В настоящее время актуальна необходимость оценки удовлетворенности студентов-выпускников организацией обучения. Обучение студента в высшем учебном заведении вносит несколько изменений на личном, когнитивном, профессиональном, эмоциональном и социальном уровнях, а также вызывает ряд ожиданий в отношении курса бакалавриата. Таким образом, бакалавриат становится учебной средой для студентов, способной положительно илиотрицательно влиять на их развитие в академическом и профессиональном будущем.
В результате теоретического анализа проблемы организации обучения в ВУЗе было выявлено, что основным документом, который регулирует деятельность высшего учебного заведения, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Уже на его основании были изданы приказы Минобрнауки РФ, которые утверждают порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.
В системе высшего образования РФ особое место занимает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования(ФГОСВО).Этосовокупностьтребований,которые обязательныдля реализации ваккредитованной организации, для проведения программ высшего профильного образования.
Все учебные программы составляются в соответствии с Федеральными законами об образовании. И должны включать те дисциплины и иметь такое содержание, которые сформируют у обучающихся необходимые теоретическую базу, умения и навыки для дальнейшей трудовойдеятельности в соответствии с профессиональным стандартом.
ВВУЗахпредусмотренотриосновныхформыорганизацииобучения:
Очная. Студенты занимаются в аудиториях в условиях непосредственногоконтакта«педагог-студенты»,«педагог-студент», «студент-студент». Преимущества данной формы обучения заключаются в создании обучающе-воспитывающей среде, вовлеченности всех студентов группы в процесс обсуждения материала, возможности использования всех видов контроля.
Заочная. Полная противоположность очной формы обучения. Большая часть обучения проходит ввидесамостоятельной работы студентов. Контроль, в основном, присутствует только рубежный и итоговый. Такая форма обучения требует высокой самодисциплины обучающихся и мотивации к обучению.
Очно-заочная.Данная форма считаетсяпромежуточноймеждуочной и заочной формами. Отличие данной формы в том, что объем очных занятий меньше, чем при очной форме обучения, но больше, чем при заочной. Часто на занятиях в аудиториях проходят семинары и лабораторные работы, а теоретический материал студенты изучают в виде самостоятельной работы.
В нашем исследовании мы изучали очную форму образования, потому что на данной форме занимается большее количество студентов, что требует большего внимания к организации обучения.
Существуют также лекции и семинары, которые четко и объективно информируют студентов о материалах для каждой дисциплины. ВнутриВУЗаестьипрактическиезанятия,которыедетализируютинформации, полученную во время лекций и семинаров, и дают студенту такую реалистичную идею, которая могла бы помочь в будущем.
Для оценки удовлетворенности студентов-выпускников медицинского института РУДН направления подготовки «сестринское дело» организацией обучения в ВУЗе нами была разработана анкета и проведено анкетирование,в котором приняло участие 13 студентов. Анкета состояла из 13 вопросов, направленных на изучение удовлетворенности различными критериями организации обучения в РУДН.
Выборку исследования составили 13 студентов-выпускников медицинского института РУДН, среди которых 9 студенток и 4 студента. Возраст респондентов варьируется от 20 до 30 лет, из которых 2 респондента - 20 лет, 5 - 21 год, 2 - 22 года, 2 - 23 года, 1 - 25 лет и 1 - 30 лет. Средний возраст респондентов 22,3 ± 2,7 лет.
По результатам исследования было выяснено, что самый низкий критерий удовлетворенности (6,4) – удовлетворенность выбранной профессией. Самый высокий (8,2) – удовлетворённость материально- техническим обеспечением аудиторий, лабораторий (табл.1.).
Таблица 1. - Критерии удовлетворенности студентов-выпускников медицинского института РУДН направления подготовки «сестринское дело» организацией обучения в ВУЗе.
Критерийудовлетворённости |
Средняя оценка |
Удовлетворенностьреспондентоввыбраннойпрофессией |
6,4 |
Удовлетворенностьреспондентовстуденческойжизнью |
7,5 |
Удовлетворенность респондентов материально-техническим обеспечениемаудиторий,лабораторий |
8,2 |
Удовлетворенностьреспондентовпрофессионализмомпреподавателей |
7,5 |
Удовлетворенностьреспондентовсодержаниемучебныхдисциплин |
8,0 |
Мнениереспондентовоповторномпоступлениинаобучение |
6,9 |
УдовлетворенностьреспондентовусловиямиобучениявРУДН |
7,7 |
Удовлетворенностьреспондентовполученнымопытом |
7,3 |
Удовлетворенностьреспондентовдостаточностьюполученныхнавыков |
6,8 |
Такую низкую оценку удовлетворенности выбранной профессией можно связать с тем, что в процессе обучения студентам не хватает знаний и навыков для работы в реальных условиях,например, семинаров с отработкой различных манипуляций в симуляционных классах.
Можно предположить, что если увеличить количество практических занятийвсимуляционныхцентрахинаклиническихбазах,тотакиекритерии как «удовлетворенность респондентов организацией внеаудиторной самостоятельной работы», «мнение респондентов о повторном поступлении наобучение»,«удовлетворенностьреспондентоввыбраннойпрофессией», «удовлетворенность респондентов достаточностью полученных навыков» увеличатся.
Вывод. Студенты-выпускники медицинского института РУДН направления подготовки «сестринское дело» удовлетворены организацией обучения в ВУЗе. Но необходимо улучшать условия обучения студентов в РУДН, чтобы удовлетворенность студентов увеличивалась с каждым последующим годом обучения.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ, 2004. -181 с.
Качалова, Н.Г. Мотивация и удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе / Н.Г. Качалова // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». – Екатеринбург, 22-23 марта 2018. - С. 529-538.
Удовлетворенность[Электронныйресурс]/Академик.–2000-2021. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://surl.li/blldh (дата обращения 17.01.2022).
Федулов, Ю.П. Организация учебной деятельности в ВУЗе и методика преподавания в высшей школе. / Ю.П. Федулов. - Краснодар: КубГАУ, 2019. – 155 с.
Формы организации обучения [Электронный ресурс] /Википедия. – 2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://surl.li/blldk (датаобращения17.01.2022).
Araújo, M.M.T. Comunicando-se com o estudante de medicia / M. M. T. Araújo, M.J.P. Silva. 6ed. – Minas: Revista soc. Bras. Câncer, 2013. – 208 p.
Bradley, E.H. School’s roal in health care setting / E.H. Bradley, E. Cherlin - Berlin: J.: -Prof Nur., 2001. - 88 p.
Brandão, C. Estilos de vida: Definições / C. Brandão - Portugal: Prática Saúde Publica, 2005. - 154 p.
Cipolotti, R. Cuidados com a saúde: Histórico, Definição e Contextualização / R. Cipolotti . - 3ed. - Lisboa: Tratado do Ministério, 2014. - 306 p.