Выявление уровня знаний у студентов о предотвращении домашнего насилия - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Выявление уровня знаний у студентов о предотвращении домашнего насилия

Газизуллина А.Д. 1, Атюнина П.Х. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Домашнее насилие представляет собой повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Насилие в отношении женщин есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилие, совершаемое на основании полового признака лицом, с которым женщина имеет или имела интимные или иные значимые отношения [8].

Целью данного исследования выявление уровня знаний у студентов о предотвращении домашнего насилия.

Очень важно вести работу в этом направлении, способствуя изменению традиционных и привычных для нашего цивилизованного общества стереотипов в отношении такого совсем нецивилизованного способа построения взаимоотношений в очень важной структурной единице для любого государства и общества — семье и в отношениях в целом. Необходимо продолжать исследования в этой области для более широкого ознакомления с данной проблемой всего общества для того, чтобы насильственные действия в семье воспринимались не как что-то привычное и неизбежное в отношении женщины или мужчины, а как неприемлемое поведение со стороны партнера [6].

Постоянные новости о насилии создают впечатление, что насилие — неотъемлемая часть нашей ежедневной жизни. Группы населения, имеющие меньше власти, часто становятся жертвами насилия и злоупотребления.

Факторы, способствующие насилию:

изоляция;

стресс;

ложное восприятие;

трудности в общении;

низкая самооценка;

зависимость;

защитный механизм самооправдания;

алкоголь/наркотики.

На сегодняшний день в России наблюдается рост домашнего насилия в семье. В СМИ часто возникают сообщения о совершенных преступлениях между родственниками. Увеличивается количество случаев применения физической силы в отношении женщин со стороны мужа, сожителя и т.д. Одной из главных причин насилия в семье в отношении женщин становится ревность со стороны мужа или сожителя [13].

Студенты должны четко и ясно осознавать всю важность проблемы домашнего насилия, ведь в первую очередь они являются будущими специалистами, которые должны на ранних этапах вывить жертву, особенно это касается студентов медицинского института, а также помочь справиться с данной проблемой, оказать моральную поддержку и по возможности провести реабилитацию данного пациента. Во-вторых, некоторые студенты уже сейчас находятся в отношениях или же вступили в брак, поэтому данный вопрос их касается неоспоримым образом. Ведь студенты должны проявлять терпимость, сдержанность, а самое главное использовать вербальный метод общения для нахождения компромисса со своим партнером.

Студентам как будущим специалистам и как людям, вступающих в серьезные отношения с партнером, необходимо осознавать причины домашнего насилия и обходить их, используя диалог и прочие мирные пути решения в конфликтных ситуациях.

В табл.1 представлены результаты оценки знаний студентов РУДН о домашнем насилии.

Таблица 1 - Оценка знаний студентов РУДН о домашнем насилии.

Вопросы анкеты

Средний балл

Кол-во правильных ответов

Существует ли в России проблема домашнего насилия?

89

77

Как Вы думаете, какой процент женщин погибает в результате домашнего насилия в России?

26

23

Как Вы считаете, кто чаще всего подвергается домашнему насилию?

23

22

Каковы основные причины насилия в семье (может быть несколько ответов)?

28

24

Как Вы считаете, какие формы насилия в семье встречаются чаще всего (может быть несколько ответов)?

31

27

Одни считают, что насилие в семье недопустимо ни в какой форме. Другие полагают, что определенные формы насилия можно оправдать. Какая точка зрения ближе Вам?

87

75

По вашему мнению, куда лучше обратиться человеку, пострадавшему от домашнего насилия (может быть несколько ответов)?

13

11

Какие симптомы могут свидетельствовать о том, что перед Вами жертва домашнего насилия (может быть несколько ответов)?

77

66

Представьте, что Вы стали свидетелем ситуации, при которой один из супругов жестоко обращается с другим, проявляя по отношению к нему ту или иную форму домашнего насилия (физическое, психологическое, экономическое, сексуальное). Ваши действия (может быть несколько ответов)?

63

55

Средний балл оценки уровня осведомленности студентов о домашнем насилии в России составил 89 баллов. Студенты считают, что домашнее насилие в России существует. Мы это связываем с личным опытом студентов и рассказов из СМИ.

26 баллов получилось при оценке уровня знаний о погибших женщинах из-за домашнего насилия. Мы это связываем с традициями, культурой студентов и тенденцией к жестокому обращению по отношению к слабому полу.

Респонденты не осведомлены о полной картине происходящего и количество ответивших студентов составляет 23.

Средний балл оценки уровня осведомленности студентов о том, кто чаще всего подвергается домашнему насилию составляет 23. Студенты считают, что домашнему насилию в России подвергаются женщины, дети и пожилые члены семьи. Респонденты хорошо осведомлены и данном вопросе. Кроме варианта “Пожилые члены семьи”, мы это можем связать с тем, что студенты мало задумываются о немощности людей пожилого возраста.

Средний балл оценки причин домашнего насилия в семьях составляет 28. Студенты не осведомлены о том, что основными причинами являются алкоголизм, наркомания, безработица и тенденция к домашнему насилию в семьях. Самый затруднительный вариант “Материальные проблемы в семье". Это может быть связанно с тем, что студенты еще не сталкивались с проблемой “семейного бюджета”.

Средний балл оценки уровня осведомленности о формах насилия составляет 87. Студенты не понимают, что физическое и сексуальное формы насилия являются основными.

Средний балл оценки уровня осведомленности о том, куда лучше обратиться жертве домашнего насилия составляет 13. Студенты не понимают, что при любых случаях домашнего насилия необходимо обращаться в правоохранительные органы. Также по телефону доверия можно обратиться за помощью. Лишь небольшая часть респондентов знает об этом.

Средний балл оценки уровня осведомленность студентов о симптомах домашнего насилия составляет 77. Студенты осознают, что наличие синяков и ссадин говорит о насилии в семье. Опрошенные не понимают, что постоянное чувство ревности, а также резкий набор или снижение веса являются яркими симптомами домашнего насилия.

Выводы по теоретическому анализу проблемы:

1. Анализ разных источников позволил рассмотреть домашнее насилие и попытаться описать его основные причины.

2. На основе данной работы стоит обратить внимание на тот факт, что эта тема требует более глубокого анализа и серьезного подхода в российских реалиях. Необходимо усовершенствовать законодательную базу, проводить социальную политику, направленную на предупреждение насилия в семье и решения гендерных конфликтов, которые являются наиболее частой причиной проявления агрессивного поведения.

3. Следует отметить, что и теоретическая, научная база недостаточно развита по данной проблематике. Правительство РФ может использовать успешный опыт зарубежных практик и разработать систему, которая позволит применить его к ситуации в России. Трудность темы насилия в семье является признаком необходимости системной и единой стратегии, основными задачами которой являются:

– Распространение негативного отношения общества к насилию в семье;

– Присвоение данной проблеме статуса международной;

– Принятие законов, которые гарантируют безопасность жертве насилия и обязательное наказание агрессоров;

– Создание правительственных служб и учреждений, а также частных организаций, которые оказывают помощь пострадавшей стороне.

Выводы по эмпирическому исследованию:

Уровень знаний студентов РУДН о домашнем насилии студентов РУДН недостаточно высок.

Первоочередной задачей является частое напоминание студентам о проблеме домашнего насилия. Ни один человек не застрахован от агрессии со стороны партнера. Очень важно обезопасить себя и своих близких, ведь подобные случаи ведут к нарушению психики и глубокой моральной травме. Случаи домашнего насилия не должны скрываться, о них необходимо говорить.

Как будущим специалистам, студентам необходимо осознать всю важность данной проблемы, изучить статистику, а также знать законодательные акты. Во многом студентам поможет их личный опыт. Собственно, сталкиваясь с насилием лицом к лицу, будущему медицинскому работнику будет намного легче оказать, в первую очередь, психологическую поддержку, а после дать совет, который, в итоге, может спасти жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Брюкнер, М. Насилие в семье: локальные действия – международная проблема: журнал исследований социальной политики / М. Брюкнер. – Париж: Издательство Галлимар, 2011. – 255 с.

Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1984. – 200 с.

Давтян, М.Д. Домашнее насилие: социально-правовой аспект. / М.Д. Давтян. – Общероссийская Ассоциация женских общественных организаций «КОНСОРЦИУМ», 2013. - 50 с.

Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. – М.: Флинта, 2003. – 335 с.

Максудов, Р.Р. Защита от насилия в семье: проблема разработки и запуска комплексной социальной технологии / Р.Р. Максудов, М.Г. Флямер. – М.: Эслан, 2005. – 294 с.

Малкина-Пых, И.Г. Вторичная травма, экстремальные ситуации. / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.

Медко, И.В. Мониторинг деятельности российских общественных и государственных (муниципальных) организаций по профилактике домашнего насилия / И.В. Медко. - М.: КноРус, 2015. – 19 с.

Пантюк, И.В. Практические методы оказания помощи жертвам насилия. / И.В. Пантюк. [Электронный ресурс] / Программа правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы Американской ассоциации юристов. – 2005. – Электр. дан. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/chto/vliyanie.html (дата доступа: 6.10.21).

Писклакова, М.П. Ни закона, ни справедливости: насилие в отношении женщин в России. / М.П. Писклакова, А.А. Синельников [Электронный ресурс] / Национальная независимая комиссия по правам женщин и насилию в отношении женщин «Анна». – 2010. – Электр. дан. – Режим доступа: http://womenation.org/anna-report-intro/ (дата обращения: 8.10.21).

Платонова, Н.М. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. / Н.М. Платонова, Ю.П. Платонов. – СПб.: Речь, 2004. – 154 с.

Сошникова, И.В. Насилие в семье в современной России. Социологический анализ / И.В. Сошникова. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 256 с.

Степанова, Н.М. Государственная семейная политика в странах Западной Европы / Н.М. Степанова. – СПб.: Academia, 2010. – 196 с.

Чуткова, И. Жизнь без насилия- это наше право / И. Чуткова. [Электронный ресурс] / Региональная информационно-просветительская кампания в Республике Беларусь. – 2002. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.nasilie.net (дата обращения: 10.10.21).

Шакина, В.А. Что мы понимаем под насилием в семье / В.А. Шакина, В.Б. Шакин [Электронный ресурс] / Программа «Сотрудничество местных сообществ по предотвращению насилия в семье» американской некоммерческой организации "Проект Гармония". – 2002. – Электр. дан. – Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru (дата обращения: 8.10.21).

Яблочкина, Е.А. Насилие в семье. / Е.А. Яблочкина, Н.В. Васильева, Е.Д. Огинская. – М.: ЛОГОС Плюс, 2013. – 52 с.

Просмотров работы: 47