Развитие социальных навыков инвалидов в условиях реабилитационного центра - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие социальных навыков инвалидов в условиях реабилитационного центра

Плаксина А.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы заключается в том, что необходимо подготавливать инвалидов к интеграции в социальную жизнь, расширению границ доступного им мира, приобщение к ценностям мировой цивилизации.

Реабилитационный центр для инвалидов - многопрофильное учреждение. Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная реабилитация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных и приобретение профессиональных навыков.

Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационным центром Министерства социальной защиты населения Российской Федерации при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции.

В реабилитационных центрах воспитываются дети с отклонениями в развитии. Среди них имеются дети с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития, дети с церебральным параличом, с аутизмом, дети с эмоциональным нарушением, дети олигофрены, дети-психопаты, дети с астеническими состояниями, с различными нарушениями слуха и речи. Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей больных оказывает положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития[2].

Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.06 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» к детям с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью. Определяют ребенка с ОВЗ, когда психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) устанавливает, что:

• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;

• ребенку необходимо создать специальные условия получения образования.

При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И, наоборот, ребенок - инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ [6].

Как показывает практика, зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья:

• не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

• у них не хватает самостоятельности;

• имеют низкий уровень знаний об окружающей среде;

• имеют специфические потребности в общении;

• не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;

• им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

• неспособны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

• у них не сформированы мотивы и интересы к хозяйственно-бытовой деятельности;

• имеют неструктурированное восприятие социального мира;

• имеют завышенную самооценку.

Именно поэтому особенное место в работе по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья занимает социальная адаптация и помощь в дальнейшей успешной интеграции в общество.

Социальная адаптация - как процесс приспособления индивида к условиям социальной среды является актуальной и важной, так как увеличение численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего общества.

Инвалидность у детей означает ограничение их жизнедеятельности, является причиной социальной дезадаптации, приводящей к нарушению в развитии, затруднению в самообслуживании, обучении и овладении в будущем профессиональными навыкам.

В современных условиях развития общества идет интенсивный процесс поиска новых путей адаптации, социализации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ нормативной базы, знакомство с опытом, изучение литературы позволяют констатировать позитивные изменения, происходящие в процессе реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Но при всем многообразии форм поддержки таких детей существуют и уязвимые направления. Одно из таких направлений – реабилитация. Очень часто при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ работают медицинские работники, специальные психологи, педагоги и другие специалисты, однако процесс реабилитации не проводится одновременно с процессом лечения, адаптации, социализации и т.д. Несмотря на все старания государства, ресурсов для обеспечения помощью каждого нуждающегося не хватает. Мест в государственных реабилитационных центрах гораздо меньше, чем требуется, негосударственный сектор развивается не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. Поэтому инвалидам порой приходится месяцами ждать своей очереди, теряя драгоценное время, - ведь успех реабилитации напрямую зависит от ее своевременности[3].

Система реабилитации инвалидов реализуется в комплексной

деятельности, включающей в себя организационные, экономические,

градостроительные и собственно реабилитационные действия. Она призвана осуществляться всей совокупностью государственных и муниципальных органов, учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер, в сотрудничестве с негосударственными органами. В комплексе таких мероприятий должна лежать базовая реабилитационная программа, разработка которой предусмотрена законодательными актами РФ 1995 года. С позиций системного подхода, к процессу реабилитации предполагается два его составляющих: с одной стороны, восстановление здоровья и возможностей социального функционирования самого человека, с другой – готовность и возможность общества признать жизнеспособность инвалида, обеспечить реализацию его прав на равноправное участие в труде и жизни общества.

Объем и содержание реабилитации инвалидов зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

Реабилитация инвалидов – это активная форма их социальной защиты.

Особое значение здесь имеют меры профилактического, превентивного

характера. По мнению ряда исследователей, такая реабилитация представляет собой целостный многокомпонентный процесс оказания помощи инвалиду, процесс, включающий медицинские, экономические, психологические, социальные, социокультурные и другие компоненты.

Реабилитационный потенциал инвалида, в конечном счете, и определяет

особенности поведения индивида, границы его общественной и социальной деятельности, уровень и характер потребностей.

В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

отмечено, что «…реабилитация инвалидов – система медицинских,

психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма»[5].

Целью реабилитации является восстановление социального статуса

инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная

адаптация. Реабилитационная помощь оказывается различным категориям

населения. Но больше всего в реабилитации нуждаются инвалиды. Она

представляет собой процесс, направленный на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызванных не столько нарушением здоровья со стойкими расстройствами функций организма, сколько созданными обществом социальными барьерами.

Традиционно в науке выделяют следующие виды реабилитации:

- медицинская;

- социальная;

- педагогическая;

- психологическая;

- профессионально-трудовая;

- техническая.

Медицинская реабилитация предусматривает меры лечебно диагностического и восстановительного характера, включает в себя комплекс едицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных, утраченных функций организма, приведших к инвалидности.Социальная реабилитация реализует меры, осуществляемые общество по отношению к инвалиду и его семье с целью достижения максимально полного (с учетом его заболевания и состояния) восстановления социального статуса.

Педагогическая реабилитация включает в себя меры, позволяющие

решать вопросы обучения и всестороннего развития инвалидов.

Психологическая реабилитация определяет меры, позволяющие инвалиду

успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе. Она помогает

принимать и выполнять соответствующие социальные роли, психологически защитить себя, достичь необходимого морально-психологического равновесия.

Профессионально-трудовая реабилитация понимается как система

гарантированных государством мероприятий по профессиональной

ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.

Техническая реабилитация предусматривает использование достижений

научно-технического прогресса для восстановления и (или) компенсаций

анатомической или функциональной неполноценности организма инвалида.

В соответствии с медицинским подходом понимания проблем

инвалидности, широко распространенным на практике, все виды реабилитации рассматриваются как средства восстановления утраченных функций организма, приспособление к условиям окружающей среды. На первое место ставится медицинская реабилитация. В индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалида, которая заполняется бюро медико-социальной экспертизы, первостепенное значение также отводится медицинской реабилитации. Это еще больше ослабляет социальную значимость молодого инвалида, обособляет его от общества, усугубляя его неравный социальный статус. На формирование ограниченных возможностей жизнедеятельности инвалида в равной степени оказывают влияние и заболевание, приведшее к инвалидности, и социальные барьеры, личностные установки, особенности, как самого инвалида, так и окружающей среды[1].

В настоящее время инвалидность как феномен нарушения взаимодействия человека и общества является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения. На данный момент вполне ощутимым процессом стала не только физическая инвалидизация населения, но духовная и социальная. Наиболее уязвленной категорий среди инвалидов являются молодые инвалиды от 18 до 35 лет, они уже не дети, и их образование, если таковое было организовано, завершено, а как специалисты они не востребованы на рынке труда. И если у них был круг общения «себе подобных» (в интернатах, спецшколах и др.), то сегодня многие из них, даже мобильные, лишены в нашем городе пространства для общения и самореализации.Переживание болезни и инвалидности накладывает особый отпечаток на всю личность человека в целом, приводит к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения[4].

Список использованных источников

1.Воронцова М.В. ,Бюндюгова Т.В., Макаров В.Е. ,Моздокова Ю.С.

Социальная реабилитация в социальных службах.Учебно-методическое пособие, 2015-191 с.

2.Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации / Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 105 с.

3.Левина Е.Ю. Казанский педагогический журнал №1, 2020- 225 с.

4.Яурова Я.О.Особенности социокультурной реабилитации молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современной России, 2015- 183 с.

5.Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.// СПС Консультант Плюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.

6.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" // СПС Консультант Плюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/ (дата обращения 24.12.2017)

Просмотров работы: 166