Домашнее насилие представляет собой повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Насилие в отношении женщин есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилие, совершаемое на основании полового признака лицом, с которым женщина имеет или имела интимные или иные значимые отношения [8].
Целью данного исследования выявление уровня знаний у студентов о предотвращении домашнего насилия.
Очень важно вести работу в этом направлении, способствуя изменению традиционных и привычных для нашего цивилизованного общества стереотипов в отношении такого совсем нецивилизованного способа построения взаимоотношений в очень важной структурной единице для любого государства и общества — семье и в отношениях в целом. Необходимо продолжать исследования в этой области для более широкого ознакомления с данной проблемой всего общества для того, чтобы насильственные действия в семье воспринимались не как что-то привычное и неизбежное в отношении женщины или мужчины, а как неприемлемое поведение со стороны партнера [6].
Постоянные новости о насилии создают впечатление, что насилие — неотъемлемая часть нашей ежедневной жизни. Группы населения, имеющие меньше власти, часто становятся жертвами насилия и злоупотребления.
Факторы, способствующие насилию:
изоляция;
стресс;
ложное восприятие;
трудности в общении;
низкая самооценка;
зависимость;
защитный механизм самооправдания;
алкоголь/наркотики.
На сегодняшний день в России наблюдается рост домашнего насилия в семье. В СМИ часто возникают сообщения о совершенных преступлениях между родственниками. Увеличивается количество случаев применения физической силы в отношении женщин со стороны мужа, сожителя и т.д. Одной из главных причин насилия в семье в отношении женщин становится ревность со стороны мужа или сожителя [13].
Студенты должны четко и ясно осознавать всю важность проблемы домашнего насилия, ведь в первую очередь они являются будущими специалистами, которые должны на ранних этапах вывить жертву, особенно это касается студентов медицинского института, а также помочь справиться с данной проблемой, оказать моральную поддержку и по возможности провести реабилитацию данного пациента. Во-вторых, некоторые студенты уже сейчас находятся в отношениях или же вступили в брак, поэтому данный вопрос их касается неоспоримым образом. Ведь студенты должны проявлять терпимость, сдержанность, а самое главное использовать вербальный метод общения для нахождения компромисса со своим партнером.
Студентам как будущим специалистам и как людям, вступающих в серьезные отношения с партнером, необходимо осознавать причины домашнего насилия и обходить их, используя диалог и прочие мирные пути решения в конфликтных ситуациях.
В табл.1 представлены результаты оценки знаний студентов РУДН о домашнем насилии.
Таблица 1 - Оценка знаний студентов РУДН о домашнем насилии.
Вопросы анкеты |
Средний балл |
Кол-во правильных ответов |
Существует ли в России проблема домашнего насилия? |
89 |
77 |
Как Вы думаете, какой процент женщин погибает в результате домашнего насилия в России? |
26 |
23 |
Как Вы считаете, кто чаще всего подвергается домашнему насилию? |
23 |
22 |
Каковы основные причины насилия в семье (может быть несколько ответов)? |
28 |
24 |
Как Вы считаете, какие формы насилия в семье встречаются чаще всего (может быть несколько ответов)? |
31 |
27 |
Одни считают, что насилие в семье недопустимо ни в какой форме. Другие полагают, что определенные формы насилия можно оправдать. Какая точка зрения ближе Вам? |
87 |
75 |
По вашему мнению, куда лучше обратиться человеку, пострадавшему от домашнего насилия (может быть несколько ответов)? |
13 |
11 |
Какие симптомы могут свидетельствовать о том, что перед Вами жертва домашнего насилия (может быть несколько ответов)? |
77 |
66 |
Представьте, что Вы стали свидетелем ситуации, при которой один из супругов жестоко обращается с другим, проявляя по отношению к нему ту или иную форму домашнего насилия (физическое, психологическое, экономическое, сексуальное). Ваши действия (может быть несколько ответов)? |
63 |
55 |
Средний балл оценки уровня осведомленности студентов о домашнем насилии в России составил 89 баллов. Студенты считают, что домашнее насилие в России существует. Мы это связываем с личным опытом студентов и рассказов из СМИ.
26 баллов получилось при оценке уровня знаний о погибших женщинах из-за домашнего насилия. Мы это связываем с традициями, культурой студентов и тенденцией к жестокому обращению по отношению к слабому полу.
Респонденты не осведомлены о полной картине происходящего и количество ответивших студентов составляет 23.
Средний балл оценки уровня осведомленности студентов о том, кто чаще всего подвергается домашнему насилию составляет 23. Студенты считают, что домашнему насилию в России подвергаются женщины, дети и пожилые члены семьи. Респонденты хорошо осведомлены и данном вопросе. Кроме варианта “Пожилые члены семьи”, мы это можем связать с тем, что студенты мало задумываются о немощности людей пожилого возраста.
Средний балл оценки причин домашнего насилия в семьях составляет 28. Студенты не осведомлены о том, что основными причинами являются алкоголизм, наркомания, безработица и тенденция к домашнему насилию в семьях. Самый затруднительный вариант “Материальные проблемы в семье". Это может быть связанно с тем, что студенты еще не сталкивались с проблемой “семейного бюджета”.
Средний балл оценки уровня осведомленности о формах насилия составляет 87. Студенты не понимают, что физическое и сексуальное формы насилия являются основными.
Средний балл оценки уровня осведомленности о том, куда лучше обратиться жертве домашнего насилия составляет 13. Студенты не понимают, что при любых случаях домашнего насилия необходимо обращаться в правоохранительные органы. Также по телефону доверия можно обратиться за помощью. Лишь небольшая часть респондентов знает об этом.
Средний балл оценки уровня осведомленность студентов о симптомах домашнего насилия составляет 77. Студенты осознают, что наличие синяков и ссадин говорит о насилии в семье. Опрошенные не понимают, что постоянное чувство ревности, а также резкий набор или снижение веса являются яркими симптомами домашнего насилия.
Выводы по теоретическому анализу проблемы:
1. Анализ разных источников позволил рассмотреть домашнее насилие и попытаться описать его основные причины.
2. На основе данной работы стоит обратить внимание на тот факт, что эта тема требует более глубокого анализа и серьезного подхода в российских реалиях. Необходимо усовершенствовать законодательную базу, проводить социальную политику, направленную на предупреждение насилия в семье и решения гендерных конфликтов, которые являются наиболее частой причиной проявления агрессивного поведения.
3. Следует отметить, что и теоретическая, научная база недостаточно развита по данной проблематике. Правительство РФ может использовать успешный опыт зарубежных практик и разработать систему, которая позволит применить его к ситуации в России. Трудность темы насилия в семье является признаком необходимости системной и единой стратегии, основными задачами которой являются:
– Распространение негативного отношения общества к насилию в семье;
– Присвоение данной проблеме статуса международной;
– Принятие законов, которые гарантируют безопасность жертве насилия и обязательное наказание агрессоров;
– Создание правительственных служб и учреждений, а также частных организаций, которые оказывают помощь пострадавшей стороне.
Выводы по эмпирическому исследованию:
Уровень знаний студентов РУДН о домашнем насилии студентов РУДН недостаточно высок.
Первоочередной задачей является частое напоминание студентам о проблеме домашнего насилия. Ни один человек не застрахован от агрессии со стороны партнера. Очень важно обезопасить себя и своих близких, ведь подобные случаи ведут к нарушению психики и глубокой моральной травме. Случаи домашнего насилия не должны скрываться, о них необходимо говорить.
Как будущим специалистам, студентам необходимо осознать всю важность данной проблемы, изучить статистику, а также знать законодательные акты. Во многом студентам поможет их личный опыт. Собственно, сталкиваясь с насилием лицом к лицу, будущему медицинскому работнику будет намного легче оказать, в первую очередь, психологическую поддержку, а после дать совет, который, в итоге, может спасти жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Брюкнер, М. Насилие в семье: локальные действия – международная проблема: журнал исследований социальной политики / М. Брюкнер. – Париж: Издательство Галлимар, 2011. – 255 с.
Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1984. – 200 с.
Давтян, М.Д. Домашнее насилие: социально-правовой аспект. / М.Д. Давтян. – Общероссийская Ассоциация женских общественных организаций «КОНСОРЦИУМ», 2013. - 50 с.
Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2003. – 335 с.
Максудов, Р.Р. Защита от насилия в семье: проблема разработки и запуска комплексной социальной технологии / Р.Р. Максудов, М.Г. Флямер. – М.: Эслан, 2005. – 294 с.
Малкина-Пых, И.Г. Вторичная травма, экстремальные ситуации. / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.
Медко, И.В. Мониторинг деятельности российских общественных и государственных (муниципальных) организаций по профилактике домашнего насилия / И.В. Медко. - М.: КноРус, 2015. – 19 с.
Пантюк, И.В. Практические методы оказания помощи жертвам насилия. / И.В. Пантюк. [Электронный ресурс] / Программа правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы Американской ассоциации юристов. – 2005. – Электр. дан. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/chto/vliyanie.html (дата доступа: 6.10.21).
Писклакова, М.П. Ни закона, ни справедливости: насилие в отношении женщин в России. / М.П. Писклакова, А.А. Синельников [Электронный ресурс] / Национальная независимая комиссия по правам женщин и насилию в отношении женщин «Анна». – 2010. – Электр. дан. – Режим доступа: http://womenation.org/anna-report-intro/ (дата обращения: 8.10.21).
Платонова, Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. / Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.
Сошникова, И.В. Насилие в семье в современной России. Социологический анализ / И.В. Сошникова. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 256 с.
Степанова, Н.М. Государственная семейная политика в странах Западной Европы / Н.М. Степанова. – СПб.: Academia, 2010. – 196 с.
Чуткова, И. Жизнь без насилия- это наше право / И. Чуткова. [Электронный ресурс] / Региональная информационно-просветительская кампания в Республике Беларусь. – 2002. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.nasilie.net (дата обращения: 10.10.21).
Шакина, В.А. Что мы понимаем под насилием в семье / В.А. Шакина, В.Б. Шакин [Электронный ресурс] / Программа «Сотрудничество местных сообществ по предотвращению насилия в семье» американской некоммерческой организации "Проект Гармония". – 2002. – Электр. дан. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru (дата обращения: 8.10.21).
Яблочкина, Е.А. Насилие в семье. / Е.А. Яблочкина, Н.В. Васильева, Е.Д. Огинская. – М.: ЛОГОС Плюс, 2013. – 52 с.