Воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации обуславливается запросами военной практики, спецификой современной войны.
Современный бой, служба в мирное время требуют подготовки не узкого специалиста, а гражданина – патриота, убежденного, верного конституционному и воинскому долгу, инициативного и дисциплинированного вооруженного защитника Отечества.
Все это достигается только в результате кропотливой работы по воспитанию личного состава, характерной особенностью которой является глобальный процесс перестройки всех ее составных частей.
Воспитание вполне обоснованно и закономерно является приоритетным направлением служебной деятельности всех должностных лиц Вооружённых Сил. На это нацеливает Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поэтому готовность и подготовленность офицера служб материального обеспечения осуществлять работу с подчиненным личным составом в соответствии с общими целями воспитания и в интересах решения поставленных задач служит одним из определяющих факторов поддержания высокой боевой готовности, выполнения задач материального обеспечения.
Рассматривая проблемы воспитания, прежде всего, необходимо остановиться на анализе самого понятия «воспитание».
С позиций общественных наук воспитание трактуется в широком и узком смысле.
В широком смысле слова «воспитание» понимается и трактуется как социальное явление, как социализация, вхождение человека в жизнь.
Такое понятие воспитания включает в себя собственно воспитание, образование и обучение. Именно так рассматривал воспитание и великий русский педагог К.Д. Ушинский.
Этот процесс может осуществляться различными путями – стихийно или специально, преднамеренно, организованно. В последнем случае этот процесс становится педагогическим.
Исходя из нецелесообразности широкого толкования воспитания, в педагогических концепциях стали использовать понятие «воспитание» в узком смысле.
Воспитание в узком смысле является объектом и предметом одного из разделов педагогической науки – теории воспитания.
В традиционной общей и военной педагогике под воспитанием, принято понимать целенаправленное воздействие (влияние) на развитие личности, формирование у нее необходимых качеств.
Такой точки зрения придерживался Ю.К. Бабанский, определяя «воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе» [5, с. 98].
Воспитание часто характеризуется и как процесс целенаправленного «воздействия» на личность с целью побуждения воспитанника следовать определенным нормам, правилам социального поведения. В данном случае акцентируется внимание на слове «воздействие». Эта характеристика «воспитательных воздействий» встречается во многих отечественных учебниках педагогики, начиная с работ П.П. Блонского и А.П. Пинкевича. И это, видимо, не случайно. Если рассматривать воспитание как жесткое педагогическое управление поведением воспитанника, то мы с неизбежностью вынуждены характеризовать воспитание не иначе, как «воздействие на личность».
На наш взгляд, наиболее приемлемым является определение воспитания ряда военных педагогов, в частности кандидата педагогических наук, профессора П.А. Городова.
Воспитание – это целенаправленная деятельность общества и государства, их институтов и учреждений, отдельных воспитателей по формированию и развитию личности, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствии с требованиями времени и жизни.
Эти определения в полной мере можно отнести и к воспитанию военнослужащего. Наиболее полное и развёрнутое понятие «воспитание военнослужащих» дано в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воспитание военнослужащих – это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц вооруженных сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства [3, с. 187].
В этих определениях имеется ряд существенно важных отличий по сравнению с вышеприведенными.
Во-первых, четко обозначено родовое понятие «деятельность» воспитателя.
Во-вторых, определяются объекты и субъекты воспитания.
В-третьих, подчеркивается, что важнейшим результатом воспитания является его переход (побуждение) к самосовершенствованию.
При таком понимании воспитания, оно выступает как системное явление, как целостная совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих интегративными качествами и выполняющих определенные функции.
Воспитание военнослужащих имеет все признаки системы: компонентный состав, содержание и организация, структура, методика, учет и оценка результатов [2, с. 323].
Исходя из данных положений, под системой воспитания личного состава Вооруженных сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и воинских коллективов, качеств и отношений, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
Важнейшим системообразующим структурным элементом воспитания является его цель, т. к. первостепенное значение имеет вопрос о том, куда должно идти воспитание, каковы его цели и задачи, направления. Цель воспитания служит исходным началом, выступает в качестве идеала, модели личности военнослужащего, составным элементом каждого воспитательного воздействия и конечным его результатом. Под ней понимается желаемая, запланированная личность военнослужащего с соответствующими качествами.
Ведущей и перспективной целью воспитания военнослужащих является формирование и всестороннее развитие высоконравственной, разносторонне развитой личности, качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала, обладающего высокими морально-боевыми качествами [4, с. 132].
Исходя из целей и задач воспитания, выделяют ряд его функций:
- формирующе-развивающая функция является базовой, ведущей. Ее суть заключается в том, что воспитательное воздействие формирует у воина новые и развивает, совершенствует уже имеющиеся у них качества или их отдельные компоненты;
- функция мобилизации выражается в том, что воспитание при необходимости обеспечивает нужное поведение отдельных воинов и воинских коллективов, побуждает на активное действие и нравственные поступки в данной ситуации. Данная функция требует умения воздействовать на эмоциональную сферу личности, чтобы мобилизовать его волевые усилия;
- функция побуждения к самовоспитанию выражается в стремлении воспитателей опираться на активность, на усилие каждого воина в интересах своего всестороннего развития. В.А. Сухомлинский отмечал, что воспитание, побуждающее к самовоспитанию, – это и есть настоящее воспитание;
- профилактическая функция сводится к тому, чтобы предупредить неверный шаг, удержать их от возможной ошибки, побудить к активным действиям против правонарушений. Она реализуется как с помощью четкой организации всей жизни и деятельности воинов, так и с помощью воспитательного воздействия;
- функция перевоспитания обусловлена сложностью объекта воспитательных воздействий, его противоречивостью. Самосовершенствование человека – противоречивый процесс преодоления отрицательных мнений, взглядов, привычек и развитие положительных сторон личности.
На основе целей и задач воспитания определяется его содержание, т.е. совокупность идей, теорий, положений, знаний традиций, которые должны быть переданы воспитанникам, усвоены ими и призваны выступать ведущими мотивами их поведения и деятельности – в целом всё то, благодаря чему формируется и совершенствуется личность военнослужащего [4, с. 132].
Содержание воспитания определяется государственной политикой в духовно-нравственной сфере общества.
Основные требования к содержанию воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации определены в «Концепции воспитания личного состава ВС РФ», разработанной координационным советом при Президенте РФ.
Суть этих требований сводится к ряду положений:
- воспитание военнослужащих должно осуществляться на основе требований Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных, правовых актов Министерства обороны, Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ;
- воспитание военнослужащих осуществляется на основе:
- многовековых нравственных устоев, воинских традиций;
- патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального российского государства;
- общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры [2, с. 332].
В воспитании учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.
Анализ руководящих документов и современных научно-педагогических источников, практики воспитательной работы в частях свидетельствует о том, что содержание воспитания включает ряд важнейших видов и направлений.
Центральные элементы процесса воспитания военнослужащих ВС РФ – это субъекты и объекты воспитания.
Субъекты – государство и общество, командиры и начальники всех степеней, органы и должностные лица по работе с личным составом, штабы, службы, воинские коллективы, общественные и иные организации, представляющие ведущую сторону воспитательного процесса.
Объекты воспитания – различные категории военнослужащих, воинские коллективы, гражданский персонал ВС – главная сторона воспитания.
Главная роль в воспитании военнослужащих принадлежит офицерам, в том числе и начальникам служб материального обеспечения.
Согласно уставным обязанностям начальник службы отвечает за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава подчинённых подразделений (службы). Исходя из этого, он обязан знать деловые и морально-психологические качества подчинённых и проводить с ними работу по воинскому воспитанию.
Личные качества воспитателя, его страстность, духовность, личная примерность во всех отношениях оказывают решающее влияние на результаты воспитания. Вот почему курсанты уже в стенах училища должны решать не только образовательные задачи (т. е. получать определенные знания, вырабатывать навыки, умения и привычки профессиональной деятельности), но и формировать у себя высокие личностные качества воспитателя подчиненного личного состава.
Известно, что психология рассматривает личность как индивида-субъекта социальных отношений и сознательной деятельности.
Личность человека формируется рядом факторов, основными из которых является наследственность, общественно-трудовая деятельность, общение и взаимодействие с другими людьми, воспитание, совершенствование и социальная сфера.
Ведущая роль в формировании личности принадлежит социальным факторам, т.е. окружающим военнослужащего условиям его деятельности.
Выделяется, как правило, два уровня социального окружения – макро- и микроуровень. Социальная военная макросреда включает все окружающие военного человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
Социальная военная среда на микроуровне включает непосредственное социальное окружение военнослужащего – его семью, товарищей и друзей, воинский коллектив, микрогруппы в подразделении. Эта социальная среда оказывает решающее воздействие на военнослужащих.
Особое влияние на формирование личности будущего воина оказывает семья, которая была и в обозримом будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, а в идеале – бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей аккумулирует и развивает в себе опыт прошлого и настоящего, служит своеобразным мостиком в будущее.
Из семьи, семейного воспитания исходят у ребенка, подростка, юноши представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первых трудовых навыках. В большинстве российских семей сложились вполне определенные традиции, которые в деле семейного воспитания имеют непреходящие ценности.
Цели, функции, основное содержание и направления воспитания достигаются в процессе реализации требований системы закономерностей, принципов, с использованием различных методов, форм и средств воспитания, разработанных военной психологией и педагогикой и многократно проверенных войсковой практикой.
Процесс воспитания имеет объективную природу и осуществляется по определённым закономерностям, многократно подтверждённым и проверенным жизнью. Каковы эти закономерности?
Во-первых, в сфере воспитания проявляются наиболее общие закономерности развития природы, общества и человека, т.е. законы философии:
- закон единства и борьбы противоположностей;
- перехода количественных изменений в качественные;
- закон отрицания отрицания.
Во-вторых, в процессе воспитания как социальной сфере проявляются общесоциологические закономерности, такие как:
- зависимость содержания воспитания от характера общественного строя, господствующей идеологии;
- специфики Вооружённых Сил и военной политики и др.
В-третьих, в воспитании сказываются закономерности функционирования психики человека, психологии личности и воинского коллектива.
Процесс воспитания военнослужащих организуется с учетом психологической структуры формируемых качеств.
В основе того или иного качества лежит система знаний о нормах и требованиях, в духе которых они формируются.
На базе усвоенных знаний формируются убеждения, которые во многом определяют действия и поступки военнослужащего.
Убеждения должны перерасти в привычки, в нормы поведения, деятельности, и только тогда процесс воспитания можно считать результативным.
В-четвёртых, в процессе воспитания действуют собственно социально-педагогические закономерности:
- единство воспитания, обучения, психологической подготовки, деятельности и развития;
- целостность воспитания личности;
- моделирование жизненных ситуаций и др.
В-пятых, существуют специфические закономерности процесса воспитания военнослужащих:
- соответствие целей и задач воспитания требованиям жизни, военного дела;
- соответствие содержания методов и средств целям и задачам воспитания;
- соответствие воспитательных мер, средств индивидуальным особенностям военнослужащих и уровню их воспитанности и др.
Особенность закономерностей в сфере воспитания военнослужащих состоит в том, что они проявляются как основные тенденции, поэтому их обязательно необходимо учитывать в практической работе с личным составом.
Результатом воспитания является всесторонне развитая личность военнослужащего, сплоченный, слаженный воинский коллектив, способный выполнить поставленные задачи, результативность процесса воспитания определяется главным образом практическими делами военнослужащего, его действиями и поступками.
Достигнутым в воспитании можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, привычки (А.С. Макаренко).
Подобно любому другому процессу в воспитании военнослужащих источником развития служат противоречия.
Основное из них – противоречие между постоянно возрастающими требованиями к личности военнослужащего, к воинскому коллективу и уровнем их развития, воспитанности и сплочённости.
Это основное противоречие отражается в частных противоречиях более низкого уровня:
- между новыми требованиями к воспитанию и возможностями их реализации;
- между характером и содержанием общественного, гражданского и воинского воспитания;
- между требованиями воинского воспитания и личными интересами, стремлениями воина;
- между возросшими требованиями и уровнем психолого-педагогической, методической и профессиональной подготовки должностных лиц и др.
Противоречия, разрешаясь, постоянно воспроизводятся на новом витке развития, поэтому они считаются источником развития, что позволяет не путать их с недостатками и трудностями.
Трудности и недостатки устраняются, а противоречия разрешаются. Примером разрешения противоречий, возникающих в процессе воспитания личного состава является разработка и утверждение новых положений по работе с личным составом, введенных Приказом МО РФ № 404 от 2019 г. «Об организации военно-политической работы в Вооружённых Силах Российской Федерации» [1].
Таким образом, воспитание военнослужащих – сложный, многоплановый и многофункциональный процесс формирования и развития личности военнослужащего в соответствии с требованиями функционирования современной военной организации государства.
Содержание воспитания, все его виды и направления, проводятся в жизнь комплексно, с учётом особенностей различных категорий военнослужащих и задач, стоящих перед личным составом частей и подразделений.
Список использованных источников.
Нормативные документы
1. Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Текст] / Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 404.
Книги.
2. Ефремов, О.Ю. Военная педагогика: Учебник для вузов [Текст] / О.Ю. Ефремов. – Санкт-Петербург: Питер, 2019.
3. Военная педагогика: учебник для вузов [Текст] / И.А. Алёхин и др.; под общ. ред. И.А. Алёхина. – М.: Изд-во Юрайт, 2021.
4. Микрюков, В.Ю. Военная педагогика: учебник [Текст] / В.Ю. Микрюков. – М.: КНОРУС, 2021.
5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.
6. Психология и педагогика: учебник [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва: Юрайт, 2011.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999.