции галереи занимают работы художников-волжан – В.О. Фомичева (1924–1992), Н.В. Савельева (1930–2000), Г.Г. Голобокова (1935–1978), В.Ф. Чудина (род. 1936), В.Ю. Невского (1927–1997), Ю.Я. Петрова (род. 1947), С.А. Алтухова (род. 1964) и др.

Н.В. Савельев был художником большого диапазона, поднимающим социально-исторические и жанровые темы, Он писал и о Великой Отечественной войне. Об этом периоде повествует работа «Трудные годы». Сюжет ее автобиографичен: в лихое голодное военное время на расчищенных от камней участках вольских гор мать с детьми подростками сажают картошку. Все, что дорого и бередит сердце, сумела выразить умелая рука и зоркий глаз живописца. Впечатления детства, которые мы проносим с собой всю жизнь, перебирая в памяти в минуты невзгод его светлые эпизоды, как и маленький домик на холсте художника, приютившийся в складках холмистого подножья, фигурка матери, пасущиеся козы – всё это символы любви к Отечеству, оплот веры в Добро.

В основной экспозиции картинной галереи вы можете увидеть живописную работу Г.Г. Голобокова «Штурмующие небо» (1967). На картине изображены приземлившиеся парашютисты. Один из них, расположенный ближе к зрителю, стягивает руками стропы парашюта. Он старается остановить движение купола, упираясь в землю ногами. Трудно передать ощущения, которые возникают во время прыжка с парашютом, особенно при первом прыжке. Сердце усиленно бьётся, человек преодолевает свой страх. Новичок, да и бывалый парашютист тоже, испытывают наибольшее волнение перед тем, как покинуть самолёт: в этот момент сердце готово так и выпрыгнуть из груди. Но вот прыжок уже сделан, осталось только справиться с парашютом.

Заключение (5 мин.).

Мы осмотрели уникальную экспозицию сокровищ изобразительного искусства, хранящихся в Вольской картинной галерее. Это – портреты, пейзажи, натюрморты, картины исторического, анималистического, мифологического, батального жанров, работы мастеров Западной Европы от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения, отечественных художников XVIII–XXI вв.

Особый пласт – это картины батального жанра.

Далеко не все из них вы смогли увидеть, часть экспозиции находится в запасниках галереи. Это произведения А.М. Тагаева, В.С. Климашина, живописные работы П. Кузнецова, Е. Бебутовой, Б. Давыдова, В. Лашина, Г. Мелихова, А. Бородина, акварели и литографии А.В. Каплуна, офорты Валентины и Леонида Петровых. Каждая их работа это небольшой рассказ, немая сцена из военного прошлого нашего народа, которая понятна и без слов.

Список использованной литературы:

1. Вольский биографический словарь / С.В. Постников, С.В. Маркушина, А.Г. Наумлюк, О.А. Постникова; под общ. ред. Постникова С.В. [Текст]. – Саратов: Амирит, 2018. – 384 с., ил.

2. Вольск. Памятники и памятные места / Сост. П.Г. Кутырев, В.З. Шмыров, А.Г. Чулков, А.В. Дорофеев. – Саратов, 1989.

3. Горнов А.А., Чулков А.Г., Михайлов А.А., Шавыкина О.И. Вольск вчера, сегодня, завтра. Очерки краеведов. – Саратов: Изд-во «Слово», 1995. – 144 с.

4. Кутырев П.Г., Чулков А.Г. Город Вольск. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1985. – 143 с.

5. Маркушина С.В. Вольск. Маленький большой город: Фотоальбом. – Саратов: Орион, 2014. – 120 с.

6. Чулков А.Г., Михайлов А.А., Кузьмичев В.Б. Земли роднее нет… Записки краеведов. – Саратов: Изд-во «Слово», 1996. – 176 с.

Просмотров работы: 16