185 лет стихотворению «Бородино» М.Ю. Лермонтова: история создания, замысел - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

185 лет стихотворению «Бородино» М.Ю. Лермонтова: история создания, замысел

Копьев Г.С. 1, Короткова С.Л. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. 15 октября 1814 г. родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым – ему не исполнилось еще и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».

В 1837 г. исполнялась 25-я годовщина Бородинского сражения, и М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино» о мужестве, отваге, стойкости русских солдат-богатырей, грудью защитивших свою родину.

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалеку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 7 сентября 1812 г. произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец - император Наполеон I.

Бородино – одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба – судьба народов России. Бородино – самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 г. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского общества. Бородино – великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М.Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения.

О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности»...

Историко-литературные условия появления стихотворения «Бородино». 7 сентября (26 августа – по ст. стилю) 1812 г. состоялось одно из самых известных сражений в российской историографии – Бородинская битва. Сражение в каком-то смысле парадоксальное: его итоги и в России, и во Франции считают победой.

И вот почему: обе стороны понесли огромные потери, но, несмотря на это, Кутузов не смог остановить наступление на Москву, а Наполеон не сумел разгромить русскую армию – более того, после Бородинского сражения ее моральных дух лишь окреп, и это стало прологом к дальнейшему триумфальному шествию русского войска на Париж.

Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. состоялось неподалеку от Можайска – в 124 км от Москвы.

Принимая решение о сражении, русский главнокомандующий генерал от инфантерии светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов учитывал и требования Александра I, и настроения в армии, доселе лишь отступавшей и жаждавшей, наконец, дать бой неприятелю, но, главное, он понимал: отдать Москву французам без боя недопустимо.

Впрочем, стоит отметить, что стратегия постоянного отступления, которой придерживался в начале войны Барклай-де-Толли и за что он подвергался жесткой критике, принесла свои плоды: если изначально речь шла о 600-тысячном войске неприятеля, троекратно превосходящего силы русской армии, то до Бородино дошло 135-тысячное французское войско. Во-первых, французам нужно было оставаться и закрепляться на захваченных территориях, ну, а во-вторых, русские просторы, партизанская война и болезни, все же, несколько ослабили армию неприятеля. Таким образом, к моменту Бородинского сражения силы были почти равны: русская армия насчитывала в своем составе ок. 150 тыс. человек против уже упомянутых 135 тыс. в составе «Великой армии» Наполеона.

Для сражения нужно было выбрать подходящее место – поле, которое вместило бы огромное войско и позволило совершать маневры, а также обладало природными препятствиями. Кроме того, важно было расположить войска и укрепления так, чтобы перекрыть дороги, ведущие в Москву. Такое поле было найдено близ села Бородино, от которого сражение и получило свое название, хотя, впрочем, во французских источниках название битвы, опять-таки, другое: сражение называется Битвой на Москве-реке.

Русская армия была выстроена тремя линиями с возможностью перегруппировки: первую составляли пехотные корпуса, вторую – кавалерия, а третью – резервные силы. По всему фронту, протяженностью 8 километров, была распределена артиллерия.

Первый удар был нанесен французской армией на рассвете, между 5 и 6 часами, 7 сентября 1812 г. – он начался с артиллерийских залпов неприятеля и атакой на село Бородино. Французы оттеснили русские войска за реку Колоча и, вдохновленные успехом, ринулись на противоположный берег, переправиться на который им не позволили русские войска.

Как показали дальнейшие события, это был отвлекающий маневр: главные силы французы сосредоточили против Семеновских флешей. Атака началась ближе к 6 часам утра, параллельно неприятель обрушился и на батарею Раевского.

«Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришел нас атаковать», – писал Кутузов в своих воспоминаниях.

Сражение под Бородино стало самым кровопролитным в военной истории того времени. По приблизительным оценкам, русская армия потеряла в нем до 50 тысяч человек, а французы – более 35 тыс. человек: то есть примерно треть состава армии с каждой стороны. Кроме того, сражение повлекло и большие потери в командном составе: в русской армии были убиты и смертельно ранены четверо, а ранены и контужены 23 генерала. А в «Великой армии» французов убиты 12 генералов, кроме того, были ранены один маршал и 38 генералов. Отсюда и другое название Бородинского сражения – «Битва генералов”.

Литературные произведения той эпохи, связанные с Бородинским сражением.

Федор Глинка. «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою».

Офицер Федор Глинка участвовал во многих военных кампаниях Российской империи начала XIX века. В своих воспоминаниях он описывал Бородинское сражение как одну из решающих битв Отечественной войны 1812 г. Накануне боя и солдаты, и офицеры рано легли спать. Вечером по традиции раздавали водку, но пить никто не стал. «Все ожидали боя решительного. Офицеры надели с вечера чистое белье; солдаты, сберегшие про случай по белой рубашке, сделали то же. Эти приготовления были не на пир!» – вспоминал Глинка о Бородинской битве.

Позже Федор Глинка много писал о войне и Бородинском сражении. Еще в полку он слушал солдатские песни и старался стилизовать свои произведения под фольклор. Стихи Глинки, положенные на музыку, стали любимыми полковыми песнями.

«Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою» была опубликована в «Журнале древней и новой словесности». В ней Федор Глинка описывает Бородино не как место сражения, а как «поле чести». В «Песни» каждый воин становится частью целого, частью всеобъемлющего «мы». Позже этот прием будут использовать многие писатели, в т.ч. и Михаил Лермонтов в поэме «Бородино».

Славян сыны! Войны сыны!

Не выдадим Москвы!

Спасем мы честь родной страны,

Иль сложим здесь главы!..

<…>

Тебе, наш край, тебе, наш Царь,

Готовы жизнь принесть:

Спасем твой трон, спасем алтарь,

Отечество и честь!

Федор Глинка

Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы».

Надежда Дурова с детства предпочитала верховую езду и военные игры рукоделию и спокойным прогулкам. В 23 года она оставила семью и, переодевшись в мужское платье, направилась в действующую армию. Хрупкую фигуру Дурова скрывала под казачьим мундиром, а женский характер скрыть было сложнее: над скромностью молодого гусара сослуживцы часто подшучивали. «Кавалерист-девицу» родственники вычислили по одному из писем. Они требовали, чтобы Дурова вернулась домой. Об этой истории узнал Александр I и вызвал Надежду Дурову в Петербург. На личной аудиенции император разрешил ей остаться в армии под мужским именем с условием: «И будете называться по моему имени – Александровым! Не сомневаюсь, что вы сделаетесь достойною этой чести отличностию вашего поведения и поступков».

В Отечественную войну Надежда Дурова командовала полуэскадроном – у нее в подчинении было ок. 60 всадников. Она участвовала в битве под Смоленском и в Бородинском сражении.

«Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолкного рева обеих артиллерий. Ружейные пули, которые свистали, визжали, шикали и, как град, осыпали нас, не обращали на себя ничьего внимания; даже и тех, кого ранили, и они не слыхали их: до них ли было нам!..»

В Бородинском сражении Надежда Дурова получила закрытую травму ноги. Ее отправили в полевой госпиталь, но нога не кровоточила, и Дурова решила, что не ранена. От острой боли она начала терять сознание и только тогда покинула поле битвы. Из госпиталя Дурову отправили на лечение в Сарапул.

После войны Надежда Дурова поселилась в родительском поместье и «с тоски» начала писать мемуары. Они попали к Александру Пушкину, и поэт опубликовал записи в своем журнале «Современник».

Позже первые две части «Записок кавалерист-девицы» были изданы отдельно. Спустя три года Надежда Дурова опубликовала продолжение. Успех у читателей и критиков вдохновил писательницу, она стала сочинять повести и романы. В 1840 г. вышло собрание ее сочинений в четырех томах.

Денис Давыдов. «Бородинское поле».

Дениса Давыдова перевели в гусарский полк из гвардии – по одной из версий, за сатирические стихи в адрес начальства. Подобный перевод считался серьезным наказанием, однако молодому гусару новое место службы понравилось. В полку он подружился с поручиком Бурцевым, они устраивали пирушки и гулянья. Давыдов стал писать «зачашные песни» о веселой гусарской жизни.

Позже «певец-воин» стал адъютантом Петра Багратиона. За 5 дней до сражения Давыдов предложил Багратиону создать особую партизанскую группу, которая будет отбирать у французов обозы с провиантом и создавать помехи на пути вражеской армии. Давыдов стал командиром нового «летучего отряда». Легенды о его храбрости ходили не только в России, но и в Европе.

В 1829 г., в перерыв между несколькими военными кампаниями, Денис Давыдов написал элегию «Бородинское поле». В это время он жил в поместье, тоскуя по своим полковым товарищам. В патетичном стихотворении поэт вспоминал сражения, военачальников и погибших друзей.

«Простри мне длань свою, Раевский, мой герой?

Ермолов! я лечу – веди меня, я твой:

О, обреченный быть побед любимым сыном,

Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю… Нет отзыва! С полей

Умчался брани дым, не слышен стук мечей,

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,

Завидую костям соратника иль друга».

Денис Давыдов.

Исторические оценки причин победы русской армии в Бородинском сражении. Покажем некоторые точки зрения на исход Бородинского сражения. Важно отметить тенденции, по которым будут разделены мнения историков

Первая – признание победы за французской армией.

Вторая – признание победы за русскими войсками.

Третья – ничья.

Французский историк Ж. Мишле отмечает, что победу одержал Наполеон, но не смог ее в полной мере воспользоваться, причиной этому служит болезнь Наполеона: «Наполеон, который так сильно желал большого сражения, думая, что оно положит Россию к ногам его, выказал себя перед Москвой колеблющимся, нерешительным, как отзываются все историки. Он был немного болен... Победа его была неполная, он очень мало воспользовался ею, не преследовал сильно ослабленных русских... Русские ушли и потом подкрепили свои войска и привели их В боевой порядок. Наполеон, следуя рутинной системе своей, воображал, будто выиграл все, взяв столицу».

Схожей с Ж. Мишле точки зрения придерживался А.А. Васильев: «Для меня здесь нет вопроса. Конечно, это была победа Наполеона, тактическая победа «по очкам»... То, что французы не разгромили русскую армию при Бородине, – неудивительно. При том соотношении сил, какое сложилось перед сражением, Наполеон вряд ли мог рассчитывать на какой-либо иной результат. Его войска ценой огромных усилий сумели отбросить русскую армию с ее первоначальной позиции, захватить большинство полевых укреплений противника и причинить последнему тяжелые потери. Но у них не было сил для широкого маневрирования, для обхода или окружения армии Кутузова. Кроме того, Наполеон прекрасно знал стойкость русских солдат. Все вышесказанное не умаляет доблести и самоотверженной стойкости русских солдат и офицеров, проявленных ими при Бородине. Вряд ли какая-либо другая армия, кроме русской смогла бы выдержать такой страшный артиллерийский огонь, такой мощный натиск и при этом не дрогнуть». Получается, что Наполеону не удалось разгромить русскую армию лишь потому, что солдаты русские обладают доблестью и стойкостью.

Что касается второй тенденции, то можно отметить мнение М.Н. Покровского: «Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской».

Н.А. Троицкий указывает на то, что русские одержали победу, но с небольшой оговоркой: «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции... после чего русские отступили с поля сражения, а затем и оставили Москву. Но все же главную свою задачу – разгромить русскую армию – Наполеон при Бородине не решил. Более того, Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней былую уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Не в материальном, а в моральном и даже в политическом отношении, (если учитывать последующий ход войны) Бородино – победа России».

Исследователь П.А. Жилин пишет о том, что ни французская, ни русская сторона не смогли одержать победы: «Бородинское сражение – генеральное сражение войны 1812 г. Но оно не дало ярко выраженного успеха, ни той, ни другой стороне. Бородинская битва ознаменовала собой кризис наполеоновской стратегии генерального сражения. На Бородинском поле впервые с особой силой выявилась несостоятельность наполеоновской теории достижения победы в одном генеральном сражении, которая стала своего рода «рецептом победы»».

Этой же точки зрения придерживается Б.С. Абалихин, но уже называет другую причину неспособности Наполеона одержать утвердительную победу над русскими – боевой дух и настрой русских солдат: «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачу отстоять Москву. Наполеон прекрасно понимал ситуацию, видел то ожесточение, с каким сражались солдаты русской армии, поэтому он и не ввел в сражение свою гвардию».

Как мы видим, мнения историков далеко неоднозначны. Честно говоря, тяжело согласиться или опровергнуть ту или иную концепцию.

Если основываться на оценках современных историков, то с одной стороны, Бородинское сражение закончилось ничьей, ведь ни Наполеон, ни Кутузов не добились своих главных целей. Французский император собирался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир, Кутузов же ставил задачей отстоять Москву.

С другой стороны, можно предположить, что Наполеон выиграл сражение, поскольку он занял все основные позиции, оборонявшиеся русской армией, после чего русские отступили, а затем и оставили Москву.

Также, можно расценивать столкновение русской и французской армий при Бородино, как победу русской армии, совершившей после сражения блестящий Тарутинский манёвр, который позволил оторваться от французов и разбить лагерь в Тарутино. Стоит отметить, что в самой же Москве, опустошенной сильными пожарами, отсиживаться не было смысла: во-первых, надвигалась зима, во-вторых, продовольствие и резервы поступали в голодную Москву с большим трудом – развернувшаяся партизанская война со стороны русского народа нарушала французские коммуникации.

Патриотическая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова. Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а является неотъемлемой частью его жизни. Лермонтов очень тяжело воспринимает страдание русского народа, и эти переживания становятся укором России. В стихотворении 1828 год «Жалобы турка» поэт обращается к рассказам о жизни и судьбе людей своей страны:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек о рабства и цепей!

В стихотворении «Родина» Лермонтов размышляет о своем отношении к отчизне. В первых же строчках поэт говорит о «странностях» этой любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Так почему же любовь Лермонтова к России – «странная»? Он привязан к иному лицу родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Это действительно высокое чувство, и «рассудок» его «не победит».

В стихотворении создан живой поэтический образ родины, основное содержание, наполнение которого – русская природа и народная жизнь. Здесь возникает образ русской деревни, дорогой Лермонтову. Для него родина – в жизни народа, в его простом быту.

Разнообразные детали этого быта: «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…», – поэт перебирает в памяти с «отрадой» и любовью.

В стихотворении «Родина» русская деревня – поэтическое воплощение отчизны. Именно в этом стихотворении отчетливо прослеживается крестьянская тема. Лермонтов сочувственно относится к крестьянству.

Здесь есть оттенок грусти, на который точнее всего указывает эпитет: «печальных деревень». Но здесь нет «мировой скорби», и этот оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением.

Стихотворением «Родина» Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма.

Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о «славе, купленной кровью» и «заветных преданиях» «темной старины».

Лермонтов всегда находился в поиске сильного национального характера, умеющего по-настоящему любить родную землю. Поэтому стихотворение Бородино занимает особое место в творчестве Лермонтова, в нем присутствует своеобразный диалог прошлого и настоящего. Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 г., осуждает молодое поколение: «Богатыри – не вы!». Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену.

Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.

Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву». Ведь Москва для них неотделима от Родины.

В современности же поэт видит скорее больше недостатков своей родины. Это рождает временную неприязнь своей страны, желание покинуть ее:

Прощай немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Таким образом, отношение Лермонтова к родине весьма неоднозначно. Он не любит Россию официальную, крепостническую. Поэту ближе простота деревенских просторов и «пляска пьяных мужичков».

Хотя Лермонтов и видит все недостатки своей страны, но любовь его к ней не уменьшается. Ведь у России такое героическое прошлое, что можно надеяться на «просветленное будущее».

Биографические сведения о данном периоде творчества поэта. Paccмaтpивaя литepaтypный пyть пиcaтeля, мoжнo выдeлить тpи нaибoлee xapaктepныx пepиoдa eгo cтaнoвлeния:

1. Koн. 20-x – нaч. 30-x гг. – юнoшecкий пepиoд интeнcивнoгo нaкoплeния твopчecкиx импyльcoв, coeдинeния aктивныx жизнeнныx нaчaл c интepecoм к тeopeтичecким знaниям и caмoпoзнaнию.

2. 1832–1836 гг. – cтpeмлeниe к «дeйcтвoвaнию» в пpaктикe жизни и в пoиcкax нoвoгo xyдoжecтвeннoгo мeтoдa.

3. 1837–1841 гг. – гoды зpeлoгo литepaтypнoгo твopчecтвa, coздaниe пoэтичecкиx шeдeвpoв и пpoзы, cтoящeй y иcтoкoв нoвoгo xyдoжecтвeннoгo нaпpaвлeния в pyccкoй литepaтype — пcиxoлoгичecкoгo peaлизмa.

Пepиoд твopчecкoй зpeлocти Лepмoнтoвa oткpывaeтcя cтиxoтвopeниeм «Бopoдинo», нaпиcaнным в янвape 1837 г. и пocвящeнным peшaющeмy мoмeнтy Oтeчecтвeннoй вoйны 1812 г. – Бopoдинcкoй битвe. B oтличиe oт paннeгo cтиxoтвopeния нa тy жe тeмy («Пoлe Бopoдинa», 1831) в «Бopoдинe» oтлилиcь в зaкoнчeнныe фopмы зpeлaя иcтopичecкaя мыcль, ocтpoe чyвcтвo нaциoнaльнoгo caмocoзнaния и cвoбoдный бaллaдный cтиx.

3aщитa Mocквы кaк cepдцa poдины пpeдcтaвляeт coбoй cюжeтный и эмoциoнaльный цeнтp пoвecтвoвaния. Этa тeмa, пoлyчившaя гeниaльнoe вoплoщeниe в дyшeвныx cтиxax Лepмoнтoвa, никoгo нe ocтaвлялa paвнoдyшным. Boт пoчeмy «Бopoдинo» быcтpo cтaлo oдним из caмыx извecтныx, caмыx pacпpocтpaнeнныx пpoизвeдeний pyccкoй лиpики, нaxoдившиx oтзвyк paвнo и в бapcкoй ycaдьбe, гдe чтилиcь пaтpиoтичecкиe тpaдиции, и в нapoднoй cpeдe.

Cтиxoтвopeниe зayчивaлocь нaизycть и cтapым и мaлым, кaк oб этoм cвидeтeльcтвyют мнoгиe мeмyapныe иcтoчники, oнo пpoниклo нa cтpaницы нecкoлькиx xpecтoмaтий, звyчaлo co cцeны, пoвлиялo нa paзвитиe дeмoкpaтичecкoгo нaпpaвлeния oтeчecтвeннoй пoэзии, cтaв xyдoжecтвeнным oбpaзцoм для пocлeдyющиx пpoизвeдeний, пocвящeнныx зaщитe Mocквы, вoccoздaнию aтмocфepы нapoднoй вoйны вooбщe.

Bплoть дo нaшeгo вpeмeни дoжили тpaдиции «Бopoдинa», cвoeoбpaзнo пpeлoмившиcь в coвeтcкoй пoэзии эпoxи Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны (нaпpимep, в «Bacилии Tepкинe» A.T. Tвapдoвcкoгo).

Xyдoжecтвeнным oткpытиeм Лepмoнтoвa в «Бopoдинe» былa зaмeнa aвтopcкoгo пoвecтвoвaния cкaзoм бывaлoгo coлдaтa. B этoм ocвeщeнии иcтopичecкиe coбытия пpиoбpeтaли зpимyю дocтoвepнocть, a иx oцeнкa пoлyчaлa знaчeниe oцeнки нapoднoй. Hapoд кaк движyщaя cилa иcтopии и пaтpиoтизм кaк cилa, oбъeдиняющaя нaцию в нecoкpyшимый мoнoлит, — тaкoвa пoэтичecкaя идeя «Бopoдинa», пocлyжившaя, пo coбcтвeннoмy пpизнaнию Л. Toлcтoгo, зepнoм для «Boйны и миpa».

Hapoднocтью идeйнoй пoзиции «Бopoдинa» oпpeдeляeтcя и eгo втopoй плaн – «жaлoбa» нa coвpeмeннoe, дpeмлющee в бeздeйcтвии пoкoлeниe. Бeлинcкий, oтмeтив блaгopoднyю пpocтoтy и бeзыcкyccтвeннocть нapoднoгo языкa, вo мнoгoм oбycлoвившиx выcoкyю пoэзию «Бopoдинa», пoдчepкнyл и aктyaльнocть «бoгaтыpcкoй» тeмы для пиcaтeля, иcкaвшeгo иcтинныx гepoeв вpeмeни.

Двyплaнoвocть зaдaчи пoлyчилa oтpaжeниe и в языкe. Coбcтвeннo нapoдным, paзгoвopным peчeниям, идиoмaм («У нaшиx yшки нa мaкyшкe!», «Уж мы пoйдeм лoмить cтeнoю» и дp.) в тeкcтe coпyтcтвyют peчeния выcoкoгo лиpичecкoгo cтpoя, нaпoминaющиe oб aвтope («И вoт нa пoлe гpoзнoй ceчи Hoчнaя пaлa тeнь», «Извeдaл вpaг в тoт дeнь нeмaлo, Чтo знaчит pyccкий бoй yдaлый» и дp.).

Бaтaльнaя лиpикa, пpeдcтaвляющaя в пoэзии Лepмoнтoвa caмocтoятeльнyю линию, нe былa oднopoднa. Haзвaннoe вышe «Пoлe Бopoдинa» мaлo oтличaлocь oт тpaдициoннoй oды вo cлaвy pyccкoгo opyжия. B «Бopoдинe» coeдинилиcь элeмeнты cкaзa, бaллaды, oды, лиpичecкoгo мoнoлoгa, знaчитeльнo пoвыcившиe выpaзитeльныe вoзмoжнocти cтиxoтвopeния, opиeнтиpoвaннoгo нe тoлькo нa пpoшлoe, нo и нa coвpeмeннocть.

B нaпиcaннoм чepeз нecкoлькo лeт cтиxoтвopeнии «Baлepик» (1840) пoлyчилo paзвитиe филocoфcкoe нaчaлo бaтaльнoй лиpики Лepмoнтoвa – пcиxoлoгичecкий и гyмaниcтичecкий acпeкт в ocвeщeнии вoйны. Ecть и в «Бopoдинe» тaкaя нoтa – coпyтcтвyющaя гepoичecкoй тoнaльнocти пeчaль o жepтвax вoйны: «Pyкa бoйцoв кoлoть ycтaлa, И ядpaм пpoлeтaть мeшaлa Гopa кpoвaвыx тeл...», «Toгдa cчитaть мы cтaли paны, Toвapищeй cчитaть».

Ho мoтив нeпpиятия бecчeлoвeчнoй жecтoкocти вoйн пoлyчил для пoэтa иcтopичecкoe oпpaвдaниe тoлькo в oтнoшeнии к coвpeмeннoй, xopoшo eмy извecтнoй вoйнe нa Kaвкaзe: «Ho в этиx cшибкax yдaлыx 3aбaвы мнoгo, тoлкy мaлo».

Пoд впeчaтлeниeм oднoгo из кpoвaвыx и бeccмыcлeнныx cpaжeний нa peкe Baлepик («peчкa cмepти» в пepeвoдe нa pyccкий) пoэт coздaeт cтиxoтвopeниe – в видe пocлaния к дpyгy, гдe c peaлиcтичecкoйтpeзвocтью взглядa oпиcывaeт cypoвыe пoдpoбнocти cxвaтки pyccкoгo oтpядa c гopцaми. Ocвeщeниe coбытий пocтaвлeнo в филocoфcкyю cвязь c пpoблeмaми жизни и cмepти чeлoвeкa, миpa и вpaжды нa зeмлe.

B oтличиe oт «Бopoдинa», гдe дeйcтвyют зaщитники Mocквы, pyccкoe вoинcтвo, нapoднaя мacca, – в «Baлepикe» выдeлeнa cyдьбa чeлoвeчecкaя. Чepeз вocпpиятиe лиpичecкoгo гepoя ocвeщaeтcя cмepть кaпитaнa, cyдьбa coлдaтa, ycтaвшeгo oт «дикиx тpeвoг» вoйны. Haд мoгилoй этoгo бeзвecтнoгo coлдaтa cклoнили гoлoвy тoвapищи – и вeчным cтpaжeм cтaл ceдoй Kaзбeк.

Cвoeoбpaзнoй yвepтюpoй к «Baлepикy» c eгo гpycтным пaфocoм жизнeyтвepждeния мoжнo cчитaть cтиxoтвopeниe «Пaмяти A.И. Oдoeвcкoгo» (1839), гдe звyчит тopжecтвeнный peквиeм чeлoвeкy, дeкaбpиcтy, дpyгy пoэтa, yмepшeмy в пoxoднoй вoeннoй пaлaткe. И этy cyдьбy «вeнцoм cepeбpяным» oбъeмлeт Kaвкaз, вoзвeличивaeт вeчный poпoт мopя.

Художественные особенности произведения. Структура стихотворения «Бородино» проста: первая строфа – вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану – участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения. Третья-тринадцатая строфы – это описание битвы. Последняя, четырнадцатая строфа почти точно повторяет вторую строфу.

Стихотворение построено в форме своеобразного диалога поколения Лермонтова с поколением героев войны 1812 г. Интересно раскрывать содержание этого произведения, оценивая при этом использованные поэтом художественные средства языка. Лермонтов часто употребляет восклицательные предложения, которые помогают ему передать чувство гордости и восхищения русской богатырской силой и удалью (« Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»; «Вам не видать таких сражений!»).

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, а также ужасающее количество жертв: «звучал булат»; «картечь визжала»; «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»; «гора кровавых тел», Образные выражения «< Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?») сменяются гиперболой «И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»).

Использованные сравнения помогают нам увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность и тяжесть сражения (французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась – как наши груди).

А вот эпитеты автор выбирает самые обычные, это приближает повествование к народному говору (зимние квартиры; схватки боевые; большое поле; синие верхушки; избитый кивер). Стихотворный размер произведения – разносложный ямб (четырёхстопный ямб чередуется с трёхстопным) – тоже вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.

Автор включил в рассказ солдата просторечные высказывания и фразеологические обороты: «ушки на макушке»; «полковник наш рождён был хватом»; «что толку в этакой безделке?». Но они прекрасно сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «молвил он, сверкнув очами»; «носились знамена, как тени»; «сражён булатом»; «поле грозной сечи».

Так, в стихотворении «Бородино», с одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, а с другой стороны, присутствуют высокий стиль и яркая образность, призванные подчеркнуть особую значимость изображаемых событий. Некоторые строчки из стихотворения стали крылатыми выражениями. Например: «Да, были люди в наше время…». А слова: «Ребята! не Москва ль за нами?» – приобрели особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. В «Бородино» поэт рисует войну справедливую, национальную, освободительную. Это определяет все пропорции изображения и все его краски, целое и детали.

В стихотворении много раз повторяется слово русский: русские штыки, русский бой удалый и т.д. Стихотворение завершается перекличкой второй и четырнадцатой строф, в которых сопоставляются два поколения русских людей: прежних «богатырей », одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова, ничем на них не похожих.

«Бородино » Лермонтова – подлинный шедевр русской поэзии. Оно не только отразило патриотические чувства Михаила Лермонтова, но и стало настоящим гимном русскому народу.

Заключение. Вот уже более двух столетий прошли с того времени, как отгремела Бородинская битва, но память о ней жива до сих пор. Актуальным остается и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое рассказывает об одном из самых известных сражений в отечественной и мировой истории. В чем же секрет «долгожительства» этого произведения?

«Бородино» напоминает читателю о том, какой тернистый путь прошла Родина к независимости и могуществу. Путь этот был усеян человеческими жертвами. Чтобы сохранить Отечество и не совершать ошибок мы должны помнить историю. Каждый человек должен осознавать, что война – это «гора кровавых тел», руины, завывание орудий, слезы и страх. Ничего хорошего для человека это событие не приносит. Нужно избегать кровавых событий, если это возможно. Но если кто-то пытается захватить то, что принадлежит тебе и твоему народу, сдаваться врагу без боя нельзя.

К сожалению, Отечественная война нач. ХIХ в. не стала последней в истории русского народа. В ХХ в. снова пришлось переживать ужасы кровавых событий. Русские еще раз показали, на что способна сила народного духа. Я думаю, что воспоминания о Бородинском сражении тоже имели огромное значение для новых побед. Подвиги участников Бородина стали примеров для воинов, которые защищали наш край и в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Автор стихотворения поднимает вечные проблемы: патриотизма, самопожертвы, силы духа. Сила народа в его любви к родному краю, ее должен воспитывать в себе каждый человек. Стих М. Лермонтова тоже прославляет эту ценность. Иногда людям приходится жертвовать собой ради счастья следующих поколений. Поэт показывает пример такой самопожертвы, доказывая, что, Отечество нужно защищать даже ценой собственной жизни.

Как высшую ценность поэт также подает ощущение единства с народом. Не зря лирический герой произведения часто ведет речь от первого числа множественного лица. Умение горой стоять друг за друга – секрет могущества.

Старый солдат, которого в стихотворении собеседник называет «дядей», говорит о том, что нынешнее поколение не сравнится с участниками Бородинской битвы, ведь те были настоящими богатырями. И эти слова проговариваются совсем не с тем, чтобы оскорбить молодых людей. Ветеран Отечественной войны боится, что поднятая во время Бородино сила духа со временем ослабнет. А это значит, что его дети и внуки могут стать легкой добычей. Вот еще один аргумент в пользу актуальности стихотворения «Бородино». Мы всегда должны помнить слова дяди, стремиться быть «богатырями», а не пассивным поколением.

Таким образом, секрет актуальности стиха М.Ю. Лермонтова «Бородино» прост. В нескольких строфах поэт сохранил память о великой духовной победе, которая стала примером не только для современников, но и для потомков. Стихотворение не дает забыть о вечных ценностях, которые помогают народу сохранять свободу и могущество. Произведение – один из родников, которые питают народную силу духа, патриотизм. Его можно сравнить с ветерком, который не дает погаснуть пламени народной любви.

Список использованных источников.

1. Ивченко Л.Л. Бородинское сражение. История русской версии событий. – М., 2009.

2. Бескровный Л.Г. Отечественная война 1812 года. – М., 1968.

3. Лубченков Ю. Война 1812 года. – М., 1998.

4. Героические страницы нашей истории [Электронный ресурс] // Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска. – Режим доступа: http://www.childlib.ru/dep-resourses/hero-pages-1812-0-main.htm, свободный.

5. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0_1812_%E3%EE%E4%E0, свободный.

6. Отечественная война 1812 года [Электронный ресурс] / Сайт. – Режим доступа: http://www.patrio.ru/index.htm, свободный.

7. Белинский В.Г. Собр. соч. – М., 1978.

8. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. – М., 1940.

9. Егоров Б.Ф. Структурализм. Русская поэзия. Воспоминания. – М., 2001.

10. Коровин В.И. Лирика. // Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А. Мануйлов. – М., 1981.

11. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., 1964.

Просмотров работы: 1874