Явление тревожности достаточно хорошо изучено в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых (С.М. Алмосов, И.Ю. Кулагина, И.В. Старшинина, В.А. Попов, D.N. Caglar, L.P. Stott). По определению Р.С. Немова тревожность представляет собой постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [2].
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. В современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях, тревожность становится одним из определяющих факторов в развитии личности. В настоящее время увеличилось количество тревожных школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, страхами, эмоциональной неустойчивостью, поэтому проблема тревожности и ее своевременной профилактики является весьма актуальной.
Жизнь современных школьников насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.
Последние несколько лет психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации стала обязательным требованием. Неоднократно на экзаменах складывалась ситуация, когда даже хорошо подготовленные ученики находились в остром стрессовом состоянии, не могли сосредоточиться и сдавать экзамен. Стресс может проявляться по-разному: школьник может, как постоянно выходить из кабинета, чтобы успокоиться, так и расплакаться прямо на экзамене.
При сдаче ЕГЭ выпускники лишены психологической поддержки, принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании. ЕГЭ – это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его значимость, а, следовательно, и уровень тревоги обучающихся. Для тревожных школьников особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе.
Профилактика тревожности в процессе подготовки к ЕГЭ очень важна: необходимо научить выпускников элементарным навыкам саморегуляции, а также скорректировать их мировоззренческую позицию о том, что успех или неуспех на экзамене делает их хорошими или плохими людьми.
На наш взгляд, наиболее важным является информирование обучающихся о признаках стресса, чтобы они не пропустили критический момент, когда необходимо отдохнуть. Школьникам необходимо обратить внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Они должны знать, что физиологическими признаками стресса является бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы; психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность.
Для успешной сдачи ЕГЭ нужно сосредоточенное и спокойное состояние. Умеренная тревожность мобилизует силы организма, повышает умственную активность. Однако если волнение мешает сосредоточиться, можно применить навыки управления своими эмоциями.
С целью профилактики тревожности в процессе подготовки к ЕГЭ, обучающимся можно предложить несколько психологических упражнений для улучшения навыка регуляции своего эмоционального состояния.
Техника аутотренинга. Слова, несмотря на их нематериальность, имеют силу воздействия, поэтому, формулой аутотренинга будет утверждение: «Все хорошо, я все помню и знаю».
Дыхательные упражнения. С помощью данной техники можно избавиться как от уже разыгравшегося приступа тревоги, так и от надвигающейся волны беспокойства. Существует множество дыхательных упражнений, например:
приложить ладони к животу и начать медленно вдыхать и выдыхать, считая до 10;
сконцентрироваться на дыхании: глубокий вдох, а затем выдох в 2 раза длиннее вдоха (при этом важно не думать о том, что вызывает негативные эмоции);
несколько раз быстро втянуть воздух носом, после чего сделать продолжительный выдох ртом.
Эти упражнения можно выполнять ежедневно качестве профилактики тревожности или использовать их в качестве средства скорой помощи.
Техники мышечной релаксации. С помощью этого метода можно сократить периоды состояния общей тревожности, научиться расслаблять напряжение мышц, улучшить качества сна, а также повысить самоконтроль и достичь высокого уровня релаксации. Мышечное упражнение «Кинг-Конг».
1.Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает громадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равномерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук – кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.
2.Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдохните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. Потом откройте глаза.
Техника визуализации. Закройте глаза и представьте, как вы идете по улице старого города, по мощеной булыжником дороге, мимо старинных домов с замысловатой архитектурой. Вы видите старый храм и направляетесь к нему. Поднимаетесь по каменным ступеням и открываете резные двери. Вы в храме тишины. Не слышно ни звука, только спокойствие и тишина. Прислушайтесь к себе, нравится ли вам здесь? Почувствуйте покой и благодать этого места. Медленно открывайте глаза.
Таким образом, посредством различных психологических техник и упражнений можно проводить профилактику тревожности у обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ, минимизировать уровень предэкзаменационного стресса и обучать методам саморегуляции.
Список литературы:
1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды / И. А. Баева // Профессиональное образование. Столица. – 2016 – №4.
2. Капитанец Д.А. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – ART 75009. – 0,5 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75009.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
3. Такиуллина Л.И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – ART 75042. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75042.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.