История создания отечественного флота - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

История создания отечественного флота

Соколов И.С. 1, Короткова С.Л. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. История отечественного флота является важнейшей частью истории нашей страны – великой морской державы, берега которой омывают двенадцать морей, принадлежащих бассейнам трех океанов.

Развитие флота в государстве непосредственно связано с защитой со стороны моря. В России военные суда появились еще в древности. Флот нашей страны изначально был по преимуществу речным и не очень развитым. Новым этапом в развитии военно-морского флота стал период правления Петра Великого. Благодаря ему флот получил свое развитие и постепенно стал завоевывать одно из ведущих мест в мире по значимости. Условной датой появления российского Военно-морского флота считают 1696 год, когда Боярская дума издала указ: «Морским судам быть». После этого российский флот стал четко организованной воинской дисциплиной.

Усиление военно-морских сил стало особенно востребованным во 2-й пол. XVIII в. В тот период внешняя политическая обстановка отличалась своей нестабильностью. Действенным стимулом к развитию флота было и совершенствование оружия. Например, в XVIII – нач. XIX в. появились пушки с высокой пробивной способностью, а также паровые суда, покрытые мощной броней.

Новым этапом развития российского флота стала смена власти в стране в нач. XX в. В этот период совершенствовались старые суда императорского флота, строились новые корабли. Происходило усовершенствование подводного флота.

Развитие надводного флота. Гребной и парусный флот в IX–XVII вв. История отечественного мореплавания уходит своими корнями в древность. Одно из первых зафиксированных сообщений летописей повествует о морском походе русской дружины на Константинополь в 856 г. Существование же в доисторические времена русского мореходства в Балтийском, тогда Варяжском, море неоспоримо доказывается фактом призвания Рюрика на Русь.

Флот и кораблестроение в нашей стране развивались самостоятельным, самобытным путем. Согласно мнению ряда ученых, корабль, обшитый корой, а потом кожей, имевший в своей основе гибкие прутья, издавна находил применение у восточных славян для небольших путешествий. В более поздний временной период появилось новое, очень удобное плавающее средство – челн-однодневка. В 1878–1882 гг. на берегу Ладожского озера найден челн-однодневка возрастом примерно 4500 лет; его длина 3,5 м, ширина 0,86 м.

Третьим по времени типом судна Древней Руси были «набойные ладьи». Именно на них русские войны совершили первые морские походы – на Сурож, в византийские владения в кон. VII – нач. IX в. Опытные мореплаватели-византийцы были поражены необычными русскими судами. Они представляли собой ладьи с увеличенной высотой бортов, к которым крепились стойки, а к ним прибивалось несколько досок «набоя». Важным этапом в истории кораблестроения было развитие килевых судов.

С ростом экономического могущества Руси расширялись ее культурные связи с близлежащими странами. Крупным кораблестроительным центром средневековой Руси из-за достаточно выгодного географического положения, а также ряда экономических причин стала Новгородская республика. Через нее проходил легендарный водный путь «из варяг в греки» (начинавшийся в Балтийском море и продолжавшийся по целой сети рек в Черное море). Именно здесь появился новый тип кораблей, которые были удобны для перемещения волоком из одной реки в другую. Это были ладья «ушкуй» и плоскодонный легкий шитик.

Начиная с IX в. был образован ряд поселений на Севере. С учетом специфики плавания в северных морях строились суда поморов: осиновики, раньшины, кочмары и др. Основным из них стало парусно-гребное судно карбас. Карбасы были палубные и беспалубные, по обеим сторонам на днище параллельно килю крепились полозья, с помощью которых судно легко передвигалось по льду.

В XVI и XVII вв., для длительных морских плаваний создается новый тип судна – коч. Коч представлял собой плоскодонное парусное однопалубное судно, которое было в длину от 16 до 24 м, в ширину 5-8 м, имело немного приподнятый нос и корму, а также простое парусное снаряжение, состоящее из прямого кожаного паруса и мачты.

Для постройки первого русского парусного военного корабля, получившего название «Орел», из-за границы были приглашены опытные мастера. Прототипом при постройке «Орла» послужили пинасы – вооруженные корабли Нидерландской Ост-Индской компании. Размеры корабля: длина – 24,5 м, ширина – 6,5, осадка – 1,5 м, водоизмещение – 250 т, экипаж – 58 чел. Вооружение: 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. Закладка «Орла» состоялась 14 ноября 1667 года. [Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М., 2009. – С. 12] 19 мая 1668 корабль был спущен на воду. Первое самостоятельное плавание в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань «Орел» совершил еще год спустя. О дальнейшей судьбе первенца Российского флота существует две основные версии. Одни историки считают, что «Орел » был захвачен и сожжен казаками Степана Разина, другие же – что он простоял в бездействии в протоке Кутум в Астрахани и пришел там в полную негодность.

Гребной и парусный флот в 1-й пол. XVIII в. Российское государство, окруженное морской гладью, имело к кон. XVII в. только один порт – Архангельск. Через него наша страна осуществляла торговые и деловые контакты с различными государствами. Поэтому самой главной задачей для России была борьба за выход к морским побережьям. Чтобы вернуть потерянные в XVI столетии на юге и западе прибрежные территории, было необходимо создать сильный военно-морской флот.

Уже в 1688 г. Петр Великий начал строительство судов «потешной» флотилии. Флотилия росла также за счет небольших речных судов – баркасов, стругов, шняв, собранных при энергичном участии Петра на реке Яузе у села Преображенского. Кроме этого, была создана и специальная база для кораблей – пристань, для швартовки после выхода на воду. Поздней осенью 1691 г. на верфь прибыли 16 мастеров, и строительство судов было расширено. Летом 1692 г. на воду было спущено несколько десятков судов. Наиболее крупным из них был 30-пушечный фрегат «Марс».

Поводом для создания «потешного» флота и строительства кораблей послужила старая шлюпка (знаменитый ботик), найденная Петром в амбаре посреди вещей его двоюродного дяди боярина Н.И. Романова. Починка ботика была поручена голландцу К. Брандту, который приехал в Россию совместно с коллективом мастеров для постройки первого русского военного корабля «Орел». Владевший в совершенстве столярно-плотницким делом, К. Брандт не только быстро починил и восстановил ботик, но и стал первым учителем царя-реформатора в управлении им.

В июле 1693 г. Петр Великий прибывает в Архангельск, дабы глубже вникнуть в вопросы судостроения и военно-морского дела. Петр I испытал непередаваемые ощущения, предприняв первый морской поход на построенной здесь же 12-пушечной яхте «Святой Петр».

Первый опыт строительства российских военных кораблей, архангельское посещение, морские походы не прошли безрезультатно. Петр Великий решил твердо прорубать выход России к морю. В течение одной зимы России предстояло укомплектовать людьми, снабдить, вооружить и, наконец, построить новый флот, а также обучить личный состав. Главным местом для постройки нового азовского флота был выбран Воронеж. По приказу Петра I зимой 1695 г. под Воронежем началось строительство 1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов. Параллельно в селе Преображенском уже в феврале приступили к изготовлению деталей корабельного набора галер и брандеров, переправлявшихся потом на лошадях в Воронеж. За эталон приняли 32-весельную галеру, привезенную из Голландии. Но главное внимание уделялось постройке заложенных в Воронеже двух 36-пушечных кораблей – «Апостол Павел» и «Апостол Петр». К концу апреля на воду были спущены «Апостол Петр», около 1500 стругов, 23 галеры, 4 брандера, а также многочисленные лодки и плоты, на которых сухопутные войска, формировавшиеся в Воронеже, стали отправлять под Азов.

Осенью 1696 г. по распоряжению Петра Великого Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть». Этот знаменательный год по праву можно считать годом рождения Российского военно-морского флота. 4 ноября по «приговору» думы и указу Петра Великого началось строительство регулярного Российского флота «кумпанствами», в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпанств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей.

В 1697 г. в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 г. часть судов была спущена на воду, а весной 1699 г. в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей (они имели длину до 35 м, ширину 8-10 м, осадку 2-2,5 м и были вооружены 26-44 пушками) и несколько судов. В августе на одном из подобных кораблей, 46-пушечном корабле «Крепость», Петр Великий отправился в Константинополь. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 г. мирного договора с Турцией.

За 30 лет был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, до 300 транспортных и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были «Лесное» и «Ингерманланд»), не уступали иностранным, а галеры успешно выступали в Балтийском море против шведских кораблей.

Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин и К.И. Крюйс, а по снабжению судов – Франц Тиммерман и казначей С.И. Языков. Из корабельных мастеров особенно славились «мастер добрых пропорций» Ф.М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф.С. Салтыков, Г.А. Ментиков.

Необходимо отметить, что Петр I при строительстве судов для Российского флота максимально использовал опыт других государств. Он сделал то, чего не сделал ни один монарх мира, – всего за четверть века создал флот, ни в чем не уступавший флоту любого европейского государства. К концу царствования Петра I военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов; в команды всех судов входило около 28 тыс. человек.

После смерти Петра I развитие флота несколько замедлилось. Тем не менее, значению флота отдавали должное все правящие после Петра Великого российские монархи. Так, в сентябре 1733 г. была создана Азовская (Донская) флотилия. В январе 1737 г. была создана Днепровская (Брянская) военная флотилия.

Парусный флот во 2-й пол. XVIII в. Во 2-й пол. XVIII в., дальнейшим развитием регулярного флота в России явилось создание военно-морских сил на Черном море. Постройка первых кораблей для этой флотилии началась на верфях Дона и его притоках в 1769 г. Под руководством адмирала А.Н. Сенявина, возглавившего строительство, русские мастера создали специальные корабли, получившие наименование «новоизобретенных». Они имели небольшую осадку и довольно сильное артиллерийское вооружение. Такие корабли были чрезвычайно удобны для действий в мелководном Азовском море.

Первыми базами Черноморского флота были Таганрог и Херсон, а с 1783 г. – Севастополь, ставший затем главной базой флота.

Во 2-й пол. XVIII в. было внедрено много принципиально нового в устройстве корабля. На поприще кораблестроения проявили себя знаменитые русские самородки: М.Д. Портнов, С.И. Афанасьев, А.С. Катасанов. Корабли, построенные под руководством Портнова, составили основную массу Балтийского флота, участвовавшего в боевых действиях против шведов в 1788–1790 гг.

Выход русских моряков к Черному морю поставил вопрос о создании нового флота. Необходимость постройки действительно мореходных кораблей исключала использование прежних верфей. На созданной в Херсоне верфи начали строить корабли, но дело шло плохо. Первым же черноморским линейным кораблем стал заложенный Афанасьевым корабль «Слава Екатерины», спущенный 16 сентября 1783 г. В 1794 г. был принят новый штат Черноморского флота, по которому ядро флота должны составлять пятнадцать 74-пушечных кораблей.

Необходимо отметить, что те типы кораблей, которые были внедрены при Петре I , сохранили свою актуальность вплоть до окончания века парусных судов. Во 2-й пол. XVIII в. эти типы судов лишь усовершенствовались. Исключение – «новоизобретенное судно».

Парусный флот в 1-й пол. XIX в. При Павле I развитию российского флота уделялось огромное внимание. Конструкции новых кораблей постоянно усложнялись и совершенствовались. Вступивший на престол Александр I решил, что основная задача флота – оборона побережья, а значит, кораблей нужно строить меньше, но уделять внимание качеству. В результате во время правления Александра было построено всего 138 кораблей. Однако боеспособность создаваемого флота была на очень низком уровне, в чем немалую роль играли невыносимые условия службы матросов и неопытность командного состава.

Главнокомандующим Российского флота в нач. XIX столетия стал адмирал П.В. Чичагов. Однако он считал флот «обременительной роскошью для государства». Его приемники полностью разделяли это мнение, поэтому российский флот постепенно приходил в упадок.

В нач. XIX столетия Россия участвовала в двух войнах (1803–1813; 1826–1828 гг.). Каспийская флотилия принимала активное участие в военных действиях в Восточном Закавказье, поддерживая огнем российские сухопутные боеподразделения. Также Россия сумела вытеснить персидские войска с территории Талышинского и Карабахского ханств, в 1828 г. было подписано мирное соглашение, согласно которому Эриванское и Нахичеванское ханства стали принадлежать России, в результате чего она отныне могла иметь свой флот на Каспийском море.

Большое внимание уделяется подготовке морских кадров. Капитан В.А. Корнилов написал одну из первых в России книг, касающихся военно-морского дела. Он же выполнил ряд ценных переводов специальных иностранных военно-морских книг.

Россия терпит поражение в Крымской войне. Этот факт как нельзя лучше доказал, что в кораблестроении настала новая эра – эра парового флота.

Возникновение и развитие парового флота во 2-й пол. XIX в. С развитием кораблестроения людей все более и более стала не устраивать зависимость парусников от погоды и их сравнительно небольшая скорость (13 узлов в час в ветреную погоду). Перед кораблестроителями встал вопрос об оснащении судов такой конструкцией, которая могла бы двигать тяжелый корабль по воде и в безветренную погоду и даже против ветра.

Несмотря на активное применение парового двигателя в промышленности в кон. XVIII в., первый пароход появился только в начале следующего столетия, благодаря известному американскому изобретателю Роберту Фултону. Уже в 1812 г. возникла необходимость создания первого парового военного корабля, который бы защищал Нью-Йоркскую гавань от Британского флота.

Все нововведения, касающиеся морского дела, не остались без внимания в России, чутко следившей за развитием научно-технического прогресса на Западе. Русские изобретатели и конструкторы быстро поняли, что судостроение с возникновением парового двигателя перешло на более высокую ступень своего развития. Вместо дерева теперь эффективнее было использовать металл и броню, особенно когда дело касалось военных операций на воде.

Владельца механико-литейного завода К. Берда заинтересовали разработки зарубежных коллег. Он тоже решил построить свой пароход. В результате в начале ноября 1815 г. в Санкт-Петербурге к спуску на воду был готов невиданный до этого в России корабль. Это был первый морской пароход в России. Сначала пароходы играли в России только вспомогательную роль, однако постепенно производством нового поколения кораблей начинают заниматься все больше и больше предприятий: Александровский завод, Охтинская верфь в Петербурге, Николаевское, Архангельское и Астраханское адмиралтейства.

Важное событие для судостроения произошло в 1836 г. – был изобретен и впервые использован на практике гребной винт. Корабли обрели большую маневренность и скорость.

Остро стояла проблема защиты своих водных территорий. В связи с этим развивался броненосный флот. Здесь можно выделить два этапа: 60-е гг. – строительство пароходов береговой обороны; нач. 70-х гг. – создание мореходного броненосного флота. Российское судостроение еще только делало начальные шаги в создании пароходов, поэтому первая броненосная батарея «Первенец» была заказана в Англии. После было организовано серийное строительство броненосных судов. «Князь Пожарский» стал первым российским броненосным кораблем, который покинул пределы Балтийского моря, отправившись в Средиземное с целью стационарной службы.

Новые корабли по сложности конструкции превосходили своих предшественников. В первую очередь это касалось корпуса. Судна имели второе дно и водонепроницаемые перегородки. Построены они были преимущественно из отечественных материалов. Все корабли были прекрасно вооружены, в основном крупнокалиберным оружием.

Разработкой первого океанского крейсера занимался А.А. Попов. Именно по его проекту в 1870 г. было заложено сразу два фрегата: «Генерал-адмирал» на Невском заводе и «Александр Невский» – на Балтийском.

Еще одним достижением российского судостроения можно считать создание минных катеров (миноносок), вооруженных шестовыми минами. Быстрое развитие миноносного транспорта привело к тому, что перед судостроителями встала новая проблема – как бороться с миноносцами. В России первым контр-миноносцем стало судно «Сокол», пустившееся в свое первое плавание в 1895 г.

Развитие речного пароходства сыграло большую роль как в совершенствовании судостроения в целом, так и в развитии военного судостроения. Именно оно позволяло конструкторам накапливать необходимый опыт и материал для создания более надежных и маневренных боевых единиц. В России развитие речного парового флота началось со строительства первых пассажирских судов, которые появились в Волжско-Камском речном бассейне уже в 1854 г. Волжский флот по своему техническому уровню занимал одно из первых мест в мире.

По высочайшему повелению кораблестроительному отделению Морского технического комитета нужно было в 1871 г. представить проект винтового неброненосного клипера для океанского крейсерства. Было решено заложить серию кораблей, включающую в себя восемь клиперов. Головной корабль «Крейсер» был заложен в Новом Адмиралтействе в 1873 г. Его строительство возглавлял инженер-строитель М.К. Кишкин.

Не более десяти лет потребовалось Российскому государству на то, чтобы создать крейсерский флот из двенадцати боевых единиц. Можно сказать, что, несмотря на разнотипность существующих в России судов, к 1880 г. в целом можно было выделить три хорошо вооруженных и укомплектованных флота: береговой оборонный, мореходный броненосный и крейсерский.

Паровой флот России с каждым годом повышал свои показатели не только в количественном отношении. Совершенствовались и усложнялись технические качества судов. Пароходы становились более надежны в плане передвижения, в чем большое значение приобрели страховые общества и классификационные учреждения. Постепенно в России возникла необходимость систематизировать и провести анализ материала, раскрывающего состав флота и накопившегося с момента зарождения парового флота. Именно этим были призваны заниматься образующиеся новые классификационные комитеты. В числе первых созданных подобных организаций можно назвать Рыбинский классификационный комитет.

Развитие флота в 1-й пол. XX в. В кон. XIX – нач. XX в. шло активное строительство броненосцев и прочих единиц военно-морского флота. В 1903 г. была принята новая судостроительная программа, которую вскоре заменила 10-летняя. Последняя существовала до русско-японской войны. Морское ведомство пришло к выводу, что Тихоокеанский флот в ближайшее время не нуждается в новых судах. Соответственно строительство кораблей для Тихого океана приостановилось.

26 января 1904 г. началась война с Японией. В Европейской части России судостроители ни на день не останавливали свою работу, однако они не могли восполнить потери русского флота. Корабли на самом деле не отличались надежностью на воде. Когда судно получало пробоину, у него наблюдался такой крен, что оно, не имея возможности больше ни плавать, ни действовать артиллерией, становилось совершенно бесполезно на поле боя. Летом 1904 г. Морское министерство сумело добиться выделения дополнительных средств на создание новых кораблей взамен тех, которые пострадали в ходе боев с японцами.

После нападения Японии Николай II организовал «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Великий князь Александр Михайлович являлся председателем данного комитета. В состав этого комитета входили многие влиятельные люди: Н.И. Скрытин, А.А. Бирилев, контр-адмирал граф А.Ф. Гейден и др. В целом благодаря пожертвованиям россиян появились 18 минных крейсеров. После окончания войны именно эти суда образовали ядро Балтийского флота Советской России.

Российские судостроители не собирались останавливаться на достигнутом. Шли работы над строительством кораблей, обладающих более совершенными качествами. Огромные запасы нефти подтолкнули русских инженеров искать такой двигатель, который мог бы работать на этом топливе. Несмотря на то, что Россия одна из последних приобрела лицензию на постройку дизельного двигателя, она ускоренными темпами стала искать пути применения его на практике. Еще в декабре 1898 г. председатель Русского технического общества Г. Депп опробовал первый в мире двигатель, работающий на сырой нефти. Вскоре русские судостроители решили оснастить дизельными моторами не только речные, но и морские суда.

Несмотря на кажущееся изобилие различных судов, обстановка в Российском флоте оставалась напряженной, большинство кораблей не соответствовало по своим тактико-техническим показателям мировым стандартам.

Практически все судостроительные заводы с 1914 г. работали на фронт, поэтому правительство решило отложить постройку большинства кораблей до лучших времен. Морское министерство было озабочено сложившимся положением Российского флота во время Первой мировой войны. Шла разработка новой кораблестроительной программы, которая бы учитывала опыт, полученный в процессе боевых действий.

Две революции и гражданская война не могли не отразиться и на российском судостроении, отбросив его на несколько лет назад. Военный флот, по своей сути, перестал существовать. Часть экипажей вместе с кораблями стали поддерживать новую власть, часть осталась верна Белому движению.

В 1926 г. штаб Рабоче-крестьянской Красной Армии выдвинул свою 6 летнюю программу, касающуюся судостроения. Согласно этому документу, российский флот приобретал только второстепенное значение и должен был выполнять исключительно оборонительные задачи. Именно эта программа была утверждена правительством.

Успешное строительство сторожевых катеров, а также быстрое развитие промышленности позволило судостроителям задуматься о создании и более крупных кораблей. В ноябре 1928 г. Научно-технический комитет представил свой проект лидера эскадренных миноносцев, который был утвержден в августе 1930 г. это было первое крупное надводное судно, спроектированное в Советском Союзе и получившее название «Ленинград». Какой бы так называемый «железный занавес» ни разделял Советский Союз и другие капиталистические страны, правительство России тщательно следило за военными разработками и новинками своих соседей-противников. Безусловно, это коснулось судостроения: вторая пятилетка – 1933–1938 гг. – предполагала осуществления ряда мероприятий, касающихся серьезного развития и усиления российского флота.

К 22 июня 1941 г. в составе ВМФ СССР (Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Минская, Каспийская, Амурская флотилии) находились 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 54 лидера и эскадренных миноносца, 212 подводных лодок, 21 сторожевой корабль… Тем не менее, Советский флот не был укомплектован: полностью отсутствовали десантные корабли и вспомогательные корабли специальной постройки.

В 1944 г. началось строительство торпедных катеров, которые отличались от своих предшественников вооружением: трубные, а не желобные, торпедные аппараты, усиленное зенитное и противолодочное вооружение.

Война в полной мере проявила все слабые стороны российского военно-морского флота, поэтому уже в 1944 г. Главный морской штаб задумался о создании плана послевоенного развития Военно-морского флота.

Развитие флота во 2-й пол. XX в. После окончания Великой Отечественной войны между государствами-союзниками развернулось настоящее сражение при разделе флотов побежденных стран: итальянского, германского и японского.

Советское правительство понимало, насколько важен сильный флот в удержании позиций на политической арене, именно поэтому уже в 1945 г. в законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР развитию и модернизации Военно-морского флота уделяется особое внимание. В это же время велось интенсивное развитие десантных кораблей, прекрасно проявивших себя в процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны. Наибольшее распространение получили десантные корабли на воздушной подушке. Работы в этом направлении начались еще в 1934 г., однако только в 50-х гг. было создано целое семейство таких кораблей: «Скат», «Кальмар», «Омар» «Джейран».

В первое послевоенное десятилетие из состава Советского Военно-морского флота шли активное исключение старых кораблей, береговых средств и самолетов и замена их более новыми и совершенными боевыми единицами. Были предприняты первые попытки строительства более крупных судов. Боевой состав Военно-морского флота в 1955 г. насчитывал 900 боевых надводных единиц и 265 дизельных подводных лодок. Впервые на вооружении флота стали появляться крылатые ракеты. Ускоренное развитие ракетного оружия и радиоэлектроники в нач. 60-х гг. потребовало разработки совершенно новых надводных кораблей. Судна должны были приобрести новые качества, что существенно расширило бы их боевые возможности. Конструкторы задумались над тем, как можно использовать ракетное оружие в Военно-морском флоте. Одним из первых был создан ракетный корабль проекта 57, в состав Военно-морского флота включено в июне 1960 г. Первый советский авианесущий корабль, получивший название «Москва», был заложен в 1962 г.

В 1969 г. правительство и руководство Военно-морских сил приняло решение усовершенствовать корабли проекта 61. Эти сторожевые корабли предназначены для противостояния надводным и подводным кораблям противника в морских и океанских условиях. Широкое применение в плане борьбы с потенциальным противником могли получить малые ракетные корабли. И.П. Пегов в кон. 60-х принялся за работу над проектом подобного корабля. Предполагаемое судно могло вести активную борьбу с надводными кораблями и торговыми судами противника, а также поражать цели, расположенные на берегу.

Большое распространение в 70-80-х гг. получили различные катера. С 1960 г. в Хабаровске, Ленинграде, Керчи и Рыбинске начинают выпускаться ракетные катера проекта 205. Не последнее место занимают вспомогательные суда, которые в процессе технического перевооружения приобрели совершенно иные свойства. Именно эти корабли обуславливают успешную боевую и повседневную. К вспомогательным судам относятся транспорты для переправления сухих и жидких грузов, корабли технического и бытового снабжения, гидрографические и аварийно-спасательные суда, плавучие базы, буксиры, доки и пр. Именно эти суда обеспечивают боевые единицы флота боеприпасами, продовольствием, водой и топливом в условиях дальнего плавания.

Создание мощного океанского флота требовало огромных человеческих усилий и материальных затрат на протяжении долгих лет. В связи с этим можно выделить четыре этапа:

1 этап, длившийся с 1946 по 1955 г. В это время ученые и военные работали над теоретической базой создания ракетно-ядерного оружия, структурой современного океанского флота. Наблюдалось ускоренное строительство дизельных подводных лодок, а также средних и малых надводных кораблей.

2 этап, включающий 1956–1975 гг. Велось активное строительство океанского флота и его выход в океан.

3 этап, длившийся с 1975 по 1985 г. Это время относительно равного соотношения военно-морских сил между СССР и ОВСМ НАТО.

4 этап, приходившийся на 1986–1991 гг. Усиленное повышение эффективности предложений Военно-морского флота, их воплощение в жизнь в период диаметрально меняющейся политической обстановки в мире. После 1992 г. строительство кораблей и пополнение Военно-морского флота в целом резко сократилось, хотя как и прежде военные корабли, количество которых стабилизировалось на минимальном уровне, несут свою службу.

Развитие подводного флота. Зарождение и развитие подводного флота в России (XVIII–XIX вв.). Первое упоминание использования плавучих средств датируется 1595 г., когда запорожские казаки во время одного из нападений на анатолийские берега вверх дном перевернули свои лодки и сумели незаметно подойти к берегу.

Созданием первой подводной лодки в России стали заниматься уже во время правления Петра I. Основным вдохновителем этой идеи явился опытный мастер-плотник Ефим Никонов. В 1721 г. была закончена модель первой российской подводной лодки, она успешно прошла предварительные испытания, поэтому царь тут же приказал Никонову приступать к строительству уже «потаенного огненного судна большого корпуса». Еще одно изобретение Никонова, важное для мореплавателей, осталось без внимания – это водолазный костюм.

Через 50 лет российские изобретатели вновь стали задумываться над созданием своей подводной лодки. В кон. XVIII столетия в Морском ведомстве было представлено несколько проектов подобных судов. Наибольший интерес представляет собой подводная лодка, проект которой был разработан военным инженером, генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Вход в лодку осуществлялся через две рубки, располагавшиеся на верхней части корпуса и герметично закрывающиеся сверху прочными металлическими крышками на шарнирах. Для движения лодки использовались специальные гребки, или весла-лопатки, укрепленные вне корпуса по два с каждого борта. Вооружение лодки было рассчитано на борьбу с деревянными парусными кораблями. В августе 1834 г. лодка была спущена на воду. В 1838 г. была создана еще одна модель, но Шильдеру перестали выделять средства на усовершенствование его изобретений, вскоре опыты прекратились вовсе.

Несколько лет в России не предпринимались попытки строительства новых подводных лодок. Все изменилось после Крымской войны – в Морское ведомство было представлено множество проектов разнообразных лодок. Наиболее интересны работы И. Александровского, Н. Полевого, Н. Спиридонова, Бауэра. Подводное судно И.Ф. Александровского являлось своеобразным прорывом в отечественном подводном судостроении. Здесь впервые был использован механический двигатель. Лодка была заложена на Балтийском заводе в 1863 г., а в мае 1866 г. уже приступили к ее первым испытаниям. Александровский первым в России предложил использовать на подводной лодке компас, поместив его в носовой части корабля, также изобретатель задумался над погружением лодки на более значительные глубины (до 24 м.).

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. вызвала новый всплеск изобретательской мысли. Независимо друг от друга три изобретателя: штабс-капитан Томашевич, коллежский асессор Войницкий, механик Зарубин – представили проекты подводных лодок, в которых использовался бы электродвигатель. Над созданием первой в России подводной лодки, обладающей электрическим аккумулятором, работал инженер и изобретатель С.К. Джевецкий. Судно получилось настолько маленьким, что в нем умещался всего лишь один человек.

Развитие подводного флота (1-я пол. XX в.). В нач. ХХ столетия корабельным инженером И.Г. Бубновым, инженер-механиком И.С. Горюновым и капитаном 2 ранга М.Н. Беклемишевым был разработан проект новой подводной лодки. В 1903 г. по этому проекту в России была заложена первая подводная лодка, получившая название «Дельфин».

Русско-японская война, вернее поражения в ходе боевых действий, можно сказать вынудили чиновников Морского ведомства большее внимание уделить развитию подводного плавания в России. Принимая во внимание трудности, с которыми сталкивались судостроительные предприятия при строительстве подводных флота, правительство решило приобрести серию подводных лодок за границей. К концу русско-японской войны российский флот располагал уже 21 боеготовым подводным судном.

С 1905 г. в производстве подводных лодок стали применяться дизельные двигатели. Не прекращались работы и по созданию полуподводных лодок. В 1906 г. по разработкам С.К. Джевецкого на Балтийском заводе была заложена первая русская подводная лодка, обладающая единым двигателем для подводного и надводного хода. Судно получило название «Почтовый».

В 1908 г. произошло знаменательное событие для всего российского судостроения – на николаевском заводе «Наваль» был заложен первый в мире подводный минный заградитель, получивший название «Краб».

Активное строительство надводных кораблей и включение в состав Военно-морского флота подводных лодок, требовало специального обучения специалистов-моряков для работы на них. Было принято срочное решение по разработке подробных инструкций по управлению подводными лодками, как в надводном, так и в подводном состоянии. В кон. 1913 г. П. Левицкий, начальник бригады подводных лодок Балтийского моря, утвердил приказы, которые определяли «Общие правила плавания подводных лодок».

Гражданская война надолго ослабила флот России, не стал исключением и подводный флот. Решение о проектировании и постройке новых лодок было принято Совнаркомом РСФСР в 1924 г. К 1941 г. состав флота пополнился 206 подводными лодками. За сравнительно короткое время в Советской России был создан довольно мощный подводный флот.Если сначала основными производителями подводных лодок являлись Балтийский и Николаевский заводы, то вскоре к ним присоединились Адмиралтейские верфи в Ленинграде, завод «Красное Сормово» в Горьком, Амурский завод в Комсомольске-на-Амуре. Велись работы по созданию малого подводного судна. 20 марта 1932 г. такой проект был утвержден, а в августе этого же года была заложена головная подводная лодка, получившая название «Малютка».

Разнообразие подводных лодок в те годы было уже так велико, что потребовало введения определенной классификации корабельного состава. Теперь подводные суда подразделялись на подводные крейсеры, эскадренные подводные судна, позиционные подводные лодки и подводные минные заградители.

К 1941 г. состав советского Военно-морского флота включало в себя 211 боеготовых подводных лодок. Для сравнения, Италия имела 115, США – 99, Франция – 77, Англия – 69, Япония – 63, а Германия всего 57 лодок.

За все это время подводные лодки стали более маневренными, устойчивыми с противолодочными силами противника, повышали свои тактические свойства. Изменилось и значительно усложнилось и оснащение подводных лодок.

Дизель-электрические подводные лодки (2-я пол. XX в.). С окончанием Великой Отечественной войны перед судостроительной промышленностью страны встала задача расширения производства. За время боевых действий Северный, Балтийский и Черноморский флоты потеряли более половины подводных единиц. Однако эффективность деятельности лодок уже не ставилась под сомнение. В России сформировалось мнение о необходимости строительства подводных лодок трех подклассов: больших, средних и малых. Таким образом, в кон. 40-х гг. Россия приступила к активной постройке океанских подводных лодок, которые были оснащены устройствами для работы дизельных двигателей под водой, более мощными аккумуляторными батареями и развивали высокую скорость подводного хода.

Кроме того, огромное влияние на проектирование лодок не могло не оказать развитие науки и техники. Новые технологии в металлургии и использование новых сталей позволили конструкторам создать подводные суда, способные погружаться на глубину, вдвое превышающую ранее существующие пределы. Лодки стали оснащаться современным радиоэлектронным вооружением, гидролокационными станциями с довольно большой дальностью действия и точностью определения координат. Вторая мировая война показала эффективность применения ракетного оружия. Именно оно стало основным видом вооружения как надводного, так и подводного флота. В 1953 г. Руководство Военно-морского флота СССР внесло предложение о начале финансирования большой программы создания подводных лодок, оснащенных ракетным вооружением.

Можно сказать, что наиболее активно судостроительная промышленность стала развиваться в сер. 60-х гг. Разработками кораблей к этому периоду занимались уже четыре конструкторских бюро. В 1974 г. перед конструкторами была поставлена задача, создать новый проект дизельной подводной лодки, которая обладала бы улучшенными мореходными качествами. Так появился проект 877. На подводной лодке этого проекта было осуществлено много новаторских предложений. Впервые здесь использовалось автоматическое устройство быстрого заряжания, что существенно экономило время при зарядке торпедных аппаратов. Центром управления этого устройства служили либо пульт управления «Мурена», либо местные посты. Смонтирована принципиально новая система газоотвода. Головная подводная лодка проекта 877 была заложена в сентябре 1979 г. в Комсомольске-на-Амуре.

Атомные подводные лодки (2-я пол. XX в.). 25 сентября 1949 г. ТАСС впервые заявило об успешном испытании ядерного оружия в Советском Союзе. Наряду с созданием ядерного оружия велись работы и над созданием средств доставки его на место назначения. В 1952 г. талантливому конструктору и ученому В.Н. Перегудову было поручено разработать проект и создать первую советскую атомную подводную лодку. В 1955 году судно было заложено.

Спустя десять лет после спуска на воду первой атомной лодки Советский флот включал в себя уже более 50 подобных. Вскоре в подводном судостроении сформировались два направления: строительство атомных подводных ракетоносцев, как носителей мощных дальнобойных ракет, и многоцелевых атомных подводных лодок, которые могли бы выполнять комбинированные боевые задачи.

В ноябре 1967 г. в ряды Военно-морского флота была зачислена новая подводная лодка – первый советский подводный крейсер стратегического назначения. За рубежом его сразу же назвали «убийцей городов» и «стирателем континентов». Даже самые первые подводные лодки данного типа обладали мощностью, намного превосходящей бомбы, сброшенной на Хиросиму. В 1960–1970-е гг. в Советском Союзе стали сокращать флот и армию. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев был уверен, что будущее в военном деле стоит исключительно за межконтинентальными ракетами и подводными лодками. В 1965 г. на базе филиала вечернего факультета Ленинградского кораблестроительного института был организован засекреченный институт, призванный готовить специалистов для строительства атомных подводных лодок.

В 1977 г. была заложена самая большая в мире подводная лодка, получившая шифр «Акула», или, по классификации НАТО, «Тайфун». С 1978 г. в состав Военно-морского флота стали входить атомные подводные лодки второго поколения. В отличие от своих предшественниц эти подводные лодки показали более низкий уровень шумности. 80-е гг. ХХ столетия ознаменовались для Военно-морского флота появлением подводных лодок 3-го поколения, вооруженных крылатыми ракетами.

В нач. 1990-х, когда политическая обстановка в стране являлась крайне нестабильной, финансирование флота резко сократилось. Однако, несмотря на плохое материальное обеспечение, (за тридцатипятилетний период существования советского атомного флота, начиная с 1957 по 1992 г.), русскими конструкторами были созданы три поколения атомных подводных лодок. Всего советский флот пополнили 243 атомных подводных лодки, они находились в постоянной боеготовности, и совершали боевые походы.

Основными составляющими современного флота служат атомные подводные лодки и ракетоносная морская авиация. Еще в 1978 г. началась подготовка к созданию подводной лодки четвертого поколения. В ноябре 1999 г. было организовано заседание совета безопасности, главным вопросом которого явилось решение задач «по сохранению и развитию морской ядерной составляющей». Результатом заседания явилось улучшение финансирования российского Военно-морского флота.

В XXI в. Россия возобновила прерванное в 1990 г. военно-морское присутствие в Мировом океане. С 1 декабря 2014 г. управление, координацию и контроль выполнения ВМФ России задач боевой службы и боевого дежурства, участия в международных операциях и специальных мероприятиях, международно-правовое сопровождение действий ВМФ России осуществляет Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

ВМФ России в 2020–2023 гг. получит на вооружение более 60 современных кораблей и подводных лодок; кроме того, будут переданы и более полусотни судов обеспечения; в 2021 г. – более 20 кораблей и 20 вспомогательных судов; в 2022 г. – по 19 боевых кораблей и вспомогательных судов.

Заключение. В истории отечественного флота отражается история всего Российского государства. Были победы и поражения… Лишь благодаря существованию Военно-морского флота, его престижу в мире для российской истории характерна и такая особенность, как бескровные победы.

Военно-морской флот включает в себя столько разнообразных и взаимодействующих сил, средств, оружия и техники, сколько нет ни в одном виде вооруженных сил. Причем корабли не могут существовать без интенсивной береговой поддержки. Вся система нормально работает только в том случае, когда каждый компонент находится в области пристального внимания.

Российский Военно-морской флот совершенствовался по мере развития науки и техники. Задачами флота являются: обеспечение гарантированного доступа России к ресурсам и пространствам Мирового океана; освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны; поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.

Список использованных источников.

1. Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. – М., 2009.

2. Калинов В.И. История российского флота от первых кораблей времен Алексея Михайловича до кораблей современных. – М., 2002.

3. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. – СПб., 1996.

4. Шершов А.П. История военного кораблестроения. С древнейших времен и до наших дней. – СПб., 1994.

5. Бережной С.С. Линейные и броненосные корабли. Канонерские лодки: справочник. – М., 1997. – (Корабли и суда Российского флота).

6. Назаренко К.Б. Морское министерство России. 1906-1914. –- СПб., 2010.

7. Тарас А.Е. История подводных лодок 1624-1904. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – (Библиотека военной истории).

8. Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло / под ред. И.Ф. Цветкова. – М., 1993.

9. Золотарев В.А. Три столетия Российского флота, 1941-1945 / В.А. Золотарев, И.А. Козлов. – М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2005.

10. История отечественного кораблестроения. – СПб.: Судостроение, 1995.

11. Mil.Press FLOT [Электронный ресурс] / Сайт. – Режим доступа: http://flot.com/, свободный.

12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.warships.ru/Russia/ru.wikipedia.org, свободный.

Просмотров работы: 376