Игра является неотъемлемым феноменом общественной жизни. Проблема игры как формы организации жизнедеятельности детей находятся в центре внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А. Адлер, И.В. Зайцева, Ж. Пиаже, В.И. Селиверстов и др.).
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» игра рассматривается, как предмет, «которым и в который играют», «забава, установленная по правилам», и «вещь для того служащая» [4].
С.И. Ожеговым игра рассматривалась как некий «вид (способ) развлечения» [10].
В «Советском энциклопедическом словаре» А.М. Прохорова игра представлена, как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [3]
В «Авантовской энциклопедии для детей» под игрой подразумевается доставляющая удовольствие условная деятельность, которая позволяет детям воспроизводить и моделировать формы взаимоотношений между людьми. Авторы данной энциклопедии (М.И. Аксенова, Д.С. Володихин, Л.И. Поликовская) предлагают рассматривать игровую деятельность детей в качестве занятия, возникшего на основе народных обычаев, служащего для развлечения и преследующего определенные воспитательные цели [1].
Исследуя природу многочисленных вариантов существования игры в человеческом сознании, культуре, как одной из первичных форм деятельности и важнейший элемент онтогенеза и филогенеза, многие исследователи (В.И. Селиверстов, С.А. Стрельникова, Е.Р. Фадеева) закономерным образом соотносят, систематизируют и анализируют сведения, интегрирующие и синтезирующие данные о классификациях и теориях игры и игровой деятельности, позволяющие подойти к пониманию сущности игры интеллектуальной в качестве уникального социально-культурного феномена в его философском, психолого-педагогическом, этическом и культурологическом аспектах [6,11,15].
На основе сравнительного научного анализа социально-философских, культурологических, психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных ученых мы охарактеризуем сущность понятия и психологическую структуру феномена игры как основы формирования игровых навыков детей дошкольного возраста.
Е.Н. Тутикова подчеркивает, что игра представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом [12].
В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. Кроме того, что игра занимает значительную часть свободного времени ребенка, она служит средством для качественных изменений в его самосознании.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (О.Л. Цапко, Д.Б. Эльконин и др.) [16, 17].
Важнейшей особенностью игры является то, что она не зависит от материалов, видов деятельности или контекстов, а скорее, от отношения самого игрока к ней как к игре. Должны существовать внутренние мотивационные факторы, а не обещание внешнего вознаграждения за выполнение той или иной части игры. Умение играть является истинно добровольным, которое проявляется во внимании к самому процессу игры, а не в ожидании ее окончания, когда появится возможность получить вознаграждение.
Игровая деятельность включает в себя определенное освобождение от рамок реальности, приятное и безопасное времяпрепровождение, и активное вовлечение благодаря внутреннему интересу самих игроков. Все эти характеристики плохо соотносятся с характеристиками поведенческой интервенции – многократные повторения, внешние поощрения и отсутствием гибкости.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетными. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.
В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: «Сюжетно-ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [18].
Н.П. Аникеева отмечает, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке [2].
Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников – окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.
С.Л. Новоселова: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков» [9].
Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Свободная сюжетно-ролевая игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка конкретного «продукта». В ней все происходит «как будто». Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать «желаемые события». Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.
К видам сюжетно-ролевых игр С.Л. Новоселова относит:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу, и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками [9].
Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры органично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.
Е.Р. Фадеева подчеркивает, что сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные [15].
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Сюжетно-ролевая игра важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более попятным
Наблюдая поведение ребенка в сюжетно-ролевой игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. Подавляющее большинство сюжетно-ролевых игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через сюжетно-ролевую игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Л.И. Кобышева рассматривает сюжетно-ролевую игру как самостоятельную творческую деятельность детей [7].
Анализ трудов Л.С. Выготского, И.С. Урунбаевой, Д.Б. Эльконина и других позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте как особый вид игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, в которой создаются наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделирует их отношения.
Сюжетно-ролевая игра обладает основными чертами: эмоциональной насыщенностью и увлеченностью детей, самостоятельностью, активностью, творчеством. Основная особенность сюжетно-ролевой игры характеризуется наличием в ней воображаемой ситуации [7].
Основная цель сюжетно-ролевой игры заключается в развитии творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед педагогами стоят задачи:
развития игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте;
расширения тематики сюжетно-ролевых игр, углубления их содержания;
приобретение положительного социального опыта;
использования игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
разностороннего развития личности дошкольника, включая активизацию психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), личностных качеств, усиления и дальнейшего развития эмоциональных и волевых проявлений ребенка;
подготовки дошкольников к жизни в социуме, социализации его личности [5].
В своих исследованиях Д.В. Менджерицкая подчеркивает, что в процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников выделяются предмет исследования сюжет игры и ее этическое содержание, которые позволяют ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение. Сюжетно-ролевая игра, которая возникает на основе нравственного ценного сюжета, влияет на детей воспитывающим образом, направляет их взаимоотношения не только в ходе игры, но и в повседневной жизни.
Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ, вызывающий у них положительные эмоции, повышающий интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, то есть дети выражают свое отношение к нему, комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события [8].
Д.В. Менджерицкая, определяя сюжетно-ролевую игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности [8].
При этом автор отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в наглядно-образной действенной форме труд и взаимоотношения между людьми, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств [8].
Таким образом, сюжетные-ролевые игры значимы для всестороннего развития ребенка.
На самостоятельный характер сюжетно-ролевой игры и значимость этой особенности для развития личности ребенка указывали как педагоги, так и психологи. Сюжетно-ролевая игра должна переходить в форму детской самодеятельности.
Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) отметили следующую особенность детской игры: основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Она заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и осуществляет ее в создаваемой самим игровой обстановке. Для мнимой ситуации также характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия в принятой ребенком роли взрослого. Результаты многолетних наблюдений, изучение особенностей детских игр позволили исследователям выделить в развитии сюжетной игры ряд этапов.
Д.Б. Эльконин в сюжетно-ролевой игре ее сюжет и содержание [17].
Сюжет – это та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре.
Содержание игры – это содержание деятельности детей, которое воспроизводится играющим ребенком в ходе развертывания сюжета.
В начале дошкольного возраста содержание игры ребенка составляет воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий, затем в качестве содержания выступает уже воспроизведение социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами, и, наконец, на более позднем этапе, - воспроизведение социальных и межличностных отношений.
По мнению А.П. Усовой, развитие сюжета в играх детей идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, и развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего – это близость темы игры к опыту ребенка [14].
Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются игровые умения и способности, положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.
Поэтому основным показателем игровой деятельности детей являются сформированные игровые навыки.
Игровые навыки – это преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) [16].
Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня.
Согласно определению И.С. Урунбаевой, игровые навыки – это система закрепленных правильных и быстрых действий при решении задач в процессе сюжетно-ролевой игры [13].
Обобщив вышесказанное, отметим, что под игровыми навыками стоит понимать успешное выполнение игрового действия или более сложной игровой деятельности, связанной с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий сюжетно-ролевой игры.
Д.Б. Эльконин высказывает свое мнение о том, что игровые навыки – это промежуточный этап овладениями новым способом действия, основанным на каком-либо знании и соответствующим правильным использованием этого знания в процессе игровой деятельности [17].
Целью педагогических воздействий по отношению к формированию игровых навыков в сюжетно-ролевой игре, по мнению Д.Б. Эльконина, должна быть не «коллективная проработка знаний» или «тем», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая в контакт со сверстниками в небольших игровых объединениях [17].
Показателями сформированности игровых навыков в сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте являются:
проявление интереса к игровым действиям сверстников;
выполнение несколько действий с одним предметом и перенос знакомых действий с одного объекта на другой;
соблюдение правил игры;
ребенок называет свою игровую роль и игровые действия;
выполнение с помощью взрослого несколько игровых действий;
самостоятельный подбор игрушек и атрибутов для игры, умение использовать предметы-заместители;
следование ролевому поведению;
умение связывать сюжетные действия с ролью;
разнообразные игровые интересы и проявление инициативы в игре и т.д. [17].
Таким образом, на основе проведенного анализа феномена игры в психолого-педагогической теории и практике, следует констатировать, что игра представляет собой метод, средство и форму организации педагогического воздействия на ребенка-дошкольника.
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и так далее.
Игровые навыки – это успешное выполнение игрового действия или более сложной игровой деятельности, связанной с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий сюжетно-ролевой игры.
Показателями сформированности игровых навыков в дошкольном возрасте являются: проявление интереса к игровым действиям сверстников, выполнение несколько действий с одним предметом и перенос знакомых действий с одного объекта на другой, выполнение с помощью взрослого несколько игровых действий, соблюдение игровых правил, самостоятельный подбор игрушек и атрибутов для игры, умение использовать предметы-заместители, следование ролевому поведению, разнообразные игровые интересы и проявление инициативы в игре и т.д. В норме игровые навыки должны быть сформированы к концу дошкольного возраста.
Список литературы
Аксёнова М.И., Володихин Д.С, Поликовская Л.И. Авантовская энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 2010. – 674 с.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой// Педагогика и психология. – Новосибирск. –2017. –№11. – С.33-45.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. – 987 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. Том 1. – М.: Медиа, 2006. – 1196 с.
Зайцева И.В. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ: практ. журн. – 2011. – № 10. – С. 48-57.
Игры в логопедической работе с детьми // ред.-сост. В.И. Селиверстов. - М.: Гном, 2010. - 83 с.
Кобышева Л.И. Сюжетно-ролевая игра как психолого-педагогическая проблема // Обучение дошкольников. – 2010. – № 1. – С. 58-66.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Т.А. Марковой.: Просвещение, 2001. – 455 с
Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. - М., 2001. – 256 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.
Стрельникова С.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: метод, пособие. 2-е из. – М.: Экзамен, 2006. – 160 с.
Тутикова Е.Н. Картотека игр-драматизаций для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2016. – 196 с.
Урунбаева И.С. Игры в воспитании детей дошкольного возраста // Специальное образование. – 2014. - №11. – С.89-95.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
Фадеева Е.Р. Учимся, играя. – М., 2010. – 87 с.
Цапко О.Л. Потенциал игр-драматизаций в обучении дошкольников с РАС. – М., 2011. – 225 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2005. – 569 с.
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 2004. - №3. - С. 5-19.].