Лингвистический и психолингвистический анализ диалогической речи - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Лингвистический и психолингвистический анализ диалогической речи

Илюхина А.И. 1, Шведенко Ю.В. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из основных компонентов готовности к школьному обучению в дошкольном возрасте является развитие речи. Овладение языком, позволяет получить данные о речевых способностях детей и о их целостном психическом развитии.

В дошкольном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения, то есть в процессе диалогического взаимодействия.

Согласно А.А. Леонтьеву, рассматривающему диалог как деятельность, оно, как любая другая деятельность, имеет структуру, которую составляют способы и средства осуществления, цели и мотивы, форма и содержание [2].

По мнению М.И. Лисиной, диалог — это особый вид речевой деятельности, функции которого реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

Под задачей диалога М.И. Лисина понимает «цель коммуникативного действия человека, то, что ему надлежит сделать в данных конкретных обстоятельствах для удовлетворения своей потребности в общении» [3].

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. А.А. Леонтьев называет диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

По мнению Л.П. Якубинского, под диалогом понимается не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют социальное поведение людей в диалоге. Основные правила диалога содействуют социализации человека, вступающего в речевое взаимодействие с другими людьми. Правила ведения диалога опосредованы моральными и речевыми нормами. Поскольку диалог – это смена высказываний, связанных между собой одной темой, то вполне понятна целесообразность таких правил как: соблюдение очередности в разговоре; выслушивание собеседника, не перебивая; поддержание общей темы разговора [7].

А.А. Леонтьев в своих работах указывает, что диалогическая речь представляет собой особую стилистически однородную функциональную систему, противопоставляемую книжной речи, как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка [2].

В психологии диалог рассматривается как особая деятельность (М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т. В. Драгунова и др.). Основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в трудах Гальперина П. Я., Запорожца А. В. в соответствии с этим направлением предметом общения является взаимодействия или взаимоотношения общающихся (двух и более).

Под задачей диалога М.И. Лисина понимает «цель коммуникативного действия человека, то, что ему надлежит сделать в данных конкретных обстоятельствах для удовлетворения своей потребности в общении» [3].

Говоря о проблеме обучения ребенка связной речи, а в частности диалогу, Л.П. Федоренко отмечает, что слышащие дети довольно легко усваивают диалогическую речь, так как ежедневно слышат ее в быту.

Диалог исследуется в лингвистике в рамках изучения речи. Непосредственность и персональность общения, определяют преимущественное использование формы диалога, и возможность передачи части информации паралингвистическими средствами.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психолингвистика изучает диалог в рамках изучения коммуникативной компетенции, рассматриваемой как общее понятие, охватывающее процессы оперирования значениями языковых знаков (их сочетанием по определенным правилам и использованием в общении) и включающее языковую способность как составную часть. При таком подходе в коммуникативной компетенции выделяют семантический, синтаксический и прагматический уровни, или аспекты. Первые два составляют собственно языковую способность (компетенцию) – особую, иерархически организованную, многокомпонентную и функциональную систему, которая состоит из элементов и правил их функционирования.

По мнению Д.Э. Розенталя, диалогическая речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся:

отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала;

непосредственность речевого общения между его участниками;

непринужденность речевого акта, обусловленная отсутствием официальности в отношениях между участниками и самим характером высказывания.

О.Б. Сиротинина выделяет следующие особенности диалогической речи:

персональность общения (обращение к человеку, интересы и возможности понимания которого хорошо известны);

ситуативность общения (опора на ситуацию, использование для передачи информации не только слов, но и мимики, жестов).

Диалогическая речь характеризуется лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение диалогической речи необходимо вести с учетом её особенностей, т.е. учить строить диалог так, как он звучит в живом общении.

Диалогическая речь характеризуется значительно меньшей четкостью произношения, ритмизованностью (характерно чередование ударных и безударных сегментов речи), специфическим интонированием.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.

Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой говорится.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической.

Н.И. Жинкин выделяет несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно).

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов [1].

Являясь основным инструментом общения, диалог оказывает влияние на формирование познавательной сферы ребенка.

На основании сказанного можно заключить, что диалог имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста, а его формирование у них является важной речевой и общепедагогической задачей.

Структура диалога представляет собой многообразие сочетаний инициативных и ответных высказываний, среди которых можно выделить такие функциональные диалогические пары: вопрос - ответ; побуждение (предложение, приказание, просьба) - выполнение (отказ от выполнения); сообщение (информирование, утверждение) - выражение отношения. Неправомерно ограничение содержания обучения диалогу развитием только умений отвечать на вопросы и задавать их. Будет справедливо и научно обоснованно включить в это содержание развития у дошкольников следующих умений:

понимать разнообразие обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально-принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и на побуждения, выполнять или вежливо отказываться от выполнения;

вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнеров по общению к совместной деятельности, действию.

Диалог имеет две составляющие – языковую и личностную. Чтобы вести диалог, человек должен научиться правильно, пользоваться всеми составляющими родного языка: его звуковой, словарной, грамматической системами, необходимо овладеть умением правильно выражать мысли и чувства в форме развернутого высказывания, налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения [6].

Диалогические умения предполагают, владение достаточным запасом функционально разнообразных реплик, которые включают в себя такие частные умения как:

умение реплицировать (обмен репликами в диалоге);

умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии с - речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям;

умение учитывать новых речевых партнеров;

умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации.

Диалогическая речь проявляется в следующем: это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников; структурной единицей диалога считают элементарный акт речевого общения, состоящий из двух взаимообусловленных реплик; инициативность общения; реакция на обращения партнеров по общению (слушают и правильно понимают мысль, вносят соответствующие изменения и поправках); наличие конфликтности в общении; адекватность использования невербальных средств общения; Своеобразие разговорного синтаксиса. Это проявляется в глаголах повелительной формы, применение вопросительных, побудительных предложений, использование в полном объеме интонации для эмоционально-экспрессивной передачи смысла.

Диалогическая речь позволяет выделить три взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по формированию речевых и социально – этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью: формировать умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением; способствовать усвоению основных правил ведения диалога, его культуры; обучение правилам речевого этикета.

Таким образом, диалог – это многогранное понятие, которое изучается с точки зрения различных наук:

-В лингвистике диалог исследуется в рамках изучения речи, позволяющие использовать форму диалога, и возможность передачи части информации паралингвистическими средствами.

- В психологии диалог рассматривается как особая деятельность, основу которой составляет общение или взаимодействия общающихся лиц.

- В психолингвистике диалог рассматривается в рамках изучения коммуникативной компетенции, охватывающую процессы оперирования значениями языковых знаков, включающих языковую способность как составную часть.

Список литературы

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. 160 с.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. - 220 с.

Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982.-№4.-С. 18-35.

Нестерович Т.В. Овладение глухими школьниками речевым общением в условиях предметно-практического обучения: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1973.- 148с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659с.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000. 423с.

Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. М., 1986, с. 36-71.

Просмотров работы: 370