На современном этапе феномен интонации вызывает огромный исследовательский интерес представителей самых разных отраслей научного знания: психологов, лингвистов, психолингвистов, теоретиков коммуникации, физиологов, педагогов, акустиков, музыковедов, математиков, инженеров. Связано это с тем, что интонация является эффективным средством общения, взаимодействия коммуникантов, фонетическим средством оптимизации речевого воздействия, а в экстремальных ситуациях становится инструментом распознавания психических, и прежде всего, эмоциональных состояний человека.
Каждый человек в процессе коммуникации для удобства передачи своих эмоций окружающим его людям добавляет в свою речь комплекс взаимосвязанных компонентов: мелодику, интенсивность высказывания, длительность, темп речи и тембр произнесения. Именно совокупность этих компонентов и называется интонацией, без которой речь становится бедной и малопонятной, все эти интонационные единицы являются важным средством формирования высказывания и выражения его смысла.
Роль интонации в речи человека на столько велика, что без неё невозможно представить устной речи. Наши мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются с её помощью. Одно и то же слово может быть воспринято слушателем совершенно по-разному именно из-за его интонационной окрашенности.
Интонация напрямую связана с эмоциями человека. Особую роль при этом интонация играет в рамках целого текста: различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на его смысловые составляющие, осуществляет вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя.
Интонация в русском языке имеет несколько функций, без которых невозможно представить речевое высказывание.
Первой функцией является семантическая, которая предполагает выражение цели высказывания, его “коммуникативной организации”, различие частей высказывания по смысловой важности, её членение.
Второй функцией интонации является экспрессивная (эмотивная), которая предполагает выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи.
Третьей функцией интонации является синтаксическая, которая предполагает то, что синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом.
И четвёртой функцией интонации является эвфоническая, которая способствует благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений.
Эмоция, по определению И.Ю. Абелевой, «вылезает» наружу, прежде всего, в интонации — неотъемлемой составляющей живой человеческой речи. И хотя в конкретной ситуации интонация возникает сама собой, усваивается она в коммуникативном опыте. Г.А. Цукерман, характеризуя интонационную сторону речи, говорит о ней как об одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегчающей общение, способствующей успешному взаимодействию ребенка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. По исследованиям в. Кипсктгёаз, в современном образовательном пространстве интерес педагогов к интонации связан с преподаванием не только грамматически и стилистически правильной речи, но и отвечающей законам речевого общения, реализующей коммуникативные намерения говорящих.
Эмотивная интонация – это область выражения тех эмоций, которые могут составлять эмотивный компонент значения различных языковых единиц. Сфера функционирования эмотивной интонации – высказывания, но не любые, а прежде всего эмотивные, то есть высказывания, реализующиеся как эмотивный речевой акт, доминирующей иллокутивной силой которого является выражение эмоций субъекта речи.
Для понимания феномена эмотивной интонации важным является положение Л.С. Выготского об органичном единстве эмоциональных и интеллектуальных процессов в речевом мышлении, получившее дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Я. Рейковского, С.Л.Рубинштейна. В соответствии с этим положением эмоции рассматриваются как одна из форм отражения, познания и оценки объективной действительности; связаны с потребностями человека, лежащими в основе мотивов его деятельности, в том числе и речевой.
Традиционно в отечественной психологии под эмоциями понимается такой вид психических процессов, которые протекают в форме непосредственных переживаний и выражающих отношение человека к объективной действительности и к самому себе. Процессы отражения, познания и оценки действительности и эмоции взаимообусловлены. С одной стороны, эмоции детерминируют другие психические процессы и деятельность человека. С другой стороны, познавательная активность индивидуума во многом определяет возникновение и течение эмоций. C.JI. Рубинштейн утверждал, что «эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или эффективности, как таковой. Эмоциональные процессы никак не могут противопоставляться процессам познавательным. Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство эмоционального и интеллектуального».
Изучение интонации ведется с конца XIX века (Г.Суит, Д. Джоунз). В отечественном языкознании основы изучения интонации заложены М.В. Ломоносовым, В.А. Богородицким, В.Н. Всеволодским-Гернгроссом, А.М. Пешковским, Л.В. Щербой. До середины XX века интерес исследователей сосредоточился на выявлении роли интонации в различении типов высказывания, в 40-х – 50-х годах в центре внимания была проблема соотношения интонации и синтаксиса, в 60-е годы велся интенсивный поиск единиц интонации, в 70-е – 80-е годы возрос интерес к исследованиям в области фоностилистики и интонации текста. Истоки понимания интонации восходят к трудам М.В. Ломоносова, который, дает следующее определение: «изменяется голос выходкою; второе – напряжением, третье – протяжением, четвертое – образованием». Один из первых исследователей интонации В.Н. Всеволодский-Гернгросс раскрыл комплексный характер интонации, состоящий из целого ряда фонетических средств (высоты, силы, темпа, тембра).
Большинство лингвистов определяют интонацию как явление, эмоционально воздействующее на слушателей, как сложный комплекс «гетерогенных» величин или структуру взаимообусловленных и взаимодействующих характеристик организации звуковой волны, а с точки зрения своей физической природы – комплексом ряда просодических компонентов (В. А. Артемов, А.Р. Зиндер).
Как отмечает Л.Р. Зиндер, для выражения эмотивных оттенков речи первостепенное значение в структуре интонации имеет интонационный тембр. Когда говорят: «Это было сказано с гневом» или «с радостью», или «со страхом» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения.
В. И. Шаховским был введён термин «эмотивность» для противопоставления эмоциональности, как категории неязыковой, экстралингвистической, психологической, относящейся к явлениям внутреннего мира человека, и эмотивности как языковой категории.
По Л.К. Цеплитис «выражение эмоций интонационными средствами называется эмотивной интонацией». Уточняя данную формулировку, в соответствии с подходом Н.Д. Светозаровой, Л. А. Пиотровской, отметим, что это область восприятия и выражения конкретных эмоций, контролируемых говорящим, передающихся посредством интонационного тембра и определяющих коммуникативную цель высказывания. Базой эмотивной интонации является совокупность просодических компонентов: тона (мелодики), силы (интенсивности) и темпа речи.
При психолингвистическом подходе круг исследуемых эмоциональных единиц соотносим с широким пониманием эмоциональности, предлагаемым Л. Г. Бабенко, объединяющей лексику эмоций и эмоциональную лексику. Так, лексика эмоций в понимании Л. Г. Бабенко соотносима с первыми двумя классами единиц в последующей классификации, эмоциональная лексика – с третьим классом.
В общем случае говорят о трех типах эмоциональным единиц:
1) слова, называющие эмоции – единицы, которые непосредственно соотносятся с каким-либо эмоциональным состоянием (грусть, радость), процессом (беспокоиться); описывают (она грустная) или выражают его (я веселый);
2) слова, связанные с эмоциями, – единицы, которые характеризуют поведение, свойственное для какого-либо эмоционального состояния (смех, истерика, кричать);
3) так называемые «эмоционально-нагруженные слова», – это слова, которые либо выражают эмоции говорящего по отношению к предмету речи (весельчак), либо способны вызвать эмоции у собеседников (злокачественный). В эту же группу включаются разного рода инвективы, нецензурные слова, междометия, ласкательные слова и др.
С позиции психолингвистики эмоциональные смыслы могут актуализироваться в любом слове (в независимости от того, есть ли в его семантике эмоциональный компонент или нет), единицам присваивается статус эмоциональных не на основании лингвистического анализа их лексического значения в контексте, а на основе той характеристики, которую им дают воспринимаемые их носители языка и на основании данных о влиянии эмоциональных смыслов на восприятие и когнитивную обработку слова, эмоциональным может стать практически любая лексическая единица, если она находит эмоциональный отклик у воспринимающего его субъекта.
Л. А. Пиотровская дифференцированно охарактеризовала эмотивную функцию интонации в трёх аспектах:
коммуникативноэмотивная функция – эмотивная интонация способна выполнять функцию противопоставления эмотивных высказываний как самостоятельного коммуникативного типа высказываниям других коммуникативных типов (повествовательным, вопросительным, побудительным);
эмотивнодифференцирующая функция – эмотивная интонация способна дифференцировать разные типы эмотивного / эмотивнооценочного значения эмотивных высказываний;
формообразующая функция – оформление эмотивных высказыванием соответствующим эмотивным типом интонации является обязательным условием адекватного понимания слушающим типа эмоции, выраженной говорящим.
В большинстве моделей порождения речи (Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) интонационная программа оформления звучащей речи имеет определенное место. В основном выделяются следующие уровни: 1) возникновение мотива; 2) формирование замысла высказывания; 3) смысловое структурирование замысла; 4) семантическое синтаксирование, преобразующее продукт смыслового синтаксирования в форму, которая подчинена правилам глубинной грамматики; 5) поверхностное синтаксирование, представляющее собой процедуру преобразования высказывания в структуру, организованную по правилам конкретного языка с использованием языковых операций фонологического, артикуляторного, просодического, синтагматического, парадигматического типа; 6) фонологическое и моторное программирование высказывания, предусматривающее сегментарный и супрасегментарный уровни. Этот процесс осуществляется на фоне фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпоритмической программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки (А.А. Леонтьев, Д. Слобин, Дж. Грин, Е.М. Верещагин).
Эмотивность речи, по мнению И. А. Мурзиновой, определяется ее объективным содержанием: выбором лексических средств (эмоционально «насыщенных» лексем, речевых оборотов, сленга и т. п.), их сочетанием (синтаксисом), выразительными средствами синтаксиса.
Таким образом, можно сказать, что эмотивная интонация в психолингвистике понимается как область выражения тех эмоций, которые могут составлять эмотивный компонент значения различных языковых единиц. Проблемами развития эмотивной интонации в психолингвистике занимались такие учёные, как Л.Р. Зиндер, В.И. Шаховский, Л.А. Пиотровская, Л.Г. Бабенко, Л.К. Цеплитис, Н.Д. Светозарова, И.А. Мурзинова и др. Их вклад в развитие представлений о необходимости развития эмотивной интонации помогает детям и по сей день развивать свой речевой навык.
Список литературы
1. Беткер, Л.М. Психологические особенности восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характеристикам речи младшими школьниками с задержкой психического развития: автореферат дис. ... канд. психол. наук / Л.М. Беткер. - Нижний Новгород, 2009 - 23 с.
2. Выготский, Л.С. Проблема развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З Проблемы развития психики / под ред. A.M. Маттошкина — М.: Педагогика, 1983. — С. 2-45.
3. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во: Моск. ун-та., 1971.- 41 с.
4. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов.- М.: ИП РАН, 2011.-528 с.
5. Пиотровская, Л.А. Эмотивная функция интонации и проблемы моделирования речевой деятельности / Л.А. Пиотровская // Русская речь в современном вузе: Сборник материалов IV Международной научно-практической интернет-конференции. - Орел, 2008. - С. 32 - 38.
6. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: 3-е издание, исправленное и дополненное / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. — М.: Просвещение, 1985 — 399 с.
7. Севастьянова Е.В. Особенности развития эмотивной интонации у дошкольников с нарушением зрения / Е.В. Севастьянова // Вестник Череповецкого государственного университета. Выпуск 4 (51). Т. 1. -Череповец, 2013 - С. 133-137.
8. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.