СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Молодежь является одной из наиболее незащищенных социальных групп, к тому же подверженных деструктивным изменениям современного общества.

Специфика российского молодежного социума заключается в том, что в его развитии находят отражение как глобальные проблемы, характерные для молодежи в целом как социально-демографической группы, так и регионально-национальные особенности, обусловленные социальными трансформациями российского общества.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2020 № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации [1].

В последние времена численность молодежи в России снижается. Следовательно, уменьшается ее доля и в общей структуре населения страны. Количество молодежи в России по статистике в 2016 году – 31,4 млн. (14–30 лет), что составляет 21,5% от общего населения. Причем уже 4 года представители мужского пола доминируют в процентном соотношении (50,8%).

Феномен молодежи имеет культурно-историческое, социально-экономическое и психологическое своеобразие. На данном этапе социализации человека формируется готовность к выполнению общественных социальных ролей, на этот период приходится становление социальной и психофизиологической зрелости [9, c.286].

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодёжь как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культур и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Актуальность данной темы, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей

Основная часть. Социализация молодежи представляет собой двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом, по возрасту относящимся к молодежи, социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий молодому человеку функционировать в данном обществе [6, с.17].

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни

Под социализацией следует понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

Основная особенность социализации молодых людей состоит в том, что на этапе молодости завершается первичная и начинается вторичная социализация. Индивид начинает осваивать нормы и ценности социального окружения с учетом того, что он успел воспринять на этапе первичной социализации. Молодой человек ориентируется уже не столько на конкретных «других», сколько на обобщенного «другого», либо отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями, поскольку в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе [5, c.82].

К особенностям социализации молодежи относится также большая значимость так называемых барьеров перехода – границ между различными этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолевать такого рода барьеры помогают так называемые ритуалы перехода – институционализированная и формализованная система коллективных действий, принятая в данной культуре. Универсальная модель таких ритуалов, которая состоит из трех этапов: фаза отделения от группы, пограничная фаза и фаза реинтеграции. Выражением таких ритуалов в традиционных обществах являются обряды инициации, которые в той или иной степени существуют и в современных обществах.

Рассматривая социализацию молодежи можно выделить несколько критериев для ее классификации. Во-первых, по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. Во-вторых, содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности. В-третьих, критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию [3, c.444-445].

К основным факторам социализации молодежи, определяющим ее ход и результативность, относят следующее:

 характер и особенности социального контроля в обществе и группе. На характер социального контроля влияют: соотношение формальных и неформальных регуляторов, обязательность или необязательность следования социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций за их нарушение, плотность социального контроля и т.д.;

 степень согласования или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности общества и окружения индивида;  особенности системы образования, сосредоточенность ее только на обучении или на воспитании, в том числе идеологическом, индивида;

 особенности семейно-демографической ситуации в обществе, наличие конфликта поколений либо относительно сбалансированное взаимодействие различных когорт; наличие в обществе эйджизма;

 дискретность, прерывность линейного развития общества, кризисы в его развитии;

 экономическая ситуация в обществе, востребованность молодежи на рынке труда;

 политическая ситуация в обществе, распространение экстремистских настроений и практик;

 информационная политика государства и характер деятельности СМИ, их сосредоточенность на определенных темах; степень многообразия источников информации и др. Значимость СМИ в процессе социализации обусловлена тем, что они являются не только каналами распространения норм и ценностей. Они также способны уводить массовое сознание от реальных проблем, замещая их ложными, концентрировать внимание массовой аудитории на определенном круге явлений, навязывать оценки и установки и др;

 характер референтных групп – тех, которые являются для молодежи образцом для подражания.

Таким образом, процесс социализации может быть, как стихийным, так и управляемым. В первом случае социализация протекает спонтанно, в процессе свободного общения, решения непредвиденных проблем, самостоятельного выбора путей выхода их нестандартных ситуаций. Эта особенность является одним из отличительных признаков социализации от воспитания как специально организованной деятельности педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Во втором - она является относительно регулируемым и осуществляется как преднамеренный и специально организованный процесс, что особенно характерно для образовательных учреждений.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания, а завершается с его смертью.

Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Факторы социализации могут осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов, условий социализации [6, c.24].

Cоциологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья.

Семья является первой и весьма специфической социальной средой, в которой оказывается ребенок сразу после рождения. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Подавляющее большинство семей – это определенная социальная подсистема, отношения между элементами которой (членами семьи) так или иначе структурированы [8, c.2].

Семья, как известно, выполняет функцию первичной социализации, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала, поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью.

Трансформация духовных основ, нравственных идеалов, позитивного правосознания создает обстановку обостренной социальной напряженности на всех уровнях социокультурных отношений, способствует зарождению и развитию деструктивных начал во многих сферах общественной жизни, в том числе и в главном социальном институте – семье. Безусловно, между личностью, семьей и обществом сложились сложные отношения: они взаимосвязаны и взаимозависимы, и в то же время они самостоятельны и суверенитеты, но, тем не менее, все же семья является той основой для формирования духовной безопасности ребенка через его ценностную систему, которая способствует сдерживанию рассогласованности между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами общества.

2. Школа.

Образование является социальным институтом, с помощью которого общество учит своих членов навыкам, знаниям, нормам и ценностям, которым им нужно научиться, чтобы стать хорошими, продуктивными членами своего общества. Образование является важной частью социализации.

Кроме формального учебного процесса в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакция учителей на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни человека. Отношения между сверстниками тоже часто формируются в школе.

Помимо обсуждаемых ценностей и убеждений, школы также учат нас быть конкурентоспособными. Они учат нас тому, что неудача - в данном случае плохие оценки - происходит из-за того, что я недостаточно усерден.

3. Средства массовой информации.

Средства массовой информации являются активным агентом приобщения индивида к обществу. Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Телевизионные шоу, фильмы, популярная музыка, журналы, веб-сайты и другие средства массовой информации влияют на наши политические взгляды; наши вкусы в культуре и многие другие убеждения.

СМИ – основной транслятор социального опыта, поэтому деятельность средств массовой информации в процессе социализации очень важна. СМИ «в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня (о чем думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий».

Определяя роль средств массовой информации в процессе социализации молодежи, можно сделать вывод о том, что СМИ являются средством формирования «моделей» социальной реальности, важнейшим источником нормативных образцов, циркулирующих в обществе, кроме того, СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения [4, c.4].

4. Социальные сети.

В современную жизнь все глубже проникают социальные сети. Социальная сеть - это отношения, которые связывают пользователей с другими людьми и группами, а через них - с другими людьми и группами и так до бесконечности. Социальные сети могут быть настолько большими и обширными, что человек в сети может совсем ничего не знать о своем так называемом друге. Но эти «друзья друзей» иногда могут быть важным источником практических советов и других видов помощи. Они могут «открывать двери» на рынке труда или могут познакомить вас с потенциальным романтическим партнером.

В Интернете в значительной мере удовлетворяется потребность в объединениях по интересам, которую не может обеспечить современная школа, университет, да и система образования в целом [7, c.8].

Мы все чаще живем в так называемом мире информационных технологий, который конкурирует с заводами и фабриками как основой нашей экономики. Если в прошлом веке автомобиль был признаком экономического и социального успеха, то смартфон или ноутбук является признаком экономического и социального будущего в наше время.

Социальные медиа быстро развиваются в современном мире и невозможно отказаться от этой новой формы средств массовой информации. Это не только важная часть социализации в группах сверстников, но и вовлечение молодых людей в более широкие сообщества.

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.

Таким образом, существуют различные формы оказания влияние на сознание человека, однако устойчивость социализации будет во многом зависеть не от количества, а от качества приобретенных знаний. Со временем молодежь будет стараться использовать эти знания, проявляя активность в той или иной деятельности.

В современном обществе существуют следующие фазы социализации:

Фаза адаптации. Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды [2, c.25].

Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности - субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для достижения совместимости с нею адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адаптированности будут нарастать, а социализация - благополучно осуществляться. Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами. Адаптация молодых людей имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направления адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В условиях современного общественного развития, проблема адаптации молодежи приобретает особое значение в рамках общего процесса их социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

Фаза интернализации. Второй фазой социализации личности является интернализация (интериоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).

Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Это может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя, в общем, такое совсем не обязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Источником процесса индивидуализации и свободы является социализация. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать. Поскольку социализация представляет собой процесс, то он включает несколько этапов: первичная, которая начинается в условиях семейного воспитания; затем с приходом ребенка в школу он приобретает новый опыт, новые знания; досрочный этап способствует усвоению будущих социальных отношений; этап ресоциализации- приобретение новых моделей поведения; организационный этап- включает процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения им новых социальных ролей;групповой этап-социализация внутри конкретной социальной группы; гендерный- процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола.

Заключение. Таким образом, работа, посвященная социализации молодежи, позволила сделать ряд значимых для исследования выводов.

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, которая характеризуется сложными процессами развития и интеграции в общество. Молодежь – это особое поколение, которое вступает в фазу экономической активности и должна стать поколением, от которого будет зависеть социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества.

Существуют факторы, оказывающие влияние на социализацию молодежи такие как: влияние СМИ, влияние семьи, школы, общения со сверстниками; непосредственное личное участие человека в практической политической деятельности.

Социализация молодежи - сложный процесс, имеющий большое значение для всего социума в целом. От того, какие нормы и ценности усвоит человек, каким образом сформируется его личность, мировоззрение, зависит то, как он будет функционировать в обществе, какую роль играть в его дальнейшем развитии

То есть в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Проанализировав научную литературу, раскрывающую суть и смысл социально-реабилитационной деятельности, мы выяснили, что благодаря процессам социализации молодое поколение перенимает от предыдущего жизненный опыт, материальные и духовные ценности, все богатство культуры, обеспечивая самовозобнавляемость социальной жизни. Общество продолжает функционировать благодаря социализации. Нарушение социализации индивида в обществе приводит к: развитию конфликта между личностью и обществом, конфликту поколений, дезорганизации общественной жизни, упадку культуры.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи.

Если мы хотим способствовать успешной социализации современной молодежи, соответствующей целям общественного развития, имеющей позитивно направленный вектор, необходимо, чтобы условия, создаваемые обществом для становления молодого человека, обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, способствовали развитию творческого потенциала, формированию способностей и ориентировали на соответствующее физическое, психическое и нравственное развитие

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации"[электронный источник]/ https://www.garant.ru/

Литература

2. Горяева Т.Н. Социализация молодежи. Аспирант и соискатель, №2, 2006 – 164 с.

3. Зубок Ю.А. и В.И. Чупров. Социология молодежи. Энциклопедический словарь [Текст] / Отв. ред. – М.: Academia, 2008. – 608 с.

4. Зейтунян М. А. Роль СМИ в процессе социализации молодежи- 5 c.

5.Лупандин В.Н. Cоциология молодёжи: Учебное пособие, Орел 2011- 239 c.

6. Магауова А.С. Социализация молодежи и современные молодежные субкультуры: учебное пособие.- Алматы: Казак универсiтетi, 2018.- 160 с.

7. Руткаускайте М.В. Молодежный интернет как пространство политической социализации и идентификации современной российской молодежи - Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. Выпуск 4(16), 2011

8. Фомченкова Г.А Семейная социализация как один из факторов формирования духовной безопасности молодежи – 4 с.

9.Фирсов, М.В. Ф62 Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. — М.: Академический Проект, 2007. — 432 с.

Просмотров работы: 1617