Возможности применения развивающих систем обучения в современных условиях. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Возможности применения развивающих систем обучения в современных условиях.

Николаева К.Л. 1
1"Чувашский Государственный Педагогический Университет им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ФГОС НОО основан на системно-деятельностном подходе, учитывающим индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенностей воспитанников, роль и значение видов деятельности и форм общения в определении образовательных и формирующих целей и способов их достижения. Поэтому на первый план выдвигается улучшение процесса обучения учащихся младших школьников.

Термин «развивающее обучение» был введен В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но вскоре этот термин вошел в признанную педагогическую практику. Развивающее обучение направлено на формирование знаний, умений и навыков, способов умственных действий, механизмов самоуправления личности, эмоционально-нравственной сферы, деятельностно-практической сферы [1].

В настоящий момент установлено, что только две трети учеников могут освоить учебный план за отведенное время. А изучение математики в начальной школе является одной из самых главных частей всего образовательного процесса. Именно это направление играет очень важную роль в формировании способности к обучению у младших школьников. Знания и способы действий, полученные в ходе изучения математики в начальной школе, необходимы не только для дальнейших успехов в изучении математики и других школьных предметов, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

В настоящее время в Российской Федерации активно используется различные УМК с элементами развивающего обучения: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива», развивающая система Л. В. Занкова, развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и многие другие.

Я хочу остановиться на рабочая образовательной программе по курсу «Математика» в начальной школе «Система Л. В. Занкова» (автор И. И. Аргинская, С. Н. Кормишина) и экспериментальной программе по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

Леонид Владимирович Занков – советский психолог-дефектолог, создатель образовательной системы для всестороннего развития личности. Обучение по системе Л. В. Занкова направлено на поиск и анализ информации, устное и письменное общение, обоснование собственной точки зрения, обсуждение сходных и противоположных точек зрения, умение сделать самостоятельные выводы [2]. 

Также обучение Л. В. Занкова основано на пяти основных принципах: высокий уровень сложности, быстрый темп, ориентация на самообучение, развитие личностных качеств и индивидуальный подход. Руководящим принципом данной системы является переход от сложного к простому. Применяя данную программу преподаватель не дает учащимся готовую информацию, а задает им различные вопросы. Таким образом, учащиеся младших классов ищут ответ вместе с помощью обсуждений в классе и ключевых вопросов учителя.

Для того чтобы получить целостное представление о мире ребенка, задания в учебниках Л. В. Занкова часто создаются на стыке нескольких дисциплин. Например, математическая задача может потребовать знания арифметики, геометрии и логики. Поэтому система образования Л. В. Занкова даёт учащемуся быстрый и сильный старт, учит их мыслить нестандартно и самостоятельно находить решения. Она предназначена для ярких, любознательных и амбициозных детей.

Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов считаются создателями программы, в которой обучение и развитие идут рука об руку. Основная цель системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова – формирование системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Знания детям не даются в готовом виде, ведь очень важно, чтобы учащиеся могли самостоятельно поставить задачу, предложить пути ее решения, а затем критически оценить происшедшее [1, 2]. В этом суть развивающего обучения.

Особенность данной системы развивающего обучения заключается в отсутствии оценок. В младших классах ученики самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа задания. Однако в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова учитель делает «ловушки» ученику, то есть сознательно совершает ошибку, а ученики должны это заметить и исправить. Такая практика поможет развивать у школьников способность к самостоятельному мышлению и формированию критического мышления.

Особенное место как в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова так и в системе Л. В. Занкова занимает геометрический материал, что нет в традиционной системе обучения. Так на основе вычерчивания, вырезания, моделирования дети учатся распознавать геометрические фигуры, знакомятся с их свойствами. Решение геометрических задач, связанных с анализом положения и формы фигур, способствует развитию у детей элементарных пространственных положений и умения рассуждать.

Впрочем одним из наиглавнейших свойств начального образования является информатизация передового образования. Вступление ФГОС НОО предъявляет определенные требования к проверке результатов обучения, которая несомненно поможет установить готовность младших школьников к восприятию нового учебного материала, узнать уровень формирования представлений и понятий, обнаружить вероятность дальнейшего их продвижения в обучении. Активное внедрение компьютерных технологий в системе Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова на уроках информатики помогает учителям осуществлять быстрый контроль за усвоением учащимися знаний, умений и навыков.

Из всего выше сказанного хочется сказать, что в развивающей системе обучения математики предусмотренные программой темы изучаются более расширенно, углубленно и на более раннем этапе, чем в традиционной системе, а использование различных видов тестовых заданий с использованием компьютера позволяет учителям осуществлять дифференцированный подход к ученикам класса.

Литература

1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : Педагогика, 1996. – 356 с.

2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - Москва, 2010.

3. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 1989. – 367 с.

Авторы

Николаева Кристина Леонидовна – студентка 3 курса психолого-педагогического факультета Чувашского Государственного Педагогического Университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия;e-mail: [email protected]

Просмотров работы: 2