Еще в нач. ХХ в. известный российский военно-морской теоретик профессор, а впоследствии начальник Николаевской Военно-морской академии Н.Л. Кладо справедливо отмечал, что основным предназначением морской силы государства является ее участие во внешней политике. Определяя элементы морского могущества (политику, военный флот, морскую торговлю), Н.Л. Кладо считал, что морская сила только тогда может быть прочной, когда сознание о ее важности и необходимости вошло в сознание всего народа». Многообразие и сложность задач, специфика морской стихии, удаленность и огромность пространств морских и океанских театров военных действий, географическая разобщенность основных районов базирования ВМФ России (Дальний Восток, Север, Балтика, Черное и Каспийское моря) и другие факторы требуют соответствующего количественного и качественного состава флота и сложной инфраструктуры, обеспечивающей его деятельность. Под военно-морской деятельностью понимается деятельность Российской Федерации в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах обороны страны и безопасности государства. Иначе говоря, это меры, предпринимаемые государством по созданию своих военно-морских сил, и действия этих сил в океанах и морях по обеспечению военной безопасности государства или меры по созданию, поддержанию и целесообразному использованию своего военно-морского потенциала. Из приведенных определений следует, что основу военно-морской деятельности составляет создание Военно-Морского Флота РФ и содержание его в состоянии, обеспечивающем должное выполнение поставленных флоту задач в любых условиях.
Флот является единственным из видов вооруженных сил, способных в мирное время вести холодную войну (в военном, а не политическом понимании этого термина) на оперативном и тактическом уровнях, не переходя на уровень стратегический. Основным сдерживающим фактором для развитых стран сегодня является возможность адекватного отпора, допускающая нанесение нападающей стороне неприемлемого ущерба.
Исходя из этого должны быть определены цели строительства не только флота, но и всех Вооруженных сил России. Применительно к ВМФ он должен в любых условиях обстановки гарантировать нанесение противнику неприемлемого для него ущерба, равнозначного поражению.
Во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил ВМФ должен обеспечить два вида сдерживания: стратегическое (на современном этапе развития вооруженных средств борьбы – преимущественно ядерное) – от крупномасштабных и в некоторых случаях от региональных войн и нестратегическое – от региональных войн, локальных конфликтов и силового давления в политических и экономических целях.
У флота, особенно современного, есть своя специфика – он не строится в одночасье и в одночасье не разрушается. Каждое поколение строит флот для поколения будущее го. Решения, принятые 10-15 лет назад, будут оказывать влияние на морскую мощь государства еще такое же время. А принятые сегодня начнут слегка проявляться через 10-15 лет.
Под национальными интересами России понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Исходя из того, что Россия – морская держава, у нее есть свои интересы в Мировом океане. Национальные интересы России в Мировом океане существовали и существуют вне зависимости от способности их реализации в конкретный исторический период.
Они относительно статичны и представляют собой потенциальные возможности для удовлетворения потребностей нации в настоящем и будущем. Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане определяются ее геополитическим положением, составляя совокупность экономических, политических и военных интересов государства. Они распространяются на внутренние морские воды и территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, а также морские пространства, находящиеся за пределами юрисдикции прибрежных государств, и обусловлены:
- значительной протяженностью российских морских границ;
- неисчерпаемостью запасов минеральных, биологических, топливно-энергетических и других ресурсов Мирового океана, необходимостью обеспечения свободного доступа к этим ресурсам для их разработки и освоения;
- сосредоточением в прибрежной полосе России значительного промышленного потенциала и большого количества населения;
- зависимостью жизнедеятельности России, ее прибрежных, и особенно северных регионов, от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузовых и пассажирских перевозок, рыболовства, добычи углеводородных ресурсов и другой производственной и хозяйственной деятельности на море;
- необходимостью обеспечения охраны и защиты всех видов деятельности России в Мировом океане;
- наличием широко разветвленной и эффективной системы внешнеэкономических связей, используемых в процессе освоения Мирового океана;
- необходимостью укрепления международно-правового статуса в области морской деятельности Российской Федерации, включая сохранение за Россией прав и особого статуса в Арктике, особенно для обеспечения нормального функционирования Северного морского пути.
Сложившиеся национальные интересы России не являются застывшими и продолжают развиваться под влиянием целого ряда факторов и складывающихся в мире тенденций в области изучения, освоения и использования Мирового океана. Основными из таких тенденций являются:
- возрастание роли Мирового океана в решении различными государствами и военно-политическими блоками важнейших для них задач в политической, военно-стратегической, социальной, научной, культурной или других сферах;
- обострение конкуренции между развитыми странами мира за доступ к ресурсам Мирового океана и стремление к контролю за его стратегически важными районами и зонами;
- усиление влияния военно-морского потенциала государств, в том числе ядерного, на соотношение сил в мире, сохранение стратегической стабильности, ход и исход войн и вооруженных конфликтов;
- углубление мировой интеграции и международного разделения труда на мировом рынке морских товаров и услуг.
Защита своих интересов есть объективная закономерность, значение которой возрастает в современных условиях. С нашей точки зрения, это обусловлено тем, что события последнего десятилетия резко изменили геополитическую расстановку сил в области мировой морской деятельности, крайне негативно повлияли на морской потенциал Российской Федерации, его экономическую и военную составляющие, прежде всего транспортный, промысловый, военно-морской и научно-исследовательский флоты, науку об океане, различные отрасли промышленности, систему базирования и терминалов, кадры ученых, конструкторов, инженеров, техников и, тем более, моряков с их многообразными и уникальными специальностями.
Существенно сократилось число наиболее важных для морского судоходства и, следовательно, экономики страны выходов к морю, особенно балтийских – самых коротких и дешевых для связи со странами Западной Европы. Транспортные возможности России на Черном море сократились более чем вдвое. Около 50%портовооприбрежной инфраструктуры осталось в других странах СНГ.
Почти 40% внешнеторговых морских перевозок обслуживают порты Балтии и Украины. Доля российских экспортно-импортных грузов в общем объеме морского транзита через Прибалтику составляет 70-80%. Доходы этих стран от выполнения такой работы превышают 30% их валового национального продукта, потери России – более 2 млрд дол. США ежегодно. Особенно это сказывается на Военно-Морском Флоте, который единственный способен реально обеспечить и защитить наши интересы в Мировом океане. Резко, почти в четыре раза, сократился боевой корабельный состав, возросли сложности с судоремонтом, нарастает процесс старения флота, хроническое недофинансирование ВМФ отражается, прежде всего, на постройке новых кораблей.
Одним из важнейших национальных интересов России являлся и является свободный доступ к морским и океанским коммуникациям, обеспеченный соответствующей инфраструктурой на побережье прилегающих морей, особенно незамерзающих, международными правовыми нормами, фиксирующими свободу и безопасность мореплавания, наличием соответствующего торгового и военно-морского флота, способного при необходимости демонстрацией или применением силы пресечь попытки нарушить свободу мореплавания.
Не менее важным компонентом национальных интересов России является возможность ведения всех других видов морского хозяйства, перечисленных выше. К национальным интересам, безусловно, относится и обеспечение безопасности страны от нанесения ударов с моря по наземным объектам и от военного вторжения на территорию государства со стороны моря.
В Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г. национальные интересы РФ в Мировом океане представлены в концентрированном виде как:
- незыблемость суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, а также на воздушное пространство над ними, на дно и недра;
- обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских и научных исследований, защиты и сохранения морской среды;
- свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать кабели и трубопроводы;
– охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнений морской среды, обеспечение контроля за функционированием жизненно-важных морских коммуникаций, создание условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением Российской Федерации, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом.
В современных условиях приоритет в обеспечении этих интересов должен отдаваться невоенным методам, развитию взаимовыгодного международного экономического и другого сотрудничества, активным и современным дипломатическим акциям, инициативам в переговорном процессе с целью сокращения военно-морских сил и военного противостояния в Мировом океане, другим мерам, которые в совокупности позволяют, не поступаясь своими интересами, значительно снизить военные угрозы государству с морских направлений. Однако нигде в мире эта проблема еще не решается только невоенными методами, что вынуждает государство создавать военно-морские силы как средство сдерживания агрессии, а при необходимости – пресечения ее.
Степень достижения и реализации национальных интересов России в Мировом океане зависит от проводимой государством политики по созданию и поддержанию соответствующего морского потенциала государства, соответствия интересов на данном историческом этапе объективно существующим национальным интересам.
Под морским потенциалом государства будем понимать его структуры, обеспечивающие в своей совокупности реализацию национальных интересов в Мировом океане. Основу морского потенциала РФ составляют:
- гражданский морской флот (в том числе торговый, промысловый, ледокольный, гидрографический, научно-исследовательский, поисково-спасательный, дноуглубительный, учебно-производственный);
- прибрежно-портовая морская (речная) инфраструктура, в том числе за рубежом;
- навигационно-гидрографические, гидрометеорологические системы, системы связи и другие, обеспечивающие морскую деятельность Российской Федерации;
- система учебных заведений для подготовки специалистов морского профиля, профессионально подготовленные кадры;
- Военно-Морской Флот;
- органы Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Военная часть морского потенциала, предназначенная для непосредственного решения задач обороны страны и безопасности государства в Мировом океане, составляет военно-морской потенциал Российской Федерации.
Государственные интересы Российской Федерации в Мировом океане на сегодняшний день сформулированы в «Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г.» (утверждены Указом Президента РФ от 4 марта 2000 г.).
Они предусматривают:
а) в политической сфере:
- обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к ресурсам и пространствам Мирового океана, исключение дискриминационных действий в отношении ее или ее союзников со стороны отдельных государств или военно-политических блоков;
- недопущение доминирования каких-либо государств или военно-политических блоков в пространствах Мирового океана, имеющих важное значение для реализации государственных интересов Российской Федерации, особенно в прилегающих морях;
- урегулирование на выгодных для страны условиях имеющихся политических и международно-правовых проблем использования Мирового океана;
- консолидацию усилий государств на мирном освоении и использовании Мирового океана;
б) в экономической сфере:
- освоение и рациональное использование природных ресурсов Мирового океана в целях социально-экономического развития страны;
- формирование и обеспечение эффективного функционирования морских (речных) транспортных коммуникаций – обеспечение выгодных для РФ условий участия в международном разделении труда на рынке товаров и услуг;
- поддержание необходимого научно-технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего военно-морскую деятельность.
Собственно военные интересы Российской Федерации в Мировом океане имеют целью обеспечение гарантированной защиты всего спектра ее государственных интересов в Мировом океане.
К критериям оценки степени реализации национальных и государственных интересов можно отнести выгоду, упущенную выгоду и ущерб. Под выгодой предлагается понимать материальные, информационные и духовные ценности, которые приобретают государство, общество и личность, осуществляя деятельность в Мировом океане. Следовательно, упущенной явится потенциальная выгода, которая могла бы быть, но не получена, так сказать, по собственной вине, то есть в результате непродуманной деятельности, бесхозяйственности, несвоевременных действий или бездеятельности.
Ущербом явится уменьшение возможной выгоды, происшедшее в результате противоправных действий других государств, различных организаций, должностных и частных лиц.
Разнообразие и масштабность деятельности по реализации национальных интересов России в Мировом океане требуют координации усилий всех субъектов этой деятельности и соответствующего финансирования со стороны государства. Фактически же за последнее десятилетие происходит вынужденное и неорганизованное свертывание работ в Мировом океане. В то же время, например, в США с 1966 г. функционирует Национальный совет по морским ресурсам и развитию техники при президенте, возглавляемый вице-президентом. В Японии создан Межведомственный комитет по морской науке и технике, во Франции – Национальный центр океанографических исследований.
Определенный шаг в этом направлении сделан и в России. В январе 1997 г. разработана и одобрена Указом Президента РФ Концепция федеральной целевой программы «Мировой океан», а в августе 1998 г. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Мировой океан». В Программе предусмотрены следующие направления работ:
- международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов;
- торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий;
- исследование природы Мирового океана;
- военно-стратегические интересы России в Мировом океане;
- минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики;
- создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана;
- использование биологических ресурсов Мирового океана;
- транспортные коммуникации России в Мировом океане;
- освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики;
- создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане;
- гуманитарные вопросы.
Как указывается в Программе, ее выполнение должно обеспечить повышение обороноспособности государства на морских рубежах, укрепить экономический и сырьевой потенциал, улучшить снабжение населения продуктами питания, его информированность и защиту от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане.
Мировой океан становится центром пересечения интересов практически всех государств планеты. Если начало ХХ в. характеризовалось ожесточенной борьбой за передел колониальных владений на суше, то с большой вероятностью можно предположить, что первая половина ХXI в. пройдет под знаком не менее ожесточенного дележа акватории и дна Мирового океана.
Столкновение интересов различных государств, изменение геополитической ситуации в мире приводят к возникновению угроз этим интересам.
Такие угрозы существуют и для интересов России в Мировом океане. К основным из них можно отнести следующие:
- угрозы, связанные с преднамеренным нарушением действующих норм международного права, которые в отдельных публикациях называются «дискриминационным» видом угроз. Эти угрозы, на наш взгляд, с одной стороны, являются традиционными, с другой – появились в связи с новым геополитическим положением России, ослаблением военно-морской деятельности, стремлением к глобализации и т.д.;
- угрозы, проистекающие от отсутствия в международном праве норм по целому ряду существующих спорных проблем. Условно их можно назвать угрозами от международной правовой неопределенности или – от международного правового вакуума;
- военные угрозы.
Проявлением дискриминационного вида угроз являются:
- несанкционированное извлечение природных ресурсов из вод и со дна морей, находящихся под юрисдикцией России;
- несанкционированное проникновение в территориальные воды РФ;
- ограничение возможности выхода Российской Федерации к ресурсам и пространствам Мирового океана, особенно в Балтийском и Черном морях;
- экономическое, политическое и международно-правовое давление на Россию с целью ограничения ее морской деятельности; препятствование свободе судоходства в открытом море и законные действия в отношении экипажей судов, пассажиров и их имущества;
- нарушения норм экологической безопасности, создающие угрозу жизни людей и безопасности плавания; другие аналогичные действия.
Список использованных источников.
1. Козлов С.В. Военно-Морской Флот и обеспечение национальных интересов России в мировом океане // Управленческое консультирование. – 2006. – №2(22). – С. 52-73.