Преступность как явление сопровождает общество на всём пути его развития, имеет множество форм и видов, а также факторов влияния. Что же влияет на преступность? Какой фактор является при этом ключевым? В контексте данного вопроса представляется необходимым взглянуть на образование (уровень образования) как фактор влияния на преступность, при помощи статистического сопоставления определить зависимость степени общественной опасности преступлений от уровня образования преступника.
Прежде чем приступить к сопоставлению количественного уровня преступности с уровнем образования преступников, следует учесть критерий возраста, ведь он оказывает влияние и на уровень культурного развития индивида1 и, естественно, на уровень его образованности. Как следствие, возраст определяет характер человеческого поведения. То, что ожидаемо от подростка и характерно для него, может зачастую быть неприемлемым для пожилого человека2. В связи с этим, влияние возраста на такую разновидность человеческого поведения, как преступное поведение, не удивительно.
Так, например, Е. Бафия полагал, что анализ уровня преступности в определенных возрастных группах дает основания для вывода закономерности, согласно которой наибольшая активность роста преступности соразмерна со степенью зрелости человека, а именно зависящей от зрелости степенью участия в общественной жизни3.
В контексте возраста следует выделить три категории преступников, а именно: 1. Несовершеннолетние (до 18 лет), 2. Молодые люди (от 18 до 29 лет), 3. Лица зрелого возраста (от 30 лет и старше).
За период с 2015 по 2020 год удельный вес несовершеннолетних преступников снизился с 5,2% до 3,9%, удельный вес преступников среди молодых людей снизился с 39% до 29,2%, а преступников среди лиц зрелого возраста возрос с 59,4% до 66,9% (на 7,5%). Если рассматривать усредненные показатели по годам, то удельный вес представителей указанных возрастных групп будет выглядеть следующим образом: от 14 до 17 лет – 10,8%; от 18 до 29 лет – 38,4%; от 30 лет и более – 50,8%4.
Одним из ключевых показателей является уровень преступности среди несовершеннолетних, так как несовершеннолетние лица являются человеческим резервом страны, то по тому, что происходит с ними или в их среде можно судить о проблемах и тенденциях развития конкретного государства и общества.
Исходя из представленных показателей, на первый взгляд, можно сделать вывод о сокращении числа преступлений среди несовершеннолетних. Но, с другой стороны, наиболее логичным представляется вывод о том, что снижение числа преступлений среди несовершеннолетних является следствием сокращения самих несовершеннолетних лиц в структуре населения страны. Это остаточные явления большой демографической ямы 1990-х годов. Этот же вывод объясняет и увеличение числа преступлений среди лиц зрелого возраста сразу на 7,5%. Лица, относившиеся к категории несовершеннолетних, сохранили свои преступные наклонности и стали старше. Для сравнения, если в 1995 году в стране насчитывалось 38 млн несовершеннолетних5, то в 2020 году – 32 млн6., в результате, несовершеннолетних стало на 6 млн. меньше.
Из приведённых данных можно также сделать вывод о том, что, если не само образование, то возможность доступа к нему и, как следствие, увеличение степени участия в общественной жизни действительно соотносится с уровнем преступности, то есть, чем лицо до определённого момента старше, чем больше оно имеет возможностей доступа к образованию и участию в общественной жизни, тем выше в обозначенной возрастной категории количественный уровень преступности.
После сопоставления показателей возраста и числа совершаемых преступлений, можно перейти к сопоставлению уровня преступности по возрасту с уровнем образования.
К сожалению, данные об уровне образования с разделением на возрастные категории за 2020 год отсутствуют, последние измерения проводились в 2015 году.
Необходимо выделить соответствующие возрастные категории: 1. Молодые люди (20 – 34 года), 2. Лица зрелого возраста (35 – 54 года), 3. Лица предпенсионного возраста (55 – 69 лет), 4. Пожилые люди (70 и более лет).
Так, за период с 2010 по 2015 год процент образованных молодых людей увеличился с 30,1% до 36,8%, лиц зрелого возраста с 26,4% до 30,4%, для лиц предпенсионного возраста и пожилых людей снизился в пределах 1%7.
Основываясь на указанных данных и сопоставляя их с данными выше, не смотря на разницу в годах подсчёта и границах возрастных категорий можно увидеть пусть и не значительный, но рост числа образованных людей среди лиц до 35 лет и среди тех самых лиц зрелого возраста. Конечно, нельзя сделать вывод о том, что получение образования служит фактором роста преступности, но рост числа преступлений и рост уровня образования действительно можно соотнести.
Эти данные подтверждаются положениями доклада Генерального Прокурора России Юрия Чайки от 2017 года8. Согласно ему, за период с 2010 по 2015 год уровень образования преступников действительно изменился.
Так, доля преступников со средним профессиональным образованием возросла с 25% до 32%, с высшим образованием с 6 до 9%, а вот доля необразованных преступников снизилась с 42% до 38 % соответственно.
Если обратиться к толкованию этих показателей, то, например, завсектором уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН С.В. Максимов полагает, что сохраняющееся устойчивое преобладание малообразованных преступников объясняется тем, что основную часть преступлений по-прежнему составляют кражи как самый примитивный, не требующий высокой квалификации способ незаконного обогащения9.
Я.И. Гилинский напротив, считает, что непрерывный рост уровня образования среди населения в целом сказывается и на деятельности в преступной среде, а именно существенно снижается статистика по основным видам уличной преступности — убийствам, грабежам, разбою, изнасилованиям, причинению тяжкого вреда здоровью, а высокообразованная, так называемая «беловоротничковая» преступность, остаётся стабильной либо растёт10.
С.Я. Лебедев не согласен с приведёнными данными в отношении несовершеннолетних, с его точки зрения, статистика демонстрирует искажение правоохранительной реакции, формально преступность несовершеннолетних снижается каждый год в геометрической прогрессии, она может и вовсе исчезнуть на бумаге через десять лет, но фактически происходит её перемещение в виртуальное пространство. К примеру, Лаборатория Касперского в России ежедневно выявляет более 120 тыс. кибератак, однако уголовных дел по киберпреступлениям – единицы11.
При формулировании выводов по результатам сопоставления уровня преступности по возрасту с уровнем образования, можно утверждать, что, во-первых, рост числа преступлений и рост уровня образования соотносимы, во-вторых, не смотря на сохраняющееся преобладание преступности, не требующей высокой квалификации, её показатели постепенно снижаются, а уровень, если можно так сформулировать название этой категории, «образованной преступности» растёт, в связи с чем меняются и категории совершаемых преступлений, и в-третьих, освоение преступностью киберпространства неразрывно связано с необходимостью получения новых навыков и знаний, в том числе профессиональных.
На данном этапе необходимо перейти к определению связи между категориями преступлений и уровнем образования преступников на примере хотя бы нескольких категорий преступлений. Исходя из действующего уголовного законодательства, известно, что их категории можно выделить в зависимости от степени общественной опасности. Среди деяний выделяются преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. То есть теперь необходимо выяснить, насколько уровень образования людей влияет на совершение деяний различной общественной опасности, установить взаимосвязь между степенью образованности и наиболее часто совершаемыми преступлениями.
Образование, как важная составляющая часть человеческой жизни, может играть немалую роль, если лицо грамотно воспользуется полученными во время своего обучения знаниями и навыками. Обратимся к судебной статистике Судебного Департамента при Верховном Суде РФ за 2020 год12. В деяниях, которые образуют состав мошенничества стоит выделить следующую особенность. В преступлениях, совершенных по ч.1 ст. 159 УК РФ наибольшую долю преступлений совершили лица, имеющие среднее профессиональное образование. Однако, если обратиться к последующим частям нормы, где закрепляется ответственность за мошенничество с использованием служебного положения, совершенное организованной группой или сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, то мы увидим изменение соотношения преступлений, совершенных лицами с различным уровнем образования. Наибольшая доля исходя из рассматриваемой статистики приходится на лиц с высшим образованием. При этом деяния, совершенные гражданами, обладающими наиболее высоким уровнем образования из действующих ступеней образовательной системы РФ в случае наличия организованной группы либо использования служебного положения имеют достаточно серьезный перевес. Больше половины мошеннических действий совершаются лицами с высшим образованием по указанным квалифицирующим признакам.
Здесь считаем необходимым привести пример недавно возбуждённого уголовного дела в отношении Марины Раковой, обладательницы золотой медали за окончание школы, выпускницы МГТУ им. Баумана, сферу интересов которой составляла фундаментальная математика. С 2014 по 2018 год развивала собственный проект в рамках Агентства стратегических инициатив, с 2018 по 2020 год являлась Заместителем министра просвещения, с 2020 года и до недавнего времени была Вице-президентом Сбербанка. Она и ряд подельников обвиняется в хищении более чем 50 млн. рублей, возможно размер ущерба будет увеличиваться, как и было сказано, это действительно обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ – мошенничество в особо крупных размерах13.
Среди тяжких преступлений рассмотрим подробнее ст.105 УК РФ ситуацию с уровнем вовлеченности в совершение подобных деяний лиц на примере граждан, имеющих среднее профессиональное образование. В 2020 г. данными лицами по ч.1 указанной статьи совершено 1451 преступление, что составляет больше трети от общего числа преступлений, совершенных по 105 статье в совокупности14. При этом стоит отметить разительное отличие в статистике, если посмотреть на графу лиц с высшим образованием. Общее количество преступлений равно 195, то есть меньше более чем в 10 раз относительно аналогичных преступлений, совершенных с СПО.
Граждане не имеющие высшего и среднего профессионального образования (среднего образования), показали примерно одинаковый уровень со студентами ССУЗов. Подобная статистика может свидетельствовать о том, что уровень образования в определенной степени способствует более гуманному отношению к человеческой жизни, укореняет мысль об исключительной важности неприкосновенности человека. С другой стороны, однозначно сводить приведенные статистические колебания к влиянию образования на человека не стоит, учитывая огромную составляющую социальной среды, в которой длительное время находится лицо, психофизиологические качества, уровень жизни, включающий в себя материальное благосостояние и т.д.
Образование является дополнительным социальным лифтом для населения. Более высокая ступень образования позволяет найти хорошую оплачиваемую работу. Но нельзя не учитывать, что в условиях рыночной экономики и избыточного предложения на рынке труда, гарантий трудоустройства нет.
В рамках данного исследования был проведён социальный опрос, в котором приняло участие 25 человек.
1. Первый вопрос был посвящён тому, преступник какого возраста представляется самым опасным. 40% посчитало, что в молодом возрасте (18 – 34 лет). 48%, что в зрелом (35 – 55 лет).
2. Второй вопрос был направлен на то, чтобы узнать, преступник с каким уровнем образования представляется наиболее опасным. 48% считает, что это неоконченное среднее образование (школа), по 20% - среднее профессиональное образование, 20% - преступник с карьерой учёного, и только 12% - сошлось на высшем образовании.
3. Третий вопрос касался определения того, в какой момент жизни имеется или имелось бы больше возможностей для безнаказанного и выгодного совершения преступления? Крайний период в опросе был ограничен старшими курсами ВУЗа, чтобы все варианты ответов были на опытном уровне понятны респондентам. 44% выбрало период до поступления в ВУЗ, 48% - на старших курсах ВУЗа.
4. Четвёртый вопрос был посвящён качеству, обеспечивающему больше возможностей для безнаказанного и выгодного совершения преступления. 76% проголосовало в пользу жизненного опыта, приходящего с возрастом, и только 16% за образование.
5. Пятый вопрос был направлен на определение самых опасных качеств преступника. Самыми опасными были признаны: физическая сила (52%), умение входить в доверие (56%), отсутствие эмпатии (68%), и неуравновешенность психики (76%). Наименее опасными признаны образование (8%) и жизненный опыт (9%).
6. Завершающий вопрос был посвящён наиболее опасному складу ума преступника. 64% проголосовало за то, что опасность преступника не зависит от склада ума, 32% сказало о том, что самым опасным является преступник с математическим складом ума.
В заключение можно сказать, что суть образования как фактора влияния на преступность состоит в том, что образование, во-первых, и, к сожалению, не является фактором, сдерживающим преступность, но является инструментом, используемым в преступной деятельности, а, во-вторых, имеет свойство преобразовывать характер преступлений, здесь нельзя не согласиться с профессором В.И. Кудрявцевым, утверждающим, что чем ниже уровень образованности преступников, тем грубее по характеру и примитивнее по мотивации совершаемое ими преступление. Исходя из этого можно сделать и ещё один вывод – о соотношении уровня образования и латентности преступлений, то есть, чем действительно выше уровень образования, тем больше и возможностей у преступника совершить латентное преступление, которое не то, что не отразится в статистических данных, оно при определённых условиях, поддерживаемых им, будет выглядеть совершенно законно, а он останется безнаказанным. Из положительных проявлений образования как инструмента преступника можно привести меньшую дерзость и жестокость преступлений, это вряд ли будет убийство, грабёж или причинение вреда здоровью.
Но, как и всегда, последний выбор остаётся за человеком, ведь образование в качестве инструмента можно применить как в преступной деятельности, так и во благо общества.
Список литературы:
1. Бафия Е. Проблемы криминологии. М., 1983.
2. Варыгин А.Н. Преступность представителей различного возраста // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 4.
3. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ // http://www.cdep.ru/index.php?id=79
4. Демидова М. «В России больше всего в мире образованных людей: сколько из них имеют диплом вуза?». Информационный портал «Я капиталист». 14.02.2020. // https://yakapitalist.ru/finansy/rossiyan-vysshim-obrazovaniem/
5. Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18.04.2018 года // https://procrf.ru/news/624894-doklad-generalnogo-prokurora-rf.html
6. Козлова Н. «Что известно о задержании экс-замминистра Марины Раковой?». Издание «Российская газета». 06.10.2021. № 230. // https://rg.ru/2021/10/06/zaderzhana-byvshaia-zamministra-prosveshcheniia.html
7. Нодельман В.В. «Российские преступники стали старше и образованнее». Интернет-портал МИЦ «Известия». 27.04.2017. // https://iz.ru/news/693290
8. Отчет ГИАЦ МВД РФ ф. 492 «Сведения о лицах, совершивших преступления» за январь-декабрь 2015 года.
9. Отчет ГИАЦ МВД РФ ф. 492 «Сведения о лицах, совершивших преступления» за январь-декабрь 2020 года.
10. Статистический сборник. Население // Госкомстат России. М., 2001.
11. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2020 года // Статистический бюллетень. М., 2020.
12. Попова Е.Э. Концепция развития общественного воздействия как средство исправления осуждённых – объективная необходимость современности // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Сборник тезисов выступлений и докладов участников. В 8-ми томах. 2017. С. 211-214.
1 Варыгин А.Н. Преступность представителей различного возраста // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 4. – С. 33.
2 Там же.
3 Бафия Е. Проблемы криминологии. М., 1983.
4 Отчет ГИАЦ МВД РФ ф. 492 «Сведения о лицах, совершивших преступления» за январь-декабрь 2015 года; за январь – декабрь 2020 года.
5 Статистический сборник. Население // Госкомстат России. М., 2001. - С. 88.
6 Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2020 года // Статистический бюллетень. М., 2020.
7 М. Демидова «В России больше всего в мире образованных людей: сколько из них имеют диплом вуза?». Информационный портал «Я капиталист». 14.02.2020. // https://yakapitalist.ru/finansy/rossiyan-vysshim-obrazovaniem/
8 Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18.04.2018 года // https://procrf.ru/news/624894-doklad-generalnogo-prokurora-rf.html
9 В.В. Нодельман «Российские преступники стали старше и образованнее». Интернет-портал МИЦ «Известия». 27.04.2017. // https://iz.ru/news/693290
10 Там же.
11 Там же.
12 Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ // http://www.cdep.ru/index.php?id=79
13 Н. Козлова «Что известно о задержании экс-замминистра Марины Раковой?». Издание «Российская газета». 06.10.2021. № 230. // https://rg.ru/2021/10/06/zaderzhana-byvshaia-zamministra-prosveshcheniia.html
14 Данные судебной статистики: Там же.